- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О нынешних отношений между Израилем и ЕС

Возглавляемый министром обороны Израиля Нафтали Беннетом религиозно-сионистский блок «Ямина» отправляется в оппозицию. Таким образом, в новом правительстве еврейского государства, которое, если не произойдет ничего не предвиденного, будет сформировано до конца текущей недели, возглавляемый премьер-министром Биньямином Нетаньяху Ликуд будет единственной правой партией. При этом ему будет принадлежать меньшая часть министерских портфелей. Большая их часть распределится между партнерами Ликуда: возглавляемой председателем (спикером) Кнессета Биньямином (Бени) Ганцем центристской партией «Бело-голубые», возглавляемой министром внутренних дел Арье Дери сефардской ультраортодоксальной религиозной партией ШАС, возглавляемым министром здравоохранения Яаковом Лицманом ашкеназским ультраортодоксальным блоком «Еврейство Торы» и возглавляемой депутатом Кнессета Амиром Перецом левой партией Авода.

Это дало основание Нафтали Беннету заявить, что речь идет о «левом правительстве во главе с Нетаньяху2. Несмотря на шумные протесты пропагандистов Ликуда, данное заявление имеет под собой основания, особенно если вспомнить, что, помимо тесно связанной с поселенческим движением партией «Ямина», в оппозиции оказались возглавляемая депутатом Кнессета Авигдором Либерманом правая партия «Наш дом – Израиль» (НДИ), основным электоратом которой являются репатрианты из бывшего СССР, и возглавляемая депутатом Кнессета Моше (Буги) Яалоном правоцентристская партия ТЕЛЕМ.

По сути, у Биньямина Нетаньяху есть только один путь заставить правую оппозицию замолчать – это распространить израильский суверенитет на Иорданскую долину и еврейские поселения Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабской терминологией). Такая возможность предусматривается разработанной американской администрацией президента Дональда Трампа программой мирного урегулирования арабо-израильского конфликта, известной как «сделка века». Недавно посол США в Израиле Дэвид Фридман заявил, что распространения израильского суверенитета на упомянутые территории – это внутреннее израильское дело и что США поддержат такой шаг.

Однако есть еще и Европейский союз, отношение которого к подобной возможности резко отрицательное. Министерство иностранных дел ЕС уже начало серию внутренних обсуждений по вопросу о том, как наказать Израиль, если и когда (премьер-министр Биньямин Нетаньяху обещает, что это произойдет уже летом) он распространит свой суверенитет на те или иные районы Иудеи и Самарии.

Израильские СМИ сообщили со ссылкой на информированные источников внутри руководства, что наиболее жесткую по отношению к еврейскому государству линию проводит министр иностранных дел ЕС (верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности [1]) Жозеп Боррель, испанский (каталонский) социалист, известный своей непримиримой враждебностью к Государству Израиль на протяжении уже многих лет. Ему противостоит в этом вопросе нынешняя глава ЕС (председатель Европейской комиссии), немка  Урсула Гертруда фон дер Ляйен.  Критически настроенные по отношению к политике Израиля европейские политики обвиняют его в том, что он использует общемировой кризис, вызванный пандемией коронавируса, для того, чтобы беспрепятственно осуществлять конкретные шаги, направленные на аннексию территорий Западного берега, которые, по мнению этих европейцев, должны стать частью независимого палестинского арабского государства.

Среди членов ЕС есть государства, занимающие радикально проарабскую позицию и настаивающие на принятии Европейским союзом радикальных карательных мер против еврейского государства в наказание за распространение им своего суверенитета на те или иные районы Иудеи и Самарии. К их числу относятся, прежде всего, Швеция, Ирландия и Люксембург.  В числе таких карательных мер упоминается, например, отмена соглашения об ассоциации, регулирующая отношения ЕС с Государством Израиль и предоставляющая последнему серьезнейшие торговые льготы. Такой шаг ЕС может нанести существенный ущерб израильской экономике. Помимо это, обсуждается возможность исключения Израиля из международной программы «Горизонт-2020», в рамках которой израильские исследовательские и научные учреждения получают гранты ЕС в размере сотен миллионов евро. Правда, следует отметить, что ЕС имеет возможность извлекать для себя выгоду из открытий и изобретений израильских ученых, работа которых финансировалась ими. И, наконец, выдвигается идея замораживания договора между ЕС и Израилем об «открытом небе», который еще окончательно не утвержден руководящими органами Европейского союза.

В четверг на этой неделе должна состояться очередная встреча министров иностранных дел государств-членов ЕС. Ожидается, что на ней среди прочего будет обсуждаться вопрос о реакции ЕС на ожидаемое распространение израильского суверенитета на части Иудеи и Самарии. Однако сомнительно, что по итогам этого обсуждения будет принято какое-либо конкретное решение. Следует учитывать то, что среди государств-членов ЕС есть и поддерживающие еврейское государство. Это, прежде всего, Венгрия, Чехия, Румыния и Болгария. А поскольку, согласно конституции ЕС, все существенные решения в сфере иностранной политики могут приниматься руководящими органами ЕС только с согласия всех государств-членов, можно ожидать, что в конечном счете дружественные по отношению к Израилю европейские государства заблокируют антиизраильские резолюции Европейской комиссии.

Израиль со своей стороны еще даже не начинал дипломатической кампании в поддержку распространения своего суверенитета на части Иудеи и Самарии. Пока дело ограничилось тем, что израильские послы, аккредитованные в государствах-членах ЕС провели лишь предварительные разъяснительные беседы с представителями местных правительств, в ходе которых  особо подчеркивалось, что новое правительство Израиля еще не сформировано и поэтому нет окончательного решения относительно принятия Кнессетом закона о распространении израильского суверенитета на определенные территории Иудеи и Самарии.

На этом фоне в минувшую среду посол ЕС в Государстве Израиль, итальянский дипломат Эмануэле Жуфре был вызван в израильское Министерство иностранных дел на встречу с заместителем начальника отдела Европы МИДа Анной Азари, Она потребовала от него разъяснений по поводу недавно появившегося официального письменного циркуляра руководящих органов Европейского союза, из которого следует, что лица и учреждения, связанные или солидаризирующиеся в террористическим арабскими организациями, могут получать финансирование от ЕС. Израильский МИД опубликовал в данной связи официальное письмо, в котором в частности было сказано, что «политика (Европейского – В.Ч.) Союза в том, что касается террористических организаций, представляет собой открытый чек, выдаваемый на подстрекательство, на поддержку террора и на участие в терроре». В ответном официально заявлении ЕС было сказано, что «Европейский Союз выступает против всякого подстрекательства к насилию или к ненависти. Обвинения Союза в том, что он поддерживает террор, не обоснованы и неприемлемы. Мы самым резким образом возражаем против подобного утверждения».

Пытаясь оценить возможное направление развитие событий, представляется уместным, прежде всего, констатировать следующие бесспорные факты:

  1. Биньямин Нетаньяху может быть назван самым успешным израильскими политиком. Его стаж на посту премьер-министра уже превзошел стаж основателя современного Израиля Давида Бен-Гуриона. Однако если Давид Бен-Гурион вошел в историю, как человек с именем которого связано восстановление государственной независимости еврейского народа, несомненный рекорд Биньямина Нетаньяху на сегодняшний момент – фантастическая политическая выживаемость. Ему уже за 70 (он родился в 1949 году) и он, несомненно, заинтересован войти в историю как национальный лидер, сумевший осуществить то, что казалось недостижимым. Именно поэтому надо полагать, что он очень хотел бы в принципе осуществить план распространения израильского суверенитета хотя бы на некоторые части Иудеи и Самарии.
  2. Едва ли ЕС в силах воспрепятствовать в этом Израилю. Помимо того, что среди членов ЕС есть, как уже было сказано, целый ряд государств, придерживающих открыто произраильских позиций, зависимость ЕС от разрабатываемых в еврейском государстве технологических инноваций весьма велика. Разрушение сложившейся системы экономического и научного сотрудничества между Израилем и ЕС нанесет серьезный ущерб не только Израилю, но и ЕС.
  3. У Биньямина Нетаньяху есть абсолютное большинство в Кнессете, гарантирующее ему, что закон о распространении суверенитета, если он будет выдвинут на обсуждение израильского парламента, будет принят. При этом за такой закон автоматически проголосуют перечисленные выше правые партии, оказавшиеся в оппозиции, но нет никакой гарантии, что его поддержат левые и центристские партнеры Ликуда по правящей коалиции. Тем не менее, нет никакого сомнения в том, что такой закон пройдет в Кнессете нынешнего созыва в любой момент.
  4. В феврале, когда такой закон был выдвинут НДИ пропагандисты Ликуда настаивали, что прежде необходимо провести подготовительную работу на местности – грубо говоря замеры, которые должны четко определить, где пройдут новые границы. Автор проживает в одном из поселений Иудеи, имеет родственников и друзей, проживающих в различных поселениях Иудеи и Самарии. За прошедшие месяцы до него не дошло никакой информации о том, что подобная подготовительная работа действительно где-то проводится. Это обстоятельство в сочетании с тем, что Биньямин Нетаньяху предпочел принять в свою новую коалицию левую партия Авода и исключить из нее правый блок «Ямина», вызывает серьезные сомнения относительно того, что он серьезно готовится к распространению суверенитета.
  5. «Окно возможностей», гарантирующее безусловную поддержку администрацией США распространения израильского суверенитета на те или иные части Иудеи и Самарии, может закрыться в случае поражения Дональда Трампа на президентских выборах, которые должны состояться в 3 ноября, прихода к власти демократа Джо Байдена.

Все это создает достаточно противоречивую картину, не позволяющую с той или иной степенью уверенности утверждать, что же в итоге сделает Биньямин Нетаньяху в отношении распространения суверенитета. Как показывает многолетний опыт, его решения могут оказаться очень неординарными.