- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (4 – 10 мая 2020 года)

Совет представителей (парламент) Ирака 7 мая выразил доверие правительству нового премьер-министра страны Мустафы аль-Казыми (шестого после 2003 г.) и одобрил его программу. Всего в новом правительстве будет 22 министра. При этом депутаты утвердили 15 из 20 предложенных М. аль-Казыми кандидатов, в том числе глав МВД, Минобороны и Минфина. Отвергнуты пятеро претендентов — на посты министров торговли, сельского хозяйства, по делам миграции и беженцев, юстиции, а также главы министерства культуры, туризма и древностей. Не рассматривались кандидаты на посты руководителей МИД и министерства нефти, так как «политический консенсус по этим номинантам до сих пор не достигнут».

При формировании кабинета министров новый премьер исходил из представительства политических блоков в парламенте. Так, шиитским фракциям было отдано 11 министерств, в их числе МИД, МВД, министерства нефти, электроэнергетики, здравоохранения, транспорта, культуры и ряд других. Сунниты получили шесть постов. Это — министерства обороны, образования, промышленности, планирования, торговли, а также молодежи и спорта. Курдам досталось три портфеля – министров финансов, юстиции и жилищного строительства, еще два министерства отданы представителям христианской общины. Таким образом, только через без малого полгода Ираку удалось преодолеть правительственный кризис.

Утверждение парламентом, хотя и неполное, состава нового правительств Ирака получило широкую поддержку за рубежом. Госсекретарь США М. Помпео в ходе телефонного разговора с М. аль-Казыми приветствовал новый кабинет министров. В знак его поддержки было сообщено, что Вашингтон продлевает Ираку на 120 дней разрешение на импорт электроэнергии и природного газа из Ирана. Ранее, 27 апреля, США продлили такое разрешение лишь на 30 дней (до 26 мая). Глава МИД Ирана М. Д. Зариф поздравил М. аль-Казыми с успешным формированием нового правительства, добавив, что «Иран всегда будет поддерживать иракский народ и его выбор». Поддержку новому иракскому правительству выразили ЛАГ и ряд арабских стран.

9 мая М. аль-Казыми заявил о желании пересмотреть стратегическое соглашение о союзе с Соединенными Штатами (2008 г.). По его словам, для принятия соответствующего решения была создана специальная группа, в состав которой входят специалисты по международным отношениям.

Между тем в конце апреля – начале мая боевики «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) усилили нападения на иракских силовиков (армию, федеральную полицию и шиитских ополченцев «Аль-Хашд-аш-Шааби»), а также гражданские объекты в провинциях Дияла, Салах-эд-Дин и Киркук. По оценке иракских военных, всплеск нападений ИГ является демонстрацией силы нового лидера террористической группировки. Таким путем «новый лидер ИГ, А. И. аль-Хашими аль-Курайши, заменивший убитого в ходе рейда США в конце прошлого года А. Б. аль-Багдади, надеется консолидировать свою власть и показать свою силу посредством увеличения военной деятельности».

Высший суд справедливости Израиля (БАГАЦ) отклонил 6 мая все апелляции с требованиями запретить премьер-министру Б. Нетаньяху формировать правительство по итогам выборов 2 марта и отменить коалиционное соглашение между партиями Ликуд главы кабинета министров и «Кахоль-лаван» спикера Кнессета (парламента) Б. Ганца. В итоге 7 мая Кнессет утвердил коалиционное соглашение между Ликудом и «Кахоль-Лаван», одобрив большинством в 72 голоса против 36, закон о ротации двух политиков, а также ряд других актов, которые обеспечат работу будущей коалиции. Первые 18 месяцев пост главы правительства будет занимать Б. Нетаньяху, после чего он на полтора года перейдет Б. Ганцу. В этот же день президент Израиля Р. Ривлин поручил формирование нового правительства лидеру Ликуда Б. Нетаньяху. Ему отведено на создание кабинета 14 дней. Сообщается, что Б. Нетаньяху и Б. Ганц договорились привести новое израильское правительство к присяге 13 мая.

6 мая министр обороны Израиля Н. Беннет подписал разрешение на строительство семи тысяч единиц жилья в еврейском поселении Эфрат на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ). При этом Н. Беннет заявил: «Я поручил оборонному ведомству и впредь решительно укреплять поселенческое движение. Импульс строительства не должен прерываться ни на минуту».

Администрация президента США Д. Трампа готова при определенных условиях признать суверенитет Израиля над Иорданской долиной и поселениями на ЗБРИ, заявил 6 мая американский посол в Израиле Д. Фридман. По словам посла, «когда закончится процедура разметки территорий, когда Израиль согласится заморозить строительство в районах территорий зоны C, на которые не будет распространён его суверенитет, когда премьер-министр заявит, что согласен на переговоры с палестинским руководством на основе «плана Трампа»…, мы признаем суверенитет Израиля в тех районах, которые, по плану, должны стать его частью». Причем «объявить о распространении суверенитета должно правительства Израиля. Мы признаем этот шаг, но сами это сделать не можем».

В Идлибской зоне на северо-западе Сирии не прекращаются взаимные ракетно-артиллерийские обстрелы между сирийскими правительственными войсками и боевиками террористических и экстремистских вооруженных формирований. Наибольшую активность проявляют в этом деле джихадисты из группировки «Хайат Тахрир аш-Шам» (запрещена в РФ). 9 мая боевики предприняли попытку обстрелять реактивными снарядами российскую авиабазу «Хмеймим» в провинции Латакия, которая была отражена средствами ПВО авиабазы. В ответ был нанесен массированный ракетно-артиллерийский удар по позициям противника в районе административной границы провинций Латакия и Идлиб.

«Турция больше не намерена терпеть участившиеся нападения в зоне безопасности в Идлибе, которые совершаются вопреки договоренностям по Сирии», — заявил 4 мая турецкий президент Р. Т. Эрдоган. «Если режим (президента САР Б. Асада) и террористическая организация не будут взяты под контроль, мы предпримем шаги», — подчеркнул Эрдоган.

На минувшей неделе состоялись два очередных совместных российско-турецких патрулирования участка трассы М4 в зоне деэскалации Идлиб. Протяженность их маршрута была увеличена до примерно 15 км, и патрули впервые достигли города Эриха.

В ночь с 4 на 5 мая израильские ВВС нанесли несколько ракетных ударов по позициям и объектам сирийской армии и поддерживаемых Ираном шиитских вооруженных формирований в различных районах Сирии. Так, ракетные удары были нанесены по военным складам в районе Ас-Сафира к юго-востоку от города Алеппо на севере САР. Атаке подвергся также научно-исследовательский центр в окрестностях Алеппо. Кроме того, израильской атаке подверглись позиции сирийской армии и проиранских шиитских сил на востоке страны в районе города Эль-Маядин в провинции Дейр-эз-Зор. Как сообщается, в последнем случае погибли 14 иранских военных и бойцов союзных с ними формирований.

Сложная обстановка сложилась в южной провинции Дераа, где возросло число нападений боевиков на представителей власти и правительственные войска. Аналитики связывают это с деятельностью «спящих ячеек» распавшегося в 2018 г. так называемого «Южного фронта». В частности, в районе Аль-Музейриб на юго-западе провинции Даръа боевики убили в ходе нападения девять полицейских. С целью стабилизации обстановки в регион были направлены крупные силы правительственной армии, которые 8–9 мая провели войсковую операцию в Аль-Музейрибе с целью поиска и уничтожения боевиков.

США сокращают свое военное присутствие в Саудовской Аравии. Так, поступила информация о выводе с территории королевства четырех батарей ЗРК «Пэтриот». Ранее американцы уже вывели из ближневосточного региона две эскадрильи истребителей и отзывают из КСА несколько десятков военнослужащих. Пентагон в скором времени рассмотрит вопрос о сокращении числа боевых кораблей ВМС США в Персидском заливе. Переброска американских ЗРК «Пэтриот» из КСА не обусловлена снижением угрозы, исходящей со стороны Ирана [как об этим сообщалось в СМИ], заявил 8 мая госсекретарь США М. Помпео. Он заверил в приверженности Соединенных Штатов обеспечению безопасности Саудовской Аравии, призвав не рассматривать вывод ЗРК в качестве средства «давления [на Эр-Рияд] по вопросам нефти».

Президент США Д. Трамп обсудил 8 мая с королем Саудовской Аравии Сальманом важность стабильности на мировых энергетических рынках. Два лидера согласились «с важностью стабильности на мировых энергетических рынках», а также подтвердили прочное сотрудничество между США и КСА в сфере обороны.

Ливийцам необходимо прекратить раскол и начать политический диалог под эгидой ООН, заявил 5 мая глава заседающего в Триполи Правительства национального согласия (ПНС) Ливии Ф. Саррадж. В частности, он заявил: «Приветствую все политические инициативы, призывающие к мирному урегулированию нынешнего кризиса вдали от боевых действий и навязывания статус-кво с помощью оружия и кровопролития. Призываю все стороны и политические силы взять на себя ответственность за прекращение раскола, а также необходимости ускорить возобновление политического диалога под эгидой ООН». Тем временем вооруженные формирования конфликтующих ливийских сторон – ПНС (с участием Турции) и Ливийской национальной армии (ЛНА) фельдмаршала Х. Хафтара – продолжают обмениваться огневыми и авиационными ударами в районе Триполи. МИД Турции 10 мая заявил, что в случае повторения обстрелов турецкого посольства в Ливии со стороны ЛНА Анкара готова открыть ответный огонь по позициям сил Хафтара.

США работают с представителями движения «Талибан» (запрещено в РФ), чтобы те начали переговоры с правительством Афганистана, заявил 5 мая глава Пентагона М. Эспер. Однако, как считает министр, «все движется не так быстро, как нам бы того хотелось. Сейчас идет обмен задержанными. Кроме того, политическим лидерам Афганистана необходимо собраться и определить формат совместной работы». По словам М. Эспера, президент Афганистана А. Гани и бывший премьер-министр А. Абдулла должны создать переговорную команду для начала межафганских консультаций. США же продолжат оказывать поддержку афганским партнерам, «когда их атакуют в нарушение достигнутых договоренностей (о прекращении огня в стране). В то же время мы продолжаем сокращение [военного присутствия]. Сейчас мы сосредоточены на том, чтобы гражданские лидеры Афганистана сформировали команду и сели за стол переговоров с «Талибаном». Мы говорим с талибами, призываем их и связанные с ними группировки сделать то же самое — сесть за стол переговоров с правительством Афганистана».

По имеющейся информации президент А. Гани и А. Абдулла договорились о рамках политического соглашения, выразив намерение урегулировать разногласия для преодоления кризиса в стране. Подробности достигнутых договоренностей пока не приводятся. Напомним, что 18 февраля А. Гани был официально объявлен победителем на президентских выборах. По итоговым данным Независимой избирательной комиссии, он получил 50,64% голосов избирателей. Кандидат в президенты и занимавший в тот момент пост премьер-министра страны А. Абдулла отказался признать итоги выборов.

Президент США Д. Трамп наложил вето на резолюцию Конгресса об ограничении его полномочий по использованию вооруженных сил против Ирана без соответствующего разрешения со стороны законодателей. По утверждению Трампа, резолюция «основана на неправильном понимании фактов и положений законодательства». Сенат Конгресса США не смог 7 мая преодолеть вето, которое наложил 6 мая президент на резолюцию Конгресса по Ирану.

 

Приложение

О некоторых особенностях внешней политики Египта

Египту традиционно была присуща роль одного из ведущих центров силы на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Руководство АРЕ во главе с президентом А. Ф. ас-Сиси проводит активную многовекторную внешнюю политику, исходя из национальных интересов страны и стремления укрепить лидирующие позиции Египта в арабском мире, на Ближнем Востоке и в Африке. Каир взаимодействует, причем во многом плодотворно, с различными региональными и мировыми «центрами силы». Для решения своих сложных внутренних проблем Египет заинтересован в поддержании стабильности в регионе и нормальных отношениях с соседними странами.

На сегодняшний день наиболее активно египетская дипломатия действует на Ближнем Востоке и в арабском мире. АРЕ по своему геополитическому положению не может оставаться сторонним наблюдателем происходящих здесь событий и стремится по мере возможностей оказывать воздействие на их развитие, отстаивая свои позиции и интересы в регионе. Вместе с тем, отсутствие у египтян достаточно эффективных экономических, военных и политических рычагов влияния, наличие влиятельных соперников, сильная зависимость Каира от иностранной финансовой, экономической и военной помощи не позволяют АРЕ стать в полной мере лидером арабского мира.

В Каире считают, что Египет и Саудовская Аравия являются «полюсами арабской региональной системы международных отношений». Саудовцы же полагают, что «безопасность арабского региона зависит от мира и стабильности в Египте». Каир поддержал многие саудовские политические и военные инициативы. В марте 2015 г. АРЕ присоединилась к арабской коалиции во главе с КСА, ведущей войну в Йемене против шиитских повстанцев-хоуситов. Египет в июне 2017 г. присоединился к Бахрейну, ОАЭ и КСА, и разорвал отношения с Катаром. Этот шаг был мотивирован «дестабилизирующей политикой эмирата, поддержкой им экстремистской идеологии и действующих в регионе террористических группировок, а также вмешательством в дела арабских государств».

Вместе с тем, руководство АРЕ не намерено жестко идти в фарватере саудовской политики, во всем следовать «подсказкам» из Эр-Рияда. «В Каире резонно посчитали, что национальные интересы страны не всегда совпадают с саудовскими «рекомендациями». Египет продемонстрировал готовность к диалогу с Эр-Риядом и смог отстоять собственные подходы к урегулированию региональных конфликтов. В частности, не во всем совпадают позиции АРЕ и КСА в отношении конфликта в Сирии.

Последовательно развиваются союзнические отношения с другими монархиями Персидского залива. ОАЭ и Кувейт оказывают политическую и финансово-экономическую поддержку Египту, предоставляют ему углеводороды для удовлетворения внутренних потребностей в сырье. АРЕ получила от этих стран льготные кредиты на длительные сроки на общую сумму более 6 млрд долларов.

Принципиально важным, ключевым для национальной безопасности Египта является вопрос распределения вод Нила. В этом контексте Каир пытается урегулировать спор с Эфиопией по поводу строительства в этой стране плотины «Возрождение» на Голубом Ниле, так как при вступлении гидросооружения в строй резко снизится водосброс в Нил, что самым негативным образом скажется на продовольственной безопасности АРЕ. Ведь 85% воды, потребляемой в египетском сельском хозяйстве, проходит через территорию Эфиопии. При этом Аддис-Абеба не собирается уступать в этом принципиальном для своего развития вопросе. Альтернативных же источников пресной воды у Египта нет. В марте 2020 г. трехсторонние переговоры с Эфиопией и Суданом по поводу плотины «Возрождение» были сорваны: эфиопская сторона фактически отказалась подписать проект соглашения о распределении воды Нила, представленный АРЕ на встрече в Вашингтоне. Как видится, с приближением сроков ввода плотины в строй к 2022 г. напряжённость вокруг проблемы распределения нильских вод будет усиливаться.

Египет активно участвует в ливийском конфликте, поддерживая совместно с ОАЭ Ливийскую национальную армию во главе с Х. Хафтаром. А. Ф. ас-Сиси заявил, что Каир никому не позволит контролировать Ливию и Судан, поскольку от ситуации в этих странах напрямую зависит национальная безопасность Египта. В Каире жестко осуждают действия Турции в Ливии, особенно военную помощь Анкары Правительству национального согласия Ф. Сарраджа. В то же время, как показывает развитие событий, ставка ОАЭ и АРЕ на Хафтара, по всей видимости, не привела к успеху.

Недружественными остаются отношения Египта с Турцией. В Анкаре не признают легитимность режима президента А. Ф. ас-Сиси, что остается главным препятствием для нормализации отношений между двумя странами.

Каир традиционно проявляет повышенный интерес к своему южному соседу Судану, стремится сохранить и по возможности улучшить отношения с Хартумом. В то же время отношения Каира с новыми властями в Хартуме складываются трудно.

Египет поддерживает мирное политическое урегулирование конфликта в Сирии, демонстрирует поддержку режиму президента САР Б. Асада, «основываясь на общности целей в борьбе с терроризмом и исламским экстремизмом». Каир выступает за скорейшую стабилизацию обстановки в Ираке, сохранение единства и территориальной целостности этой страны.

АРЕ не желает обострения отношений с Израилем, а тем более нового вооруженного конфликта с ним. Вместе с тем существующее недоверие между двумя государствами, накладывает негативный отпечаток на египетско-израильские отношения. В целом « речь по-прежнему идет о «мире между правительствами, а не между народами». Египетское руководство «старается не демонстрировать лишний раз своих связей с еврейским государством, чтобы не вызвать бурю негодование в стране».

Египет является сторонником скорейшего возобновления палестино-израильского диалога. Каир призвал стороны конфликта «начать переговоры под эгидой США и тщательно изучить «сделку века», предложенную Вашингтоном. В то же время АРЕ не поддержала решение президента США Д. Трампа о переносе американского посольства в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим и признании этого города столицей еврейского государства.

Радикальное палестинское движение ХАМАС в Каире рассматривают как палестинскую ветвь запрещенных в АРЕ «Братьев-мусульман», обвиняют во вмешательстве во внутренние дела Египта и оказании поддержки террористам, действующим на Синайском полуострове.

В последние годы значительно активизировались контакты Египта с США. А. Ф. ас-Сиси считает поддержание достигнутого уровня стратегического партнерства с Вашингтоном одним из основных направлений внешнеполитической деятельности Каира на среднесрочную перспективу. АРЕ заинтересована в восстановлении американской военной помощи в полном объеме. Президент А. Ф. с-Сиси осознает преимущества роли основного регионального союзника США для авторитета страны и не исключает присоединения к реализации новых американских инициатив на ближневосточном направлении. В то же время Египет в 2019 г. отказался от участия в Ближневосточном стратегическом альянсе — военно-политическом блоке под эгидой США, в котором должны были участвовать Саудовская Аравия, ОАЭ, Иордания, Катар, Бахрейн, Оман и Кувейт. Отметим также, что Вашингтон продолжает критиковать египетские власти за нарушения прав человека в стране.

Динамично развивается многоплановое сотрудничество АРЕ с европейскими странами, особенно с Францией. Руководство АРЕ стремится привлекать дополнительные инвестиции в национальную экономику, получать современные технологии, заинтересовано в финансировании европейцами крупных инфраструктурных проектов в стране.

В Каире обвиняют Иран во вмешательстве во внутренние дела АРЕ и других арабских стран. Египет считает, что, несмотря на выход США из Совместного всеобъемлющего плана действий по ядерной программе ИРИ, иранцы должны продолжать выполнять свои обязательства по этому договору, причем «таким образом, который гарантирует, что Иран останется государством чистым от ядерного оружия».

Динамично развиваются египетско-китайские отношения, имеющие характер «всеобъемлющего стратегического партнерства». КНР является ведущим торговым партнером АРЕ. Каир заинтересован в привлечении китайских инвестиций в египетскую экономику.

Поступательно развиваются многоплановые российско-египетские отношения. В Каире заявляют, что улучшение отношений с РФ не направлено против какой-либо другой страны. Отметим и то, что Москва не заменит Вашингтон в качестве ключевого военно-политического партнера Египта.

Как видится, Египет будет стремиться продолжать независимый прагматичный внешнеполитический курс, корректируя его в зависимости от складывающейся обстановки в регионе и мире.