- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Повестка дня и предварительные итоги визита госсекретаря США М.Помпео в Израиль

13 мая госсекретарь США М.Помпео прибыл в Израиль с кратким рабочим визитом, продолжавшимся лишь около 8 часов, но ставшим беспрецедентным событием, принимая во внимание ограничения в связи с пандемией COVID-19, включая запрет на въезд иностранных граждан, продленный до конца месяца. Ради встречи с представителем американской администрации в Израиле на день была отложена церемония приведения к присяге нового правительства, что, впрочем, позволило продолжить коалиционные переговоры с партией «Ямина». В программе пребывания М.Помпео значились переговоры не только с Б.Нетаньяху, который должен стать первым в ротации на посту премьер-министра, но и Б.Ганцем. Это не только отразило особенности будущего правительства, вытекающие из соглашения между лидерами Ликуда и «Кахоль-лаван», но и в некотором смысле позволило повторить ситуацию января 2020 г. когда оба политика прибыли в Вашингтон, где президент США Д.Трамп готовился обнародовать свой проект ближневосточного урегулирования.

Основной темой визита с подачи СМИ стало провозглашение израильского суверенитета над территориями на Западном берегу р. Иордан, которые палестинцы считают своими. Такая возможность также была зафиксирована в коалиционном соглашении, а потому стала одной из самых обсуждаемых тем последнего времени. При этом диалог по палестинской проблеме между представителями Израиля и госсекретарем США сопровождалось двумя событиями. С одной стороны, накануне саудовский интернет-портал Elaph, базирующийся в Лондоне, сообщил о достижении договоренностей между Израилем и ХАМАСом, что, по информации ресурса, может позволить провести первый этап обмена пленными уже накануне праздника Ид аль-Фитр, то есть на следующей неделе. С другой стороны, наблюдался существенный всплеск насилия на Западном берегу. Так, в ходе столкновений с полицией в палестинском лагере беженцев близ Хеврона погиб палестинский подросток. Днем ранее сержант ЦАХАЛа был убит во время операции в районе Дженина. В тот же день попытка теракта была совершена на КПП Келадия.

Таким образом, переговоры, напрямую относящиеся к плану мирного урегулирования, предложенному в начале года Вашингтоном, прошли на фоне неоднозначной ситуации на палестинских территориях, наиболее негативно сказывающейся на положении ПНА. В то время, когда ХАМАС пытается продемонстрировать готовность к компромиссу с Израилем, за счет которого планирует, прежде всего, изменить в лучшую сторону свой имидж в глазах европейских государств, на Западном берегу идут протесты, подрывающие легитимность главы ПНА М.Аббаса в том числе в качестве основного переговорщика с палестинской стороны.

Впрочем, подобное развитие событий не выгодно и для США, поскольку мирный проект предполагает единое палестинское представительство и демилитаризацию ХАМАСа. А вот влияние названных событий на характер отношений Израиля с группировкой, контролирующей сектор Газа, выглядит неоднозначным, поскольку ранее ряд экспертов замечал риски ухудшения ситуации на границе в связи с мирным планом, отодвинувшим в тень план «сначала Газа». К примеру, военный обозреватель Yedioth Ahronoth Р.Бен- Ишай отмечал, что «сделка» накалит обстановку на этом треке, осложняя предотвращение эскалации. В США,  однако, опасаются ХАМАСа, особенно принимая во внимание укрепление группировки на Западном берегу, ставшее более заметным после опубликования «сделки века».

В связи со сложившейся неопределенностью за день до приезда в интервью Israel Hayom М.Помпео сообщил, что вопрос о распространении суверенитета является «решением Израиля», а сам он посещает страну для того, чтобы выяснить линию будущего правительства, а не воздействовать на него. Другими словами, складывается ощущение, что Вашингтон, как и на стадии подготовки «сделки века» нуждается в дополнительной информации непосредственно из зоны конфликта, а также согласованности позиций с властями Израиля. Для правительства ближневосточной страны, в свою очередь, важно добиться максимального продвижения своих интересов при нынешней администрации США. Актуальность этой задачи возросла после публикаций последних по времени опросов общественного мнения в США, которые показывают снижение рейтинга Д.Трампа и рост популярности Дж.Байдена на фоне решений, принятых Белым домом в связи с пандемией коронавируса.

Вторая важная тема переговоров – Иран. Примечательно, что, по мнению Госдепартамента США, именно она в ходе визита должна была стать одной из ключевых, уступая по важности лишь проблеме COVID-19, в то время как вопрос Западного берега планировалось оставить в тени. По оценкам М.Помпео, озвученным в названном интервью, ИРИ будет продолжать наращивание обычных вооружений, что означает опасность  расширения возможностей Тегерана и его прокси в регионе. Вместе с тем, как отметил представитель США, в Иране по-прежнему ведется работа над ядерной программой, однако эта угроза, судя по всему, пока все же уходит на второй план.

В ходе личной беседы Б.Нетаньяху такое ранжирование рисков, связанных с Ираном в целом поддержал, заметив, что иранский режим продолжает «сеять зло» даже в условиях пандемии, под чем он подразумевал агрессию и терроризм. Впрочем, согласно данным израильских СМИ, ссылающихся на источники в правительственных и оборонных кругах, речь не идет о непосредственной подготовке к агрессии иранских прокси против Израиля. Акцент, скорее, делается на том, чтобы не допустить отката назад после ослабевания иранского влияния, связанного с ликвидацией генерала К.Сулеймани. Косвенным подтверждением приоритетности для США и Израиля борьбы с распространением обычных вооружений, а не пресечения получения ИРИ ядерного оружия, может служить и заявление лидера «Хизбаллы» Х.Насраллы, подчеркнувшего в среду, что Н.Беннет «лжет», говоря о планах изгнания Ирана из Сирии к концу года.

Наконец, еще одна тема – Китай. Складывающаяся вокруг него в связи с COVID-19 ситуация стала для США основанием усилить работу, направленную на охлаждение китайско-израильских отношений. Важно при этом, что проблема пандемии уже отражается на чувствительной теме участия КНР в инфраструктурных проектах на территории ближневосточной страны. Так, незадолго до прибытия М.Помпео, израильские СМИ сообщили о готовности пересмотреть список участников тендера на строительство опреснительного завода в кибуце Пальмахим, о чем также уже успели уведомить США. При этом в марте текущего года между сторонами развернулась дискуссия, связанная с тем, что Иерусалим не хотел отстранения представителей КНР, ссылаясь на то, что отбор компаний для участия в тендере был проведен еще в 2018 г., т.е. до создания комитета по контролю за инвестициями, появление которого также было воспринято как антикитайская мера, принятая с подачи администрации Д.Трампа.

В целом, визит М.Помпео в Израиль демонстрирует потребность Вашингтона в получении информации непосредственно с места развития событий, что важно как для дальнейшей работы, связанной с реализацией «сделки века», так и с координацией сотрудничества с региональными союзниками, включая Египет, привлеченный к переговорам Израиля и ХАМАСа наряду с европейскими посредниками. Кроме того, израильская сторона, настороженная стратегией Д.Трампа на Большом Ближнем Востоке после истории с сирийскими курдами и соглашения с талибами в Афганистане, по оценкам американской администрации, судя по всему, нуждалась в подтверждении не только беспрецедентного партнерства, но гарантий того, что не останется в опасности перед лицом региональных вызовов. Заметные изменения визит продемонстрировал на китайском треке, усилив давление Вашингтона на Иерусалим в том, что касается уже одобренных китайско-израильских программ, чего ранее ближневосточная страна старалась избежать. Это может свидетельствовать, с одной стороны, о росте в Израиле собственных опасений в отношении контактов с КНР после пандемии. С другой стороны, не исключено, что Вашингтон предложил Иерусалиму определенные преимущества в интересующих его областях в обмен на пересмотр подхода к Китаю.