- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильские эксперты об окончательном составе нового правительства

17 мая в Кнессете Израиля было приведено к присяге 35-е постоянное правительство. Таким образом завершился полуторагодовой политический кризис. Однако, выйдя из него, страна оказалась на пороге не более оптимистичной ситуации.

Впервые в истории Израиля присягу принесли сразу два премьер-министра — Б.Нетаньяху и Б.Ганц. После этого присягу принесли 36 руководителей министерств. Таким образом этот кабинет министров стал  самым раздутым и самым дорогостоящим за всю историю государства.

На протяжении всего политического кризиса глава правительства Нетаньяху неприкрыто добивался лишь одного – возможности создать коалицию, которая позволит ему предстать перед судом   в качестве премьер-министра. Похоже, что ему удастся не только выполнить эту задачу, но и значительно усилить свои позиции.

Правительство должно было быть приведено к присяге еще в минувший четверг, 14 мая. Однако присяга была перенесена в виду того, что Нетаньяху не успел сделать все необходимые назначения и распределить все правительственные портфели внутри своей партии и консультации продолжались почти до начала заседания в Кнессете.

Политический эксперт издания «Гаарец» Йоси Вертер считает, что приведя к присяге нынешнее правительство Нетаньяху удалось одержать победу над всей политической системой. Тем не менее автор считает происходящее в израильской политике «меньшим из двух зол», имея в виду четвертые парламентские выборы. «Если бы они состоялись, то почти наверняка усилили бы еще больше право-ультраортодоксальный блок и помогли Нетаньяху выполнить его план захвата всей правоохранительной системы», — пишет автор.

«Новые законы сокрушили бы Верховный суд справедливости (БАГАЦ), нейтрализовали генпрокурора и даровали кабинету и правящей коалиции абсолютную власть»,- продолжает Вертер. Новая же коалиция, по его мнению, гарантирует, что судебный процесс премьер-министра начнется своим чередом и дойдет до конца. С портфелем министра юстиции в руках Ави Нисенкорна («Кахоль-лаван») суды не закроют, даже если появятся новые тысячи инфицированных коронавирусом.

Автор отмечает, что осознав это Нетаньяху усиливает группу своих адвокатов и параллельно сеет подстрекательство и клевету. «Это – многооружейная машина, империя зла, протянувшая свои щупальца от премьерской резиденции на улице Бальфура до коллаборационистов в кабинете и в кнессете, укреплённых пунктов обороны в СМИ и канализации в соцсетях».

Тем временем автор отмечает ещё одну немало значимую проблему, которую создал Нетаньяху для светского израильского общества, сформировав данное правительство —  большую часть экономики будут контролировать две ультраортодоксальные партии ШАС и «Еврейство Торы»:

Министерство жилищного строительства и финансовая комиссия Кнессета будут в руках «Еврейства Торы». МВД и Министерство развития Негева и Галилеи, а также экономическая комиссия Кнессета отданы ШАС. ( отметим, что этой комиссией никогда не руководили ультраортодоксы или ультраортодоксальные партии. Обычно она переходит к оппозиции – ради парламентского и социо-экономического баланса).

Вертер считает, что вся экономическая жизнь в стране зависит от этих министерств и комиссий. «Ультраортодоксы получили инструменты влияния на каждый экономический и финансовый сектор – а когда вы даете им — самым искушенным и опытным парламентариям — рычаги правления, они знают, как их использовать», — заключает он.

Экономический обозреватель издания «Калькалист» Цви Захария также обращает внимание на широкие возможности влияния на финансовый сектор, которые получили ультраортодоксальные партии и гигантские деньги из госбюджета, которые получит их электорат. По мнению автора ультраортодоксальные партии  были больше всего заинтересованы в создании правительства Нетаньяху и Ганца.

Захария подчеркивает, что ведущим посредником в формировании коалиции между Ликудом и «Кахоль-лаван» стал лидер ШАС Арье Дери. Именно он убедил Ганца поддержать Нетаньяху, несмотря на то, что против последнего выдвинуто обвинительное заключение. Дери дал Ганцу личное обязательство выйти из коалиции, если Нетаньяху откажется выполнять договоренность о ротации. Затем Дери таким же образом сумел убедить и Габи Ашкенази. «Вознаграждение за старания не заставили себя ждать: ШАС и «Еврейство Торы», имеющие всего 16 депутатских мандатов, стали влиятельной силой в новой коалиции», — подчеркивает автор.

Политический обозреватель издания Ynet Юваль Карни критикует сформированное правительство как чрезмерно расточительное. По словам автора беспрецедентные бюджеты будут направлены на финансирование 36 министров. К этому нужно добавить пока еще неясное количество их заместителей, зарплаты помощников, водителей, секретарей, референтов, пресс-секретарей и так далее.

Но основная критика Карни сконцентрирована на условиях, которые по коалиционному соглашению получает глава «Кахоль-лаван» Ганца и на затратах, которые предусматривает сам факт того, что в Израиле будут сразу два официальных премьер-министра.

«Ганц не удовлетворится тремя канцеляриями, которые положены ему из-за занимаемых должностей (в Министерстве обороны, в Кнессете и в штабе «Кахоль-лаван» в Тель-Авиве), — пишет автор,- Он планирует открыть и собственную канцелярию в Министерстве главы правительства (поскольку является альтернативным премьером).

Политические источники утверждают, что Ганц использует туманно сформулированный пункт в коалиционных соглашениях, который уравнивает права и условия «премьера-заместителя» с действующим главой правительства. Именно поэтому  он планирует открыть еще одну канцелярию в рамках Министерства главы правительства».

С подобной критикой по отношению к Ганцу выступили и другие израильские политические эксперты. Например, политический обозреватель 13-го канала ИТВ Акива Новик отметил, комментируя текущую ситуацию, что канцелярия Ганца, стоимость которой оценивается в несколько миллионов шекелей, будет иметь в своем составе генерального директора, штат чиновников и консультантов, и создаётся для того, «чтобы управлять своей половиной правительства, но при этом чувствовать себя премьер-министром».

Изначально предполагалось, что коалиция Нетаньяху-Ганца будет именно тем самым правительством национального единства, о необходимости которого все твердили в течении всего переходного периода. Также, некоторые ультраортодоксальные политики выражали опасение, что после создания правительства национального единства влияние их партий существенно уменьшится. Ожидалось, что это правительство будет защищать широкие интересы граждан Израиля. Однако, по сути, это правительство в первую очередь продвигает интересы одного человека — Нетаньяху, а ультраортодоксальные партии значительно усилили свой вес и влияние в израильской политике.