- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ливия: об активизации диалога НАТО – ПНС

Президентский совет при правительстве национального согласия (ПНС) в Триполи «продолжает рассматривать варианты практического использования» заявления генерального секретаря НАТО в той мере, в которой Й.Столтенберг согласился с Ф.Сарраджем насчет целесообразности активизировать совместные комитеты между НАТО и ПНС для наращивания военного потенциала своих сил». При этом подчеркивается то, что офис по взаимодействию со СМИ, назвал позицией президента Совета, в отношении «победы над агрессией всеми возможными средствами», хотя в самом заявлении НАТО говорилось, что Й.Столтенберг подчеркнул отсутствие военного решения кризиса в Ливии, отметив, что резолюция 2510 Совета Безопасности ООН и итоги Берлинской конференции наметили четкий путь для политического решения в Ливии, которое поддерживается НАТО под эгидой Организации Объединенных Наций. То есть, решение должно быть политическим, но совместные протоколы по линии военного сотрудничества будут реализовываться.

Поддержка НАТО ПНС, что Й.Столтенберг подтвердил в последние дни, обусловлена ​​ позицией, обозначенной на Брюссельском саммите государств-членов Альянса, состоявшимся 11 июля 2018 года, на котором члены НАТО, помимо прочего, осудили российскую экспансию на Ближнем Востоке. Это заявление Й,Столтенберга призвано продемонстрировать поддержку политического решения, реализуемого Организацией Объединенных Наций в Ливии, где ООН стремится содействовать национальному примирению и стимулирует международные институты,  приветствовать «конструктивную приверженность» сторон в конфликте в Ливии взаимодействию с Организацией Объединенных Наций и имплементации соглашения о проведении всеобъемлющих выборов в стране на основе результатов Парижской конференции, состоявшейся в марте того же года.

В заявлении сообщается, что Альянс готов предоставить консультации Ливии и оказать любую помощь «в создании институтов обороны и безопасности в ответ на просьбу главы Правительства национального согласия в координации с Организацией Объединенных Наций и Европейским союзом с учетом политических условий и условий безопасности».

Заявления Й.Столтенберга, которые использовались властями в Триполи в качестве маркера поддержки ПНС со стороны НАТО, начались с его встречи в редакции итальянской газеты La Repubblica, на которой он указал, что ПНС — это правительство, признанное Организацией Объединенных Наций, и его не следует приравнивать к какой-либо другой стороне, (то есть, парламенту в Тобруке – авт.). Генсек НАТО подчеркнул важность Турции, как основного союзника НАТО.

По оценке ряда обозревателей, заявления Й.Столтенберга могут противоречить политике НАТО, которое продолжает поддерживать мирные усилия и политические и дипломатические инициативы, что ставит Альянс перед новым вызовом в Ливией после 2011 года.  Ставятся вопросы о намерениях НАТО в Ливии и будут ли они подвигаться перед планами Турции или присоединятся к ним после многих лет отсутствия «четких и откровенных действия международного сообщества» в отношении Ливии с целью положить конец кризису, который годами угрожает жизни ливийцев.

Пассаж генсека НАТО в отношении Триполи логично связан с недавним крупным успехом военизированных формирований ПНС, которым при поддержке части племенного ополчения Зинтан удалось одержать важную военную и медийную победу над ЛНА. Речь идет об захвате силами ПНС военного аэродрома Аль-Утия (Вутия), откуда части ЛНА угрожали ливийской столице и использовали инфраструктуру этой авиабазы для нанесения воздушных ударов. Массированные удары турецких БПЛА, действовавших с аэродрома Митига, нарушили снабжение гарнизона ЛНА в Аль-Утии, уничтожили большую часть артиллерии и РСЗО, расположенных на ней, после чего мобильным отрядам ПНС не составило труда создать угрозу окружения сил ЛНА и вынудить последних фактически бежать, бросив на авиабазе значительное количество боеприпасов и даже один поврежденный днями ранее, ЗРПК «Панцирь», «любезно одолженный» ЛНА Вооруженными силами ОАЭ. Поражение под Аль-Утией стало самым крупным провалом всей военной стратегии Х.Хафтара и его советников, заодно, в очередной раз, продемонстрировав, что грамотное использование средств разведки и поражения, планирование боевых действий позволяют, не только добиться успеха, даже с таким низкокачественным контингентом, как ливийское ополчение, но и характеризуют нынешний уровень турецкого военного искусства, как весьма и весьма профессиональный. Чего не скажешь об их визави, к сожалению. Лишний раз продемонстрировано: четкая и последовательная политика, оформленная в полноценном виде способна достичь успеха, тогда как невнятная, порой авантюристическая деятельность в интересах отдельных олигархических групп, способна лишь выставить государство и его инструменты, даже, если они и скрываются за вывеской разных ЧВК, в неприглядном виде. В очередной раз, благодаря «дальновидности» некоторых стратегов, под ударом оказался один из любимых экспортных товаров российского ВПК – ЗРПК «Панцирь». Кое-кому, видимо, не хватило показательных кадров его уничтожения в Сирии со стороны ВВС Израиля, настала очередь предстать его в унизительной роли трофея в Ливии. Это неприглядный эпизод порождает массу вопросов: каким образом ОАЭ отправили эту технику в Ливию? Как это соответствует сертификату конечного пользователя ОАЭ, который обязывает не передавать подобное имущество без ведома поставщика, и какова легитимность властей в Тобруке, той же ЛНА, даже, если эти формальности были соблюдены? В чем существуют большие сомнения. Неудивительно, если этот, крайне не вовремя произошедший случай, окажет влияние на будущие контракты, и так, стоящие под огромным знаком вопроса, ввиду экономического глобального кризиса.

Руководству НАТО не в первый раз демонстрировать политический конформизм. Это искусство последние несколько лет пытаются освоить и в Москве, но все время забывают об одном: частное и государственное партнерство вещь хорошая, но только в случае подчиненности интересов первого второму. В противном случае, все достижения рискуют превратиться в чистой воды пропаганду для внутреннего потребления, и то, сомнительного свойства.  Й.Столтенберг выразил поддержку Ф.Сарраджу и, косвенно, турецкой линии в Ливии, на всякий случай, «застолбил площадку» для Альянса на случай проведения каких-либо тренировочных или гуманитарных миссий, поэтому все эти действия вполне оправданны с точки зрения Альянса и его средне- и долгосрочной политики.  Которая, повторимся, отличается гибкостью и не стесняется, порой, идти вразрез с мнением того же Брюсселя.

Примечательный случай такого отношения относится к полному игнорированию структурами НАТО слухов или фактов о том, что грузовые самолеты перевозили оружие и военную технику в Турцию из Южной Африки, несмотря на меры, принятые для использования воздушного транспорта для перевозки только таких материалов, как медицинские материалы и продукты питания, в рамках мер по борьбе с пандемией короновируса.

Было несколько робких попыток в СМИ, призывающих прекратить эти злоупотребления и ввести полный запрет на продажу оружия Анкаре, которая, в свою очередь, доставляет его как в Ливию, так и в Сирию, для использования лояльными ей силами. Тем более, что Южная Африка является одной из стран, которые решительно защищали на заседаниях Совета Безопасности ООН и на Берлинской конференции необходимость соблюдать эмбарго на поставки оружия, введенное в отношении Ливии. Среди грузов, отправленных в Турцию, были двигатели и ракетные боеголовки, сообщается в южноафриканской газете Daily Maverick. Несколько международных СМИ и ранее обвиняли Турцию в использовании кризиса с коронавирусом для поставок оружия под предлогом доставки медицинской помощи. Официальные представители НАТО никак не комментировали эти сообщения. Справедливости ради отметим: НАТОвская критика по этому поводу не относится и к ОАЭ.

Медийный аспект гражданской войны в Ливии и вокруг процессов, влияющих на нее, становится, порой, важнее аспекта военного.  Одна сторона прибегает к приемам пропаганды, доходя до производства художественных фильмов по мотивам ливийских событий, другая, в свете обстоятельств, вынужденно вводит цензуру.

Так, командующий Западным военным округом, ЛНА, бригадный генерал Идрис Мади заявил 18 мая, что «в соответствии с указаниями Главного командования о развертывании активистов и работников средств массовой информации в ходе боевых действий ливийских арабских вооруженных сил, запрещается публиковать сведения о любом движении вооруженных сил».

Поводов для этого более чем достаточно: обе стороны регулярно публикуют десятки снимков с линии противостояния, где легко осуществить геопривязку к местности и определить точное месторасположение того или иного объекта. Так произошло и в случае с «Панцирем», чье развертывание на авиабазе Аль-Утия было отслежено по публикациям в соцсетях, сделанных бойцами ЛНА.

В циркуляре, разосланном от имени И.Мади говорится о запрете «публиковать или предупреждать о военных операциях под предлогом повышения морального духа и не распространять сведения о перемещении сил между городами и их наращивании, запрете фото и видео … до побед армии, ее контроля над Триполитанией и ее освобождения».

И.Мади добавил: «Молчи о своей войне … Победи своего врага своим спокойствием и стойкостью и своей уверенностью в том, что победа от твоих рук наступит, если Бог даст … Сфокусируйся на тыльной стороне предателей и мошеннических ячеек …»

И.Мади заверил восточноливийских активистов и блогеров, сказав: «Будьте уверены, армия способна отозваться на волю Бога и услышит ваши призывы только к победе».

Далее он заключил: «От вас, национальных журналистов и активистов в области СМИ, требуется действовать в отношении передвижения преступных террористических групп, их местонахождения, численности, потерь, разоблачения сделанных ими краж, захвата земли и собственности». Надо отметить, последнее весьма точно описывает суть действий сил и ЛНА, и ПНС, напоминающих рейды махновцев в тылу врага. Тем не менее, это не мешает НАТО развивать отношения с одной стороной конфликта, наглядно демонстрируя приоритет блоковой политики над национальными и другими европейскими институтами.