- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в зоне Сахеля: апрель 2020 г.

В Мали 2 апреля был объявлен показатель участия граждан этой страны в прошедшем 29-го марта первом туре парламентских выборов. Опасения коронавируса и угрозы атак джихадистов сделали свое дело – на избирательные участки пришли 35,73% имевших право голоса. В Бамако показатель участия составил всего 12,9%.

Для того, чтобы выявить победителей, потребовалось провести второй тур голосования в более чем 70% избирательных округов – из 147 депутатов по итогам 1-го тура стали известны имена лишь 22-х. Он был назначен на 19 апреля.

Как и ожидалось, выборы прошли в сложнейшей обстановке – были случаи похищения членов избирательных комиссий, разграбления избирательных участков. При взрыве бомбы на одном из них погибли 9 человек. В ходе первого тура примерно тысяча из более чем 22 тысяч избирательных участков вообще не смогли работать.

До этого парламентские выборы за два года переносились несколько раз.

Выборы в Национальную ассамблею были одним из этапов реализации мирных соглашений 2015 г.

3 апреля стало известно, что похищенный 25 марта предположительно джихадистами 70-летний лидер малийской оппозиции Сумайла Сиссе «чувствует себя хорошо». Об этом объявила его партия Союз за республику и демократию (СРД). В коммюнике СРД сообщалось о продолжении переговоров с похитителями, которые к тому дню освободил 5-х из его спутников. При этом утверждалось, что выкуп не выплачивался.

С.Сиссе был похищен вместе с 12-ю сотрудниками его избирательного штаба в ходе предвыборной кампании в родном для него избирательном участке в Ниафунке (регион Томбукту) на севере страны. В момент похищения погиб телохранитель лидера СРД, ранения получили 2 человека из его окружения. Ответственность за похищение лидера оппозиции власти возложили на джихадистское формирование во главе с Амаду Куфа, действующее в центральной части Мали.

Несмотря на инцидент, С.Сиссе был избран депутатом парламента в первом туре.

19 апреля в Мали прошел 2-й тур парламентских выборов. Как и в 1-м туре, из-за угроз джихадистов ряд избирательных участков, главным образом в центре страны, остался закрытым. В итоге показатель участия составил 23,22%.

23 апреля были объявлены официальные предварительные итоги выборов. Их победителем стала президентская партия «Объединение за Мали» (RPM), получившее 43 места из 147. Второе место заняла пропрезидентская партия «Альянс за демократию в Мали» (Adema) с 22 местами. На третьем месте оказалась оппозиционная партия СРД Сумайлы Сиссе. Она получила 19 мест.

4 апреля стало известно, что коронавирус добрался и до сотрудников Миссии ООН в Мали (Minusma). Как объявил глава Миссии Махамат Салех Аннадиф, тестирование одного из сотрудников дало положительный результат.

Созданная в 2013 г. для стабилизации в Мали, Minusma в настоящее время насчитывает около 12000 военных из более чем 50 стран, около 1700 полицейских из 27 стран, примерно 1200 гражданских сотрудников из числа малийцев и иностранцев. В 2019 г. были убиты свыше 20 «голубых касок», что делает Minusma одной из самых опасных по сравнению с другими миротворческими миссиями ООН. Появление коронавируса в Мали заметно осложнило действия миротворцев.

Утром 6 апреля джихадисты атаковали полевой лагерь малийских военных близ населенного пункта Бамба в регионе Гао. В результате атаки погибли 25 военных, 6 получили ранения, а лагерь был уничтожен. Террористы захватили много военного снаряжения и техники. В правительственном коммюнике на этот счет также утверждалось о «нейтрализации» 10 боевиков.

10 апреля ответственность за это нападение взяла на себя связанная с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ) «Группа поддержки ислама и мусульман» (ГПИМ). В своем коммюнике ГПИМ провела параллель между действиями ее боевиков против иностранных сил в Мали, и в частности, французских и испанских, и ниспосланным Аллахом этим странам «наказанием» в виде коронавируса, который поразил не только сами страны, но и их военнослужащих в Мали.

9 апреля в центральной части Мали на автодороге между Куру и Динангуру в результате подрыва автомобиля на самодельном взрывном устройстве погибли местный супрефект и двое из числа сопровождавших его лиц. У чиновника была охрана из военных.

23 апреля стало известно о гибели двумя днями ранее по меньшей мере 12 человек в результате нападений на несколько деревень в центральной части Мали в районе Бандиагара. По данным свидетелей, нападавшие были «террористами из народности пель». Нападению подверглись деревни догонов. Нападавшие перемещались примерно на 50 мопедах по 2 человека на каждом.

***

В Буркна-Фасо 1 апреля джихадисты атаковали полевой лагерь подразделения буркинийской армии в Тоэни (провинция Суру) на северо-западе страны. При отражении атаки погиб 1 военный, уничтожены 15 боевиков.

С 2015 г. в Буркина-Фасо в результате атак джихадистских формирований погибли свыше 800 человек, около 800 тысяч стали беженцами.

9 апреля стало известно о гибели 5 буркинийских солдат в результате атаки джихадистов на позиции военных в районе населенного пункта Солле в провинции Лорум на севере страны. Еще 3 военных получили ранения, 4 числились пропавшими без вести. Нападавшие скрылись в сторону границы с Мали.

12 апреля было объявлено, что днем ранее джихадисты атаковали из засады два подразделения буркинийской армии, выполнявшие рейд близ Джибо – административного центра провинции Сум на севере страны. При отражении атаки погиб 1 солдат, уничтожены 6 боевиков.

18 апреля влиятельный в Сахеле традиционный вождь, эмир «королевства» Липтако на стыке границ Буркина-Фасо, Мали и Нигера Усман Амиру Дико призвал к гуманитарному перемирию с тем, чтобы не допустить распространения коронавируса. К тому времени страны региона были относительно слабо затронуты коронавирусом. В Буркина-Фасо было 557 заболевших и 35 умерших, в Нигере – 627 и 32, в Мали – 171 и 13.

20 апреля правозащитная организация «Хьюман райтс уотч» обвинила буркинийские силы безопасности в том, что те казнили 31 жителя г.Джибо на севере страны 9 апреля в ходе  «жестокой пародии антитеррористической операции».  По данным правозащитников, все убитые были выходцами из народности пель, ставшей основным поставщиком боевиков для ряда джихадистских формирований в зоне Сахеля.

***

В Нигере 2 апреля в боестолкновении с джихадистами в районе Тиллабери близ границы с Мали погибли 4 военных, 19 получили ранения. В ходе боя, по данным коммюнике правительства, были уничтожены 63 боевика. Последние использовали для передвижений несколько внедорожников и до 50 мопедов. После боя военные приступили к зачистке местности.

Регион Тиллабери находится в зоне стыка границ трех стран – Нигера, Мали и Буркина-Фасо. Там с января действует круглосуточный запрет на перемещения на мопедах, которые регулярно используют джихадисты.

Согласно официальным данным, только в трех атаках, совершенных джихадистами в этом районе в декабре и январе, погибли 174 военных. Ответственность за нападения взяло на себя «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ).

5 апреля в районе Тиллабери близ населенного пункта Банибангу имело место боестолкновение между жандармами и джихадистами. В ходе боя погибли 2 военных, 9 получили ранения, уничтожены 2 боевика, 9 арестованы. Военные запросили и получили французскую поддержку с воздуха.

***

10 апреля президент Чада Идрис Деби Итно заявил, что чадские военные, которые в настоящее время задействованы в боевых действиях против джихадистов в зоне Сахеля и в районе озера Чад, больше не будут принимать участие в военных операциях вне национальной территории. «Наши солдаты умирали за озеро Чад и за Сахель. Начиная с этого дня ни один чадский солдат не будет участвовать в военных операциях вне Чада», — сказал он. Это заявление прозвучало из н.п.Багасола близ озера Чад, где 10-ю днями ранее был развернут командный пункт для руководства операцией против боевиков группировки «Боко харам». Эта операция началась 31 марта и завершилась 8 апреля изгнанием джихадистов с территории Чада. По данным чадских военных, за время проведения операции были уничтожены до 1 тысячи джихадистов. Их остатки перебрались вглубь Нигера и Нигерии. Потери военных составили 52 человека убитыми.

Эта операция была местью за удар, нанесенный джихадистами 23 марта на острове Бохома. Тогда погибли до 100 чадских военных, которые никогда ранее за сутки не несли таких больших потерь.

Президент Деби предупредил Нигер и Нигерию, что чадские войска 22 апреля покинут базы на их территориях, с которых ранее были выбиты джихадисты. Он предложил военным этих двух стран сменить на этих базах чадских военных.

Подразделения чадской армии, имеющей заслуженную репутацию одной из самых эффективных в регионе, с 2015 г. участвуют в Смешанных многонациональных силах (СМС), созданных вместе с Нигерией, Камеруном и Нигером для борьбы против «Боко харам» в районе озера Чад. Они же входят в состав Minusma. Чадские военные участвуют также в региональном антиджихадистском контингенте «Г5 Сахель» и в этом качестве являются ключевым союзником французской операции «Бархан». В частности, их подразделения развернуты в одном из самых проблемных районов – т.н. «зоне трех границ» (Мали, Нигер и Буркина-Фасо). После саммита Франция – Г5 во французском городе По Чад обязался направить дополнительно в эту зону батальон численностью 480 военных. Известно, что выделение этого дополнительного батальона было обусловлено предоставлением финансовой помощи. Также известно, что выдвижение батальона началось в середине марта, однако события в районе озера Чад вынудили Нджамену экстренно вернуть это подразделение и бросить его в этот район.

Уже известно, что решение о возвращении чадских войск на территорию страны не касается подразделений, действующих в составе Minusma. 17 апреля министр обороны Франции Флоранс Парли занялась не очень своим делом, заявив за Нджамену, что Чад продолжить выполнять свои обязательства в «Г5 Сахель».

***
2 апреля Генштаб французской армии объявил о диагностировании коронавируса у 4-х офицеров из состава контингента «Бархан», дислоцированного в странах Сахеля. Один из них проходил курс лечения на месте, трое были отправлены во Францию. Несколькими неделями ранее все они прибыли для прохождения службы в состав контингента «Бархан». Утверждалось, что эти случаи не повлияли на операции, проводимые контингентом.

Как представляется, демарш Чада относительно отзыва своих военных на национальную территорию адресован только Нигеру и Нигерии и касается  чадского участия только в СМС. И Нджамена продолжит активное участие в Minusma и «Г5 Сахель».