- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов развития вооруженного конфликта в Ливии

По данным китайских источников, 21 мая 2020 г. на авиационную базу Jufrah, которая находится под контролем Ливийской национальной армии (ЛНА), прибыли 6 истребителей МиГ-29 и 2 фронтовых бомбардировщика Су-24. Особое внимание китайских аналитиков привлекает тот факт, что перелет МиГ-29 и Су-24 на указанную АвБ сопровождали два истребителя Су-35 ВКС РФ – это подтверждает намерение официальной Москвы продолжать поддержку ЛНА в вооруженной борьбе с исламистами и прочими внешними акторами.

Обозреватели китайских специализированных военно-политических и военно-технических изданий пользуются снимками, сделанными с коммерческих спутников, выполняющих съемку поверхности земли. Известно, что наблюдение за действиями ЛНА и союзников ведут разведчики Армии обороны Израиля и для выполнения поставленных задач ими привлечены разведывательные спутники, которые позволяют наблюдать за районами боевых действий и собирать данные о состоянии противоборствующих сторон.

В отношении авиационной базы Jufrah известно, что она расположена на значительном удалении от передовой и очевидно, что союзники Х.Хафтара хотели обеспечить скрытность переброски данных самолетов. Указанная АвБ позволяет самолетам оперативно-тактической авиации выполнять полеты в центральной части Ливии и при этом база останется вне зоны действия разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов, которые турецкая сторона поставляет правительству национального согласия (ПНС).

Китайские наблюдатели отмечают, что крупные авиационные гавани Ливии, находящиеся в приморских городах являются объектами систематических налетов и это приводит к повреждениям пассажирских и транспортных самолетов, которые обеспечивают перевозку наемников, вооружения и военной техники. Обозреватели китайских специализированных изданий отмечают, что появление МиГ-29 и Су-24 положительно скажется на ситуации на фронтах в Ливии, поскольку авиационная составляющая ЛНА понесла серьезные потери в течение 2019 и весной 2020 г. Авиационные подразделения потеряли все годные к боевым полетам истребители МиГ-21, 23 а также «Мираж-Ф1».

Необходимо отметить, что 2 фронтовых бомбардировщика Су-24 не позволят ЛНА «сделать погоду»,  но вполне могут наносить чувствительные удары по ключевым объектам военной инфраструктуры ПНС. Конечно, для обеспечения безопасности полетов данные самолеты должны прикрывать истребители.

С учетом активного вмешательства Турции постоянно растет сложность вооруженного конфликта в Ливии. Как известно, официальная Анкара регулярно направляет военных советников, подразделения специального назначения, наемников из числа боевиков, воевавших ранее в Сирии, а также новейшие образцы вооружения и военной техники. В современных условиях именно разведывательно-ударные беспилотные летательные аппараты «Байрактар-ТВ2» турецкого производства представляют основную угрозу для сухопутных подразделений ЛНА.

Некоторые китайские специалисты полагают, что  одна из задач звена истребителей МиГ-29, которые развернуты в Ливии это борьба с БПЛА, которые используют турецкие военные советники. МиГ-29 вполне способны обнаруживать подобные малоразмерные цели и уничтожать их при помощи авиационных пушек или управляемыми ракетами класса «воздух-воздух». Как известно, основное предназначение МиГ-29 это защита аэродромов базирования, что продиктовано его конструктивной особенностью – малый запас топлива в баках и его высокий расход двигателями РД-33.

В связи с появлением МиГ-29 в Ливии китайские специалисты ведут активный поиск информации о ВВС, которые направили подобные самолеты в Ливию.

В качестве первого варианта китайские специалисты рассматривают действия официального Дамаска – как известно, ВВС Сирийской Арабской Республики располагают несколькими истребителями МиГ-29, которые прошли ремонт и модернизацию благодаря содействию российской стороны.

Отправку звена истребителей из Сирии в Ливию можно объяснить договоренностями, которые были достигнуты в рамках визита Х.Хафтара в Дамаск, который состоялся в начале 2020 г.

Достоверно известно, что командующий ЛНА обращался к президенту САР Башару Асаду с просьбой об оказании военной помощи в борьбе с исламистами, которых турецкая сторона регулярно доставляет в Ливию.

Следует отметить, что сирийские пилоты МиГ-29 не получили серьезного боевого опыта в рамках борьбы с сепаратистами и исламистами, поскольку их самолеты не оснащены вспомогательными прицельными устройствами, а значит отсутствует возможность адекватного применения авиационных средств поражения «воздух-земля».

В качестве второго источника МиГ-29, которые появились в Ливии можно рассматривать ВВС Исламской Республики Иран, которые также располагают данными самолетами, однако информация об их летной годности остается закрытой. Некоторые китайские специалисты полагают, что российская сторона оказала официальному Тегерану техническую поддержку и провела в 2019 полноценное техническое обслуживание и ремонт данных самолетов.

В качестве третьего варианта  китайские специалисты рассматривают ВВС Арабской Республики Египет, поскольку именно это североафриканское государство располагает наибольшим количеством МиГ-29М/М2, которые были закуплены в 2015 г. Четвертый вариант – ВВС Алжира, на вооружении которых находится 14 истребителей МиГ-29М/М2.

Следует отметить, что военно-политическое руководство Алжира и Египта негативно относится к вмешательству Турции во внутренний вооруженный конфликт в Ливии, однако именно официальный Каир занимает более активную позицию по данному вопросу и регулярно оказывает техническую поддержку ЛНА  — направляет боеприпасы и бронетехнику (в том числе основные боевые танки Т-72).

В условиях сокращения возможностей по оказанию поддержки с воздуха подразделения ЛНА были вынуждены оставить позиции в районе столицы Ливии, а также один из передовых аэродромов. Китайские аналитики отмечают, что отступление подразделений ЛНА связано с ухудшением снабжения, которое ранее поступало из Объединенных Арабских Эмиратов, Арабской Республики Египет и Российской Федерации.

Как известно, основа системы противовоздушной обороны ЛНА это мобильные зенитные ракетно-пушечные комплексы 9К96 «Панцирь-С1», которые были изготовлены в РФ в интересах ВС ОАЭ. Данные ЗРПК на регулярной основе перехватывали БПЛА турецкого производства, однако даже это высокоэффективное средство ПВО имеет определенные недостатки и уязвимости. Турецкие источники сообщают, что в боях между БПЛА «Байрактар-ТВ2» и ЗРПК «Панцирь-С1» подразделения ПВО ЛНА потеряли от 3 до 5 боевых машин, тогда как истинные потери беспилотников турецкая сторона предпочитает замалчивать.

По данным китайских источников, одному из подразделений ПНС удалось захватить один ЗРПК «Панцирь-С1», который был поврежден попаданием авиационного боеприпаса. В настоящее время данный комплекс доставлен в Турцию для изучения сотрудниками  предприятий оборонно-промышленного комплекса, которым необходимо выработать решения для повышения эффективности борьбы со ЗРПК российского производства.