- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов влияния турецко-украинского военно-технического сотрудничества на обстановку на Большом Ближнем Востоке

Как известно, президент Республики Турция Реджеп Тайип Эрдоган придерживается намерений воссоздать Великую османскую империю, в состав которой ранее входил Крымский полуостров – в 2015 г. был возвращен в состав Российской Федерации. Руководитель Турции остается верен своей позиции и полагает, что официальная Москва совершила захват территории соседнего государства. С учетом собственных военно-политических устремлений Р.Т.Эрдоган активно способствует расширению контактов между предприятиями оборонно-промышленного комплекса Турции и Украины.

Одновременно  с организацией сотрудничества официальная Анкара ежегодно выделяет денежные средства на поддержание боеготовности Вооруженных Сил Украины. Так, в 2019 г.  официальная Анкара выделила Киеву 56 млн долл. США, а в 2020 г. уже перечислена 36 млн долл. США. Очевидно, что такая сумма не позволяет закрыть все потребности украинских военных, однако турецкая сторона дополнительно предоставляет помощь в виде техники и вооружения.

Китайские обозреватели отмечают, что официальный Киев обращался к Анкаре с просьбой о финансовой помощи в строительстве серии фрегатов проекта 58250 в количестве 4 едениц. Стоимость одного корабля составляет 82 млн долл. США с учетом того, что турецкая сторона предоставит некоторые образцы вооружения и оснащения.  Данные фрегаты должны были быть построены в период с 2018 по 2021 гг.

По данным китайских источников, турецкая сторона отчетливо понимает именно те направления, в которых определенную помощь могут оказать украинские партнеры. Следует отметить, что турецкие оборонные предприятия располагают  определенным финансовым ресурсом, который они распределяют на предприятия ОПК под конкретные проекты.

К настоящему моменту с ОПК Турции сотрудничают «Мотор Сич», «Конструкторское бюро «Южное», КБ «Антонов», Государственное конструкторское бюро «Луч», а также ЗТМ имени Малышева.

В отношении совместных проектов ОПК Турции и «Мотор Сич» китайским наблюдателям известно, что украинские конструкторы работают над новым турбовентиляторным двигателем АИ-25, который предназначен для перспективных дозвуковых крылатых и противокорабельных ракет, разрабатываемых в Турции.

Кроме того, украинские двигателестроители участвуют в процессе разработки турбовентиляторных двигателей для двух моделей перспективных транспортно-пассажирских самолетов турецкой разработки TRJ628 и TRJ328, которые отличаются вместительностью и дальностью полета. Создание данных самолетов является стратегической задачей для турецких авиастроителей, поскольку военно-политическое руководство страны требует обретения независимости от поставок авиационной техники иностранного производства.   Вполне вероятно, что турецкие конструкторы заимствуют определенные наработки КБ «Антонов» по таким самолетам как Ан-148 и Ан-178.

По замыслу турецких авиастроителей  компания «Мотор Сич» должна помочь им с разработкой трехвального турбореактивного трехконтурного двигателя для перспективного малозаметного истребителя TF-X, поскольку возможность приобретения необходимых силовых агрегатов в США, Великобритании или ЕС практически равна нулю.

Китайским специалистам известно, что украинские конструкторы разработали турбовинтовой двигатель под обозначением АИ-450Т, который необходим турецкой компании Baykar Defense для оснащения высотного разведывательно-ударного беспилотного летательного аппарата большой продолжительности полета модели Akinci.

Данный БПЛА является самым крупным из производимых в Турции. При максимальной взлетной массе 4500 кг  имеет практический потолок 12000 м и может выполнять полет в течение 24 часов.

По данным китайских источников, БПЛА Akinci оснащен четырьмя внешними точками подвески, на которых можно разместить до восьми противотанковых управляемых ракет с лазерным наведением типа UMTAS. Указанные ракеты активно применяются турецкими военными в Ливии и Сирии, а также поставлены в комплекте (200 ед.) с БПЛА Bayrakatr-TB2 для ВС Украины.

Китайские наблюдатели указывают, что поставка данных БПЛА с боекомплектом, а также подготовка операторов были оплачены из фондов НАТО. Очевидно, что Североатлантический альянс намерен поддерживать  ВС Украины в качестве беспокоящего фактора для военно-политического руководства РФ.

Некоторые китайские аналитики полагают, что ПТУР UMTAS являются основным средством борьбы БПЛА Bayraktar-TB2 с зенитными ракетно-артиллерийским комплексами «Панцирь-С1» в Ливии и Сирии. По данным китайских источников, активная лазерная система наведения позволяет выполнять пуски данных ПТУР без предварительного обнаружения цели. При таком алгоритме БПЛА удается избежать перехвата.

Наибольшее внимание китайских специалистов привлекает контракт стоимостью 30 млн долл. США между Турцией и Украиной на поставку 10 пусковых установок зенитно-ракетного комплекса С-125М1 («Печора-М1») и 300 зенитных управляемых ракет к ним, который был заключен в декабре 2019 г.  Денежные средства для оплаты данного контракта предоставил Катар.

Согласно подписанных документов, украинские специалисты проведут модернизацию ракетных двигателей с целью увеличения дальности и высоты пуска зенитных управляемых ракет, а также внедрят новые цифровые компоненты в систему управления боем. Достоверно известно, что первоначально украинские специалисты планировали использовать российские комплектующие, однако это вызвало решительный протест со стороны турецких военных.

По данным китайских источников, модернизированные ЗРК С-125М1 предназначены для расширения возможностей турецкого военного контингента, находящегося в Ливии, по борьбе с авиацией Ливийской национальной  армии. Китайские специалисты отмечают, что ЗРК С-125М1 не получила новых ЗУР, а значит не способна перехватывать баллистические или низковысотные малоразмерные цели.

Однако, появление данного ЗРК в Ливии позволит турецким военным советникам создать эшелонированную систему противовоздушной обороны вокруг Триполи.  В дополнение к ЗРК С-125М1 украинская сторона намерена поставить новую радиолокационную станцию, которая скопирована с одной из РЛС, входящей в состав С-300П. Подобная техника позволит увеличить поле радиолокационного обзора в воздушном пространстве Ливии.

Обозреватели китайских специализированных изданий отмечают, что украинская сторона уже оказала результативное содействие турецким военным в Ливии. Как известно, ранее ВС Турции приобрели в Украине автоматизированную станцию пассивной радиотехнической разведки «Кольчуга-М», которая позволяет обнаруживать источники радиолокационного излучения в радиусе 600 км.

Китайские аналитики указывают, что эти надежные и эффективные станции позволяют обнаруживать излучение от радиолокационных станций «Панцирь-С1» и определять их координаты с высочайшей точностью.  Именно применение этих станций пассивной разведки привело к увеличению потерь ЗРАК российского производства.