- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О некоторых факторах, влияющих на экономическую ситуацию в Ливии

Координатор Главного командования вооруженных сил ЛНА в западном регионе, Белькасем Курейш, заявил, что он отверг то, что он назвал «побуждениями» со стороны государственных учреждений и компаний в Триполи, включая компанию по сбыту нефти и газа «Брегa», направленными на то, чтобы разрешить открытие и эксплуатацию нефтяных месторождений и открытие линии нефтепровода, идущего через плоскогорье Хамада. Как всегда, по-ливийски, витиевато и вполне в духе заявлений других функционеров ЛНА (в ПНС от них недалеко ушли) о том, что «час решающей битвы, полной сюрпризов для врага, близок». Хотя, накануне, часть из «сюрпризов», в лице наемников европейской внешности, ассоциируемых с ЧВК «Вагнер», вчера покинули Тархуну, проследовав по безопасному и явно договорному пути, в Бени-Валид. Десятки фото и видео их отхода заполонили интернет, продемонстрировав не только ЗРПК «Панцирь», причем российских образцов, не поставлявшихся в ОАЭ, но и артиллерийские орудия «Мста-С», бронемашины «Тигр» и «Урал». В Бен-Валиде за ними прилетели транспортные самолеты Ан-32, по всей видимости, они убывают в другое место.

Представитель же ЛНА, в специальном заявлении для экономического раздела портала Echo, в субботу, 23 мая, пояснил, что «некоторые люди в Хамаде пытаются открыть клапан, закрытый давно», и назвал эти попытки неудачными.

Тем временем,  22 мая, правление нефтеперерабатывающего завода в Аль-Завии подтвердило возобновление поставок нефти с южных месторождений, поступающей по трубопроводу с пропускной мощностью около 350 тысяч баррелей в сутки.

Авторитетный источник из руководства НПЗ в Аль-Завии сообщил порталу Echo Economic, что «данные свидетельствуют о повышении давления внутри трубопровода, что свидетельствует о его повторном открытии».

Но генеральный координатор западного командования ЛНА, располагающийся в городе Зинтан указал, что оно связывается с теми, кто отвечает за охрану нефтяных установок в западных и южных регионах, и подтверждает продолжение блокировки нефтяных полей и нефтепроводов, подающих нефть на север, отрицая распространение новостей, сообщающих о возобновлении работы Хамадского нефтяного маршрута.

Здесь требуется прояснить ситуацию. Никакие заглушки, кроме локальных, аварийных, на том участке трубопровода, который проходит по плоскогорью Хамада, никто не трогал и не трогает. Отличием состава нефтедобывающей и нефтетранспортной инфраструктуры в Ливии, от, например Ирака или той же Сирии, является ее более высокая степень концентрации и технической оснащенности, все того, что нефтяники называют up stream.  Объясняется это иным составом месторождений, их организацией, а также географическими особенностями страны, ограничивающими использование столь распространённого в Ираке и в Сирии наливного транспорта. Ливийскую нефть так практически не возят, она поступает на НПЗ по магистральным трубопроводам. Их проще и дешевле построить и содержать, чем прокладывать сотни километров автомобильных дорог через песчаные эрги. Кроме того, все что связано с нефтью, вещи сложные, дорогие и их очень тщательно охраняют те, через чьи земли она транспортируется. При централизованном государстве доступ в те районы вообще был ограничен, сейчас же, племенные формирования взяли функции контроля на себя, но в техническую сторону вопроса они стараются не вмешивать дальше того предела, за которым добыче и транспортировке нефти может быть нанесен ощутимый вред. До реального перекрытия трубы и остановки добычи дело доходило в единичных случаях, когда выплаты нефтяной ренты, или, попросту, взяток руководству племен и отдельным уполномоченным полевым командирам задерживались на «неприличный срок». Технически, это делается понижением давления на насосных станциях и в местах, расположенных поблизости от месторождений.  Как правило, шантаж ННК сводился к угрозам, реже, к уменьшению добычи и снижению рабочего давления в трубопроводах, отключениям центрального сетевого электричества, питающего месторождения и насосные станции, когда приходилось вводить аварийные источники энергоснабжения. Но общий, драматический спад производства нефти, наблюдаемый в Ливии случился еще до нынешнего кризиса, и, как мы уже объясняли на страницах Института Ближнего Востока (http://www.iimes.ru/?p=68221 [1]), объясняется он тем, что возникшая полуанархия так и не способствовала возврату в прежних объемах уехавших иностранных специалистов, ремонтников, буровиков и всех тех, кто до войны составлял не менее 75-80% всех технических кадров отрасли. Следовательно, количество отказов и поломок продолжало увеличиваться, ремонтный фонд уменьшаться, сократилось, и значительно, количество новых скважин, а их требовалось вводить хотя бы 3-5 каждый месяц. Поэтому, снижение добычи нефти продолжилось вот таким, естественным путем, за счет прекращения нормального технического обслуживания и отсутствия новых пробуренных скважин (не говоря о ремонте старых), и составило еще 5-7% к той трети, на которую производство снизилось к 2013 году. Оставшиеся мощности работали, тот же Хамадский трубопровод никогда не перекрывался полностью, просто прокачивал нефти в 2.5 – 3 раза, меньше, чем предусмотрено его штатной загрузкой. Без всякого дополнительного перекрытия. Работа самих южных месторождений от Мурзука и до Убари вообще находится вне зоны компетенции ЛНА и контролируется в плане повседневном, что называется, местными властями и местным же ополчением. Их лояльность на сегодня зависит исключительно от того, кто и сколько им платит.

По имеющейся у нас информации возобновление поставок нефти на НПЗ в Аль-Завии связано с очередным этапом реализации требований племен в западных и южных регионах, вновь открыть задвижки. Было также вынесено положительное решение компании Brega Oil Marketing о создании новых заправочных и модернизации старых станций в этих регионах.

Трубопровод от месторождений «Элефант» и «Шарара» был «перекрыт до минимума» в январе под нажимом группы зинтанских ополченцев, лояльных ЛНА и парламенту в Тобруке после призывов оттуда закрыть поля и нефтяные порты в стране. Подкреплённых поставкой оружия и боеприпасов. Однако, есть последние нельзя и в свете последних событий на западе и ввиду получения более выгодных предложений из Триполи, зинтанцы открыли «прикрытые задвижки». Чудесным образом это совпало с сообщениями из ННК, что в последней «существует состояние ожидания возобновления работ на месторождениях «Шарара», «Элефант» и «Калаф», о котором будет объявлено Национальной нефтяной корпорацией в Триполи, позднее».

Несмотря на ожидания объявления о перезапуске добычи и открытии трубопровода, процессу потребуется несколько дней или недель из-за чрезвычайного положения, введенного учреждением на месторождениях  из-за кризиса с коронавирусом. То есть, на объектах завершились плановые ремонтные и сервисные работы, по странному совпадению, всегда проводимые в Ливии в зимний и весенний период и имеющие цикл в три месяца, и поставки нефти можно вести, как и раньше, в рамках имеющейся технической возможности. Ожидается, что это составит около 200 тыс. баррелей в сутки. Представителю ЛНА ничего не остается, как пытаться дезавуировать этот факт.

Продолжение военных действий в Ливии по оценке портала «Эхо» для самих ливийцев имеет, тем временем, самое негативное влияние. И то обстоятельство, что НПЗ в Аль-Завии возобновит выпуск столь необходимого для населения Триполитании бензина, служит незначительной хорошей новостью на фоне следующих фактов:

  1. Уровень безработицы в Ливии, согласно отчетам Организации Объединенных Наций за 2016 год, достиг примерно 20%, на самом деле 90%. Это, кстати, объясняет почему ливийская молодежь идет на братоубийственную войну.
  2. Уровень бедности, согласно научным исследованиям, основанным на данных Министерства финансов, составляет около 92%.
  3. Промышленный сектор — это фантазия. Ливия — страна чистого потребления, которая ничего не производит, и даже если вы найдете товары ливийской промышленности, вы обнаружите, что большая часть товаров и материалов импортирована, в то время как ливийская экономика имеет огромные ресурсы и резервы, но ничего не реализуется из-за неправильного управления кредитами и долговыми обязательствами. Финансовый бизнес по-ливийски осуществляется путем конвертации твердой валюты по низкой цене, чтобы затем продать ее на черном рынке по двойной цене.
  4. В период 2012-2017 годов государственный долг Ливии составил около 88 млрд долларов, или 49% ВВП, в то время как у стран, население которых в несколько раз превышает ливийское, а их государственный долг очень мал, поскольку у Саудовской Аравии государственного долг не превышает 6%, а у Ирана — 16% и у Алжира — 1%, в то время как отчеты международных организаций показывают, что профицит ливийской экономики за тот же период составил около 132 млрд динаров, то есть составляет около 34% от общего дохода Ливии.
  5. Заблокированные проекты на сумму 140 млрд долларов или около 200 млрд ливийских динаров.
  6. Более 12,5 млрд динаров, то есть около 35% ливийского денежного оборота находится за пределами банковской системы в результате отсутствия доверия к ливийской банковской системе из-за неисполнения банками обязательств. Эмиссия санкционированная Центральным банком, составила 35,5 млрд динаров (18 — в старой валюте, 4 млрд в валюте российского издания и 13,5 млрд напечатано в Великобритании). Несмотря на это, население испытывает трудности с ликвидностью, что же касается государственных учреждений они не страдают от недостатка ликвидности и не подотчетны в этом смысле никому.
  7. Отчеты финансовых надзорных и статистических учреждений за 2017 год показали, что инфляция колебалась от 50% до 3700%, что указывает на ненадлежащее управление государственными деньгами, а также на показатели коррупции, как будто ливийское государство участвует в операциях по торговле наркотиками.
  8. Жилищная проблема обостряется день ото дня, что приводит к неуправляемому росту цен на жилье. Таким образом, если предположить, что треть населения — это молодые люди, что составляет около 2 млн человек, или около одного миллиона единиц жилья, в которых сейчас нуждаются ливийцы, проблема будет усугубляться год за годом.

Это далеко не полный перечень тех проблем, которые испытывает Ливия в результате трагических ошибок, совершенных в 2011 году всеми теми, кто воспринял акт агрессии и бандитизма, как привнесение свободы и спасение от тирании М.Кадаффи. Нет у всех этих ливийских полевых командиров, включая того же Х.Хафтара никаких других мыслей в голове, кроме как пытаться проецировать из самих себя, того же М.Каддафи, кто-то на уровне отдельного города, а кто-то, региона.

На фоне текущих фронтовых сводок и международных заседаний по Ливии совершенно выпала из внимания позиция Китая по событиям в этой стране.

Китай по-прежнему нейтрален в ливийском конфликте, и при режиме М.Каддафи Китай участвовал в различных инфраструктурных проектах (более 50), в которых трудилось 35 000 китайских рабочих, начиная от строительства жилых домов и железных дорог и заканчивая телекоммуникациями и гидроэнергетическими проектами, напомнила своим читателям газета «Тегеран таймс».

Согласно утверждениям в газете, «в год, который привел к свержению Каддафи, Ливия обеспечивала три процента поставок сырой нефти в Китай, что составляло около 150 000 баррелей в сутки. Все крупные государственные нефтяные компании в Китае, включая CNPC, участвовали в тех, или иных инфраструктурных проектах в Ливии до войны».

С момента начала беспорядков в 2011 году Китай стремился поддерживать экономические связи с Ливией и отверг военную интервенцию под руководством НАТО, а в конце 2015 года правительство национального согласия стало новым политическим авторитетом, признаваемым Организацией Объединенных Наций при поддержке Китая.

Несмотря на приостановку многих китайских проектов в Ливии и сокращение двусторонней торговли на 57%, Пекин заинтересован в Ливии и последовательно выступает за диалог между Востоком и Западом.

В конце прошлой недели главнокомандующий ЛНА фельдмаршал Халифа Хафтар произнес речь перед своими солдатами по случаю праздника Ид аль-Фитр, окончания месяца рамадан, в которой он подтвердил продолжение военных действий, чтобы противостоять тому, что он назвал «турецкой оккупацией» в Ливии. Пока что, дела у Хафтара идут в последнее время из рук вон плохо, особенно на западе страны, в том числе, в районе Хамады. Что косвенно подтверждается возобновлением поставок нефти на НПЗ в Аль-Завии без особой оглядки на представителей ЛНА.