- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О военной помощи США странам Ближнего Востока и Северной Африки. Часть 1

5 мая Исследовательская служба Конгресса США (Congressional Research Service) выпустили доклад, посвященный анализу американской прямой военной помощи странам БВСА в этом году.
В докладе указывается, что с 1946 года регион БВСА получает наибольшую иностранную помощь со стороны США во всем мире, что отражает значительную поддержку американских партнеров в Израиле, Египте, Иордании и Ираке. В 2021 финансовом году на Израиль, Египет и Иорданию вместе взятые придется почти 13,5% от общего объема всех запросов по миру об оказании прямой военной помощи. На 2021 финансовый год администрация предлагает потратить примерно $6,6 млрд долларов на помощь региону БВСА. Эта цифра, которая будет почти равна аналогичным показателям в 2020 году, но на 12% меньше того, что Конгресс выделил на 2019 год. Для того, чтобы достигнуть этого 12% предложенного сокращения, запрос администрации на 2021 финансовый год предусматривает сокращение общего количества военной и экономической помощи Ираку, Ливану и Тунису в общей сложности на $544 млн. Белый дом также намерен сократить общий объем помощи Иордании на $250 млн и запросить средства Фонда экономической поддержки/Фонда экономической поддержки и развития (ESF/ESDF) для финансирования стабилизационных программ в Сирии. В своем запросе к Конгрессу на 2021 финансовый год администрация вновь заявила, что с прошлого года она стремится «разделить бремя» экономической помощи странам БВСА с международным сообществом, стремясь при этом наращивать их собственный «потенциал для саморазвития и опоры».

Поддержка стабилизации ситуации в Ираке, Сирии и за их пределами

Для 2021 финансового года администрация снова направила просьбу к Конгрессу обеспечить гибкость в предоставлении финансирования на сумму до $160 млн, которые должны быть выделены на различные двусторонние счета помощи для Фонда чрезвычайной помощи и восстановления (РРФ), который предназначен для оказания помощи районам, освобожденным или находящимся в опасности ренессанса «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России)) и другие террористические организации. Согласно обоснованию бюджета Конгресса США (CBJ), «финансирование ESDF в РРФ позволит Госдепартаменту и USAID поддержать усилия в таких местах, как Сирия, Ирак, Ливия и Йемен, где ситуация на местах быстро меняется и здесь требуется гибкость». Среди прочего, средства, предназначенные для целей РРФ, имеют задачу поддержки иракских общин посредством внесения взносов в программу развития Фонда финансирования стабилизации (ПРООН-ФФС) ООН. Администрация Трампа при этом заморозила прямой вклад в усилия по стабилизации в Сирии, но уведомила Конгресс о предполагаемом обязательстве в этой области на 2020 год и указывает, что она может использовать для этого средства FY2021 для программ в Сирии. Никаких средств не запрашивается для палестинцев. Впервые за более чем десять лет администрация не запросила никакой двусторонней экономической помощи США или помощи в области безопасности для палестинцев. Администрация Трампа неоднократно конфликтовала с Главой ПНА Махмудом Аббасом и значительно изменила свое отношение к нему, сократив двустороннее финансирование Западного берега и сектора Газа и прекратив взносы в Ближневосточное агентство помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) ООН для палестинских беженцев. Кроме того, в результате применения положений Закона о разъяснении антитеррористической деятельности от 2018 года (ATCA, P. L. 115-253), с января палестинцам не было оказано никакой помощи. При этом администрация действительно предложила, чтобы средства от ее вновь предложенного «дипломатического прогресса» эти финансы ($225 млн) могут быть использованы для «возобновления помощи в области безопасности на Западном берегу» или поддержки важнейших дипломатических усилий, такие как «план установления мира на Ближнем Востоке» в рамках Фонда дипломатического прогресса (ФДП). В 2020 финансовом году администрация запросила $175 млн в ESDF для Фонда дипломатического прогресса, хотя Конгресс ранее не финансировал его. Таким образом, если мы берем страны БВСА, то объемы запрашиваемой ими поддержки; полученная уже помощь и запрос на 2021 год выглядят следующим образом. Алжир в этом году не получил никакой помощи; в 2019 году получил — $1.48 млн ; на следующий год просит — $3.30 млн; Бахрейн — в этом году не получал помощь; в 2019 году — $0.57 млн; на следующий год просит — 0.65 млн; Египет — в этом году получил 1431.80 млн, в 2019 году — 1419.30 млн, на следующий год -1381.85 млн; Ирак — в этом году получил 451.51 млн, в 2019 году — 451.6 млн; на следующий — 124.5 млн; Израиль — все три параметра одинаковы: 3300.00 млн; Иордания в этом году получила 1525.00 млн , в прошлом — 1524.99 млн, в следующем просит 1275.00 млн; Ливан в этом году получил 242.29 млн; в прошлом — 245.94 млн; на следующий — 133.16 млн; Ливия — в этом – 40 млн, в прошлом – 33 млн; на следующий -21.44 млн; Марокко — в этом году 41млн, в прошлом -38.49 млн, на следующий -13.5 млн; Оман — в этом году не получал; в прошлом — 3,12 млн; на будущий — 2.7 млн; Саудовская Аравия — нет данных; Сирия — за прошлый и нынешний года – 40 млн; Тунис — в этом году 191.4 млн, в прошлом — 191.32 млн; на следующий — 83.85 млн; ЗБРИ — в этом году — 0.6 млн ; в прошлом – 61 млн, на следующий — не предусмотрено; Йемен — в этом году 40 млн; в прошлом — 37.3 млн, в следующем 36.45 млн. Весь объем программы прямой военной помощи: в прошлом — 7283.96 млн; в этом -7453.09 млн, на 2021 год запрошено 6,376.40 млн.

Израиль

Израиль является крупнейшим совокупным получателем внешней помощи США со времен Второй мировой войны. Соединенные Штаты предоставили Израилю $142,3 млрд (текущие, или неинфляционные доллары) в рамках двусторонней помощи и финансирования программ противоракетной обороны. Почти вся двусторонняя помощь США Израилю приходится на формы военной помощи. В 2016 году правительства США и Израиля подписали 10-летний меморандум о взаимопонимании (MOU) о военной помощи, охватывающей период с 2009 по 2028 финансовый год. В соответствии с условиями меморандума о взаимопонимании, Соединенные Штаты обещают (в ожидании выделения средств Конгрессом) предоставить Израилю военную помощь в размере $38 млрд ($33 млрд в виде иностранного военного финансирования или грантов FMF плюс $5 млрд в области противоракетной обороны). Этот меморандум о взаимопонимании заменил предыдущее 10-летнее соглашение на сумму $30 млрд, которое проходило через FY2018. Израиль является крупнейшим получателем FMF. На 2021 финансовый год запрос к Конгрессу со стороны администрации будет охватывать примерно 59% от общего числа аналогичных запросов по всему миру и составит $3,3 млрд (большая часть для финансирования закупки современного американского оружия). В частности, предусматривается модернизация заправщиков израильских ВВС, которые были первоначально закуплены в 1970-х годах, в рамках организации заправки F-35 в воздухе. Израиль является первым международным эксплуатантом совместного ударного истребителя F-35.

Египет

С момента заключения израильско-египетского мирного договора 1979 года Соединенные Штаты предоставили АРЕ большие объемы иностранной помощи. Американские политики регулярно оправдывают эту помощь Египту, как инвестиции в региональную стабильность, основанную в первую очередь на долгосрочном военном сотрудничестве и осознанной необходимости поддерживать договор. Египет использовал фонды FMF (прямой военной помощи) для закупки крупных оборонных систем США. Например, истребитель F-16, боевой танк M1A1 Abrams и штурмовой вертолет AH-64 Apache. Экономическая помощь США Египту (финансируемая через ESF) делится на два компонента: (1) USAID — управляемые программы (Общественное здравоохранение, образование, экономическое развитие, демократия и др.;управление); и (2) американо-египетский Фонд предпринимательства (EAEF). С момента их основания в 2012 финансовом году, Конгресс выделил $300 млн в ESF для EAEF.
Ситуация с соблюдением Египтом основных прав человека вызывает регулярную критику со стороны официальных лиц США и других стран. Начиная с 2012 финансового года Конгресс принял закон об ассигнованиях, который замораживает обязательства США по FMF для Египта до тех пор, пока госсекретарь США не подтвердит, что Каир предпринимает различные реальные шаги в направлении поддержки демократии и прав человека. Администрация обязалась выделить Египту $1 млрд в виде FMF, из которых $300 млн — в 2019 финансовом году. На сегодня объемы FMF остаются скрытыми до тех пор, пока секретарь не вынесет определение в соответствии с разделом 7041(a)(3) (B) П. L. 116-6, сводного Закона «Об ассигнованиях на 2019 финансовый год». За последние три финансовых года Конгресс выделил в общей сложности более $1,4 млрд в рамках двусторонней помощи Египту и добавила $30 млн к $50 млн в ESF выше президентского запроса на программы USAID в Египте.

Иордания

Иорданское Хашимитское Королевство также является одним из крупнейших получателей внешней помощи США. Как и Израиль, Соединенные Штаты и Иордания подписали меморандум о взаимопонимании по вопросам внешней помощи, а совсем недавно в 2018 году был подписан меморандум о взаимопонимании — третье такое соглашение между Соединенными Штатами и Иорданией. Оно обязывает США (в ожидании выделения средств Конгрессом) выделить $1,275 млрд в рамках объема двусторонней внешней помощи за пятилетний период в общей сложности в $6,375 млрд. Военная помощь США в первую очередь позволяет иорданским военным закупать и содержать базы для американских войск. Соединенные Штаты предоставляют экономическую помощь Иордании в рамках (1) бюджетной поддержки (денежный перевод), (2) Программы USAID в Иордании и (3) кредитные гарантии. Совокупная помощь Иордании по всем этим статьям — это самый большой объем бюджетной поддержки, предоставляемой любой стране по аналогичным программам по всему миру. Финансовая помощь США предоставляется для того чтобы помочь королевству справиться с внешним долгом, поддержкой сирийских беженцев и  оплатить расходы на импорт топлива (Иордания почти полностью зависит от импорта для своих внутренних энергетических нужд). Эти транши идут по линии ESF и не смешиваются с другими фондами. По оценкам Госдепартамента, с начала масштабной американской помощи сирийским беженцам в 2012 финансовом году США выделила более $1,3 млрд на гуманитарную помощь из глобальных счетов для программ в Иордании. Совокупный объем — $1,65 млрд; на следующий год — $1,275 млрд

Ирак

Соединенные Штаты финансируют военные, экономические, стабилизационные и охранные программы в Ираке. Большая часть финансирования помощи предоставляется через Министерство обороны для борьбы с ИГ в рамках фонда обучения и оснащения (CTEF). С 2015 по 2020 финансовый год Конгресс санкционировал и выделил более чем $6,5 млрд — это финансирование Министерством обороны США помощи в обучении и оснащении войск в Ираке.
Ирак начал закупать оружейные системы американского производствая за счет собственных национальных средств через программу иностранных военных продаж с 2005 г. Соединенные Штаты начали предоставлять FMF Ираку с 2005 г. для того, чтобы помочь ему поддерживать оружейные системы американского происхождения. В период с 2014 по 2015 год эти средства ($2,7 млрд) были «перенаправлены на неотложные антитеррористические требования», включая «закупку боеприпасов и техники». Экономическая помощь США Ираку поддержала реформу государственного финансового управления. Администрация Б.Обамы и Конгресс предоставил американскую кредитную гарантию в 2017 году, чтобы побудить других кредиторов покупать облигации, выпущенные Ираком для покрытия дефицита бюджета. Администрация Трампа также направила в Конгресс США соответствующее распоряжение. Стабилизационная поддержка с 2017 года для приоритизации программ в интересах преследуемых иракских религиозных групп и групп меньшинств в рамках закона P. L. 116-94 направляет помощь для стабилизации в провинцию Анбар и двустороннюю экономическую помощь, международную помощь в области безопасности и гуманитарную помощь для Иракского Курдистана. Этот закон также направляет средства на поддержку правосудия переходного периода и для программы привлечения к ответственности за геноцид, преступления против человечности и военные преступления в Ираке. На этот год совокупная сумма по этим программам — $451.51 млн; на следующий — $124.5 млн.

Тунис

По состоянию на начало 2020 года Тунис оставался единственной страной БВСА, которая осуществила прочный переход к устойчивому развитию демократии после волны арабских восстаний 2011 года. Помощь США значительно возросла с тех пор в рамках поддержки инициатив по экономическому росту, модернизации управления и оказанию помощи в области безопасности. Сотрудничество США и Туниса в области безопасности расширилось с 2011 года, поскольку Тунис стремился получать оборонные материалы американского происхождения, реформировать свои институты безопасности и реагировать на развитие угрозы терроризма. Соединенные Штаты поддержали усилия Туниса по реформированию сектора безопасности на сумму от $12 до 13 млн в год на финансирование правоохранительных органов. За последние пять лет Конгресс выделил от $65 до 95 млн в год для Туниса. Минобороны США предоставило существенные гарантии дополнительной помощи Тунису в борьбе с терроризмом и обеспечения пограничной безопасности в рамках его программы «Глобальная безопасность границ». С тех пор как администрация Трампа опубликовала свой бюджетный запрос на первый этап помощи (на 2018 финансовый год), Конгрессом ежегодно на помощь Тунису выделялось в среднем на $104 млн больше этих запросов. В качестве части своего обоснования для запроса FMF в 2021 финансовом году администрация сослалась на «просьбу правительства Туниса о выделении $500 млн на закупку легких штурмовиков американского производства для Вооруженных сил Туниса». Общий объем совокупной помощи — за прошлый год — $191.32 млн, на 2020 год — $191.4 млн; на следующий —  $83.85 млн.

Ливан

Соединенные Штаты стремились укрепить силы, которые могли бы помочь противостоять влиянию Сирии и Ирана в Ливане через различные программы военной и экономической помощи. Приоритеты помощи США в области безопасности отражают возросшую озабоченность по поводу потенциала суннитских джихадистов, нацеленного на Ливан, а также давние опасения США по поводу растущего потенциала шиитской  «Хизбаллы» и на сохранение качественного военного превосходства Израиля. Экономическая помощь США Ливану стремится содействовать демократии, стабильности и экономическому росту, особенно в свете проблем, связанных с продолжающимся конфликтом в соседней Сирии. Конгресс имеет несколько сертификационных требований к американским фондам ежегодной помощи Ливану в целях предотвращения их неправомерного использования или передачи американского оборудования «Хизбалле» или другим назначенным террористам. Участие «Хизбаллы» в сирийском конфликте на стороне правительства Башара Асада укрепили военный потенциал группы и усилили озабоченность среди некоторых стран мира. FMF был одним из основных источников финансирования США для ливанской армии, наряду с Фондом подготовки и оснащения (CTEF) в период с 2015 года. В 2019 финансовом году помощь в области безопасности в среднем составляла $224 млн в год в объединенной программе Государственного департамента и Министерства обороны военной грантовой помощи. Эти средства были использованы для приобретения таких типов вооружения, как легкие ударные вертолеты, беспилотные летательные аппараты и приборы ночного видения. Соединенные Штаты уже давно предоставляют Ливану относительно скромные объемы помощи для финансирования программы USAID. С самого начала гражданской войны в Сирии американские программы были расширены и направлены на повышение потенциала государственного сектора по предоставлению основных услуг беженцам и принимающих их ливанским общинам, включая надежный доступ к питьевой воде, санитарии, и медицинским услугам. Американские программы также были направлены на повышение потенциала общественной системы образования. На 2021 финансовый год президент запрашивает общую помощь Ливану в размере $133 млн, что На 46% меньше того, что Конгресс предусмотрел для Ливана в 2020 финансовом году. В течение последних трех финансовых лет Конгресс выделял в среднем $113,5 млн в год сверх того, что требовал президент. Совокупный объем помощи в прошлом и этом годах году составил по $242.29 млн, в следующем — $133.16 млн.