- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О влиянии судебного процесса против Б.Нетаньяху на политическую ситуацию в Израиле

24 мая, состоялось первое предварительное судебное заседание по обвинениям, выдвинутым против премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху.

Премьер-министру Государства Израиль предъявили обвинения в получении взяток, мошенничестве и нарушении общественного доверия. Суд будет рассматривать дела по порядку — начиная с самого простого «дела 1000» и заканчивая самым тяжким и сложным «делом 4000», в котором Нетаньяху предъявлено обвинение во взяточничестве.

На протяжении всего следствия премьер-министр Б.Нетаньяху отвергал подозрения в свой адрес, утверждая, что речь идет о преследовании по политическим мотивам и избирательном соблюдении буквы закона. «Ничего нет и ничего не будет, потому что ничего не было», – раз за разом повторял Нетаньяху. Он продолжает придерживаться этой стратегии и сейчас, во время самого судебного процесса.

Судебный процесс над Биньямином Нетаньяху не связан напрямую с политической системой, но невозможно недооценивать степень его глубочайшего влияния на нее.

Нетаньяху обвиняется в достаточно серьезных преступлениях. Признание его виновным по ним в совокупности может лишить главу правительства Израиля не только возможности заниматься политикой, но и свободы. Поэтому на протяжении последних полутора лет и трех предвыборных кампаний он делал все возможное, чтобы не оказаться на скамье подсудимых.

Сначала Нетаньяху добивался парламентской неприкосновенности от Кнессета, а затем, когда понял, что у него нет для этого необходимого парламентского большинства, он стал делать все, для того, чтобы остаться в кресле премьер-министра, надеясь, что это ему поможет.

В преддверии заседания Нетаньяху пытался получить освобождение от явки на первое, как он отметил  — «техническое» заседание суда, объяснив это нежеланием приводить к лишним  тратами из кармана налогоплательщика на его телохранителей. Однако судьи Ривка Фридман-Фельдман, Одед Шахам и Моше Бар-Ам отклонили просьбу премьер-министра и настояли на личной явке.

Как написал политический эксперт Йоси Вертер в издании «Гаарец», «многие наблюдатели были готовы  поспорить, что в последнюю минуту Нетаньяху создаст ложный кризис, который «обяжет» его просить освобождение от явки в суд: ведь ему надо принять участие в заседании правительства чрезвычайного положения». Заявления Нетаньяху о том, что он не должен являться на первое заседание,   чтобы не обременять государство огромными расходами эксперт называет «потерей чувства реальности».

Другой эксперт издания «Гаарец»  адвокат Авигдор Фельдман занимает более жесткую позицию по данному инциденту, считая, что только подсудимый, презирающий систему, которая предала его суду, и отрицающий ее полномочия, может пытался освободиться от разбирательства и заявить о нежелании являться на заседание.

В начале судебного заседания адвокат премьер-министра заявил, что для ответа защиты на обвинительное заключение потребуется от двух месяцев до полугода. Адвокат объяснил это большим количеством материала. Только в «деле 4000», по словам адвоката, 20 тысяч документов.

Если предположить, что судебный процесс пойдет в нормальном русле, и в случае, если Нетаньяху и прокуратура не договорятся о судебной сделке, то, судя по всему, он действительно может растянуться на годы. Один только предварительный процедурный этап перед началом слушания свидетелей может занять от нескольких месяцев до года. Прокуратура будет пытаться ускорить процесс, адвокаты Нетаньяху в свою очередь будут стараться его максимально растянуть и будут просить судей не назначать больше одного заседания в неделю.

Нетаньяху осознает, что шансы на оправдательный приговор по всем трем делам невысоки. Поэтому максимальное затягивание процесса и становится одной из его важнейших тактик в борьбе за выживание. Ведь если к концу разбирательства ему будет более 75 лет, суд вероятнее всего учтет его преклонный возраст при выборе меры наказания.

Теперь глава правительства не остановится на попытках оспорить позицию обвинения в суде. Он прибегнет к активной агитации в СМИ  и соцсетях. Будет использовать любую возможность чтобы очернить и ослабить  правоохранительную и судебную системы. Он уже не раз доказал, что в управлении общественным мнением ему нет равных.

Как пишет политический обозреватель издания «Гаарец» Ариана Меламед: «Процесс Нетаньяху только начался, но медийный гений, который считает себя новым Дрейфусом, уже его выиграл».

Теоретически Нетаньяху, ради своего спасения, также может выдвинуть свою кандидатуру на должность президента страны через 14 месяцев, либо спровоцировать новые парламентские выборы, которые дадут ему большинство в парламенте, позволив затормозить судебный процесс.

Новый глубокий политический кризис и, как следствие, торможение судебного процесса,  может быть спровоцирован и самим Высшим судом справедливости, если тот постановит, что Нетаньяху не может стать альтернативным премьер-министром через полтора года, когда Ганц займет его пост. В таком случае коалиционное соглашение между Ликудом и «Кахоль-лаван» позволяет Нетаньяху повести страну на новые выборы, в течение шести месяцев после создания нового правительства или в течение 30 дней с того момента, как он столкнулся с запретом.

Многие представители израильских политических кругов убеждены, что выборы в Кнессет 24-го созыва состоятся самое позднее через полтора года. Победа Нетаньяху на них будет гораздо существеннее, чем на минувших выборах. Ведь согласившись на создание правительства национального единства, премьер значительно улучшил свой имидж и повысил популярность. Кроме того, достойных соперников у него фактически нет — Ганц больше не может ничего предложить ни возможным союзникам, ни избирателям. Победа на четвертых выборах станет для Нетаньяху еще одним весомым аргументом защиты в судебном процессе — ведь его поддерживает народ и поддержка эта крепнет от выборов к выборам.

Посему, начало судебного процесса против Нетаньяху делает перспективу четвертых внеочередных выборов практически неизбежной.