- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О политике США в отношении Сирии

Американская политика последних лет в отношении Сирии после прихода к власти в США президента Дональда Трампа часто производила впечатление хаотичного и малопонятного процесса без внятных целей и четко выраженной программы. Об этом, в частности, свидетельствуют заявления президента США о выводе американских войск из Сирии, сделанные в декабре 2018 и в 2019 году при том, что значительное количество военнослужащих все-таки остается в поле. Двойственное впечатление оставили также договоренности между США и Турцией, достигнутые в октябре прошлого года о выводе американских военных из мест проведения турецкой военной операции «Источник мира». Вначале они были проинтерпретированы как зеленый свет, данный Турции на оккупацию территорий на северо-востоке САР, но затем оказалось, что американцы вовсе не собираются покидать своих курдских союзников из СДС. Они просто сосредоточили свои силы в Заевфратье, продолжая оказывать курдам военно-техническую поддержку. Определенный свет на американскую политическую линию в отношении Сирии пролили интервью Джеймса Джеффри саудовской газете «Аш-Шарк аль-Аусат», данное им 2 мая с.г. и его же выступление в Гудзоновском Институте 12 мая. Джеймс Джеффри является специальным представителем Госдепартамента США по сирийскому конфликту и борьбе с террористической организацией «Исламское государство», поэтому его высказывания можно интерпретировать как выражение официальной линии Вашингтона.

В начале интервью саудовской газете американский дипломат коснулся ситуации с эпидемией коронавируса в Сирии и раскритиковал правительство САР и Россию за шаги, препятствующие международной гуманитарной помощи, в частности за нежелание открыть КПП «Яробийя» на сирийско-иракской границе. Джеффри отметил, что американцам сложно оценить действительное положение дел с эпидемией COVID-19 в Сирии. Данные по ситуации на северо-западе САР, в провинции Идлиб, они берут от турок. Информацию о ситуации на северо-востоке САР они мониторят сами, а вот ситуацию в остальной части САР они могут судить только по официальным и фальсифицированным, по его мнению, данным сирийского правительства. По его словам, «Режим и русские блокируют поставки лекарств и медицинского оборудования в те районы, которые не находятся под их контролем, чем ухудшают гуманитарную ситуацию» (1).

Журналист саудовской газеты задал Джеффри вопрос, правомочны ли обвинения правительства САР в адрес США и других государств Запада в том, что американские и европейские санкции ухудшают гуманитарную и экономическую ситуацию в Сирии. Джеффри сразу же парировал эти обвинения, возложив всю ответственность за бедственную экономическую в Сирии на правительство Башара Асада. Он отметил: «Коллапс банковской системы в Ливане не имеет ничего общего с нашими санкциями, а ведь это он нанес наибольший вред сирийской экономике. Вторым фактором, вызвавшим экономический кризис, явилось плохое управление самого Асада. Наконец, третьим фактором является то, что война продолжается в важных для страны регионах, особенно энергетических и сельскохозяйственных. Наши санкции не распространяются на гуманитарные и медицинские товары». При этом американский дипломат фактически призвал продлить санкции Евросоюза против Сирии. Он отметил: «Мы очень хотели бы оставить эти санкции в силе, пока режим Асада не примет политическое решение. У нас есть проблеск надежды на долговременное прекращение огня в Идлибе и согласие Дамаска на работу конституционного комитета.  Этого не случилось бы без международного давления». Таким образом, американский чиновник фактически призвал к экономическому удушению Сирии, ее истощению, которое заставит сирийскую элиту принять условия коллективного Запада.

Корреспондент «Аш-Шарк аль-Аусат» задал Джеффри вопрос о его отношении к попыткам некоторых арабских государств нормализовать свои отношения с правительством Асада под предлогом борьбы с эпидемией коронавируса. Прежде всего, корреспондент газеты подразумевал Объединенные Арабские Эмираты. Еще один вопрос касался возможности возобновить членство Дамаска в Лиге Арабских Государств (ЛАГ). Джеффри отметил, что эти арабские государства совершают большую ошибку. «Они, наверное, полагают, что получат что-то от Асада: относительную демократизацию или прекращение репрессий. Но они не получат ничего кроме спасибо. Они, наверное, также полагают, что если в последнее время президент Трамп или госсекретарь Помпео не говорят много о Сирии, мы благосклонно отнесемся к такой нормализации. Они очень ошибаются. США никогда не приветствовали дружбу с Асадом. Даже при администрации Обамы». Касаясь возможности восстановления Сирии в ЛАГ, Джеффри заявил: «Тем, кто очень хотел бы видеть нынешних сирийских руководителей в ЛАГ, я задал бы несколько вопросов. Что изменилось с тех пор, как вы приняли свое решение (заморозить членство Сирии в ЛАГ в 2012 году)? Меньше ли людей погибло с тех пор, чем погибало тогда? Тогда речь шла о нескольких тысячах погибших сирийцев. Сейчас их количество дошло до полумиллиона. Согласился ли режим с призывами ООН к примирению? Нет.  Какой процент населения покинул свои дома по вине режима? В 2012 году это было 5%, а сейчас 50%. Сирийские арабские граждане голосуют ногами. Они не хотят жить при правительстве Асада».

Журналист саудовской газеты задал американскому дипломату вопрос: «Некоторые арабские правительства полагают, что, приблизив Сирию к себе, они заставят Асада отказаться от союза с Ираном. Что вы думаете по этому поводу?». Джеймс Джеффри ответил следующим образом: «Это безумная идея. Во-первых, Иран глубоко укоренился в Сирии и ее обществе. Он приобрел там большое влияние. Не такое опасное как «Хизбалла» в Ливане или милиции в Ираке, но все равно значительное. Причем это влияние уже беспокоит не только нас. Оно беспокоит и русских, и сам режим. Там есть милиции, которые созданы и оплачиваются иранским правительством, и отчитываются перед ним. Во-вторых, задумайтесь, с кем вы собрались примириться. Сирийский режим – самый жестокий на земле, гораздо хуже, чем в Венесуэле или Северной Корее. Асад знает только один инструмент воздействия на свой народ – резню населения, особенно суннитского населения».

Саудовский журналист в беседе затронул и вопрос о воздушных ударах Израиля по Дамаску, шоссе Дамаск-Бейрут и по Пальмире. Он спросил Джеффри о его отношении к этим военным акциям. Американец ответил: «США поддерживают усилия Израиля обеспечить свою безопасность и самооборону. Израиль сталкивается с экзистенциальной угрозой со стороны Ирана. Правители ИРИ тысячу раз заявляли, что хотели бы уничтожить Израиль.  Иранцы присутствуют в Сирии в значительных количествах. Они передали «Хизбалле» свои ракетные системы большого радиуса действия. Израиль имеет право защищаться для своего спасения, и мы как можем ему помогаем». Отвечая на вопрос журналиста с просьбой детализировать эту помощь, Джеффри ответил: «Мы оказываем Израилю эффективную поддержку с целью защитить самого себя и других соседей Сирии – Турцию, Иорданию, Ливан».  Говоря о целях американской политики в Сирии, Джеффри отметил, что это политический процесс с целью демократизации страны и национального примирения, и вывод всех иностранных военных, которые появились там после 2011 года.  Под ними Джеймс Джеффри подразумевает прежде всего иранцев. Впрочем он сказал, что американцы тоже выйдут из Сирии, когда обстановка там нормализуется, а ДАИШ будет окончательно побежден. Говоря о российских военнослужащих в САР, американец отметил, что они появились в этой стране до кризиса, и США не настаивают на их выводе.

Еще большую откровенность Джеффри проявил 12 мая во время видеоконференции в Гудзоновском институте. Он открыто признался в том, что целью Вашингтона является обескровить Россию в Сирии и добиться вывода российских сил из региона Ближнего Востока. Он, в частности, отметил: «Наше военное присутствие, пусть и небольшое, важно в большой картине. Мы не раз убеждали Конгресс, президента, американский народ сохранить наших военных на сирийской территории. Но я еще раз повторяю, это не Вьетнам, это не Афганистан, это не кошмар. Моя работа заключается в том, чтобы сделать здесь кошмар для русских». Джеффри признал, что «российские военные были успешны в Сирии, но у России нет политического выхода из создавшегося кризиса»(2).

Таким образом, американская дипломатия доказывает, что Вашингтон по-прежнему нацелен на смену режима в Сирии. Только теперь это делается не путем поддержки джихадистов и вооруженной оппозиции, а через экономическое удушение САР. В надежде, что столкнувшись с непреодолимым экономическим кризисом сирийская элита пойдет на уступки США и примет западных ставленников во власть. Кроме того американское военное присутствие в Сирии является практически бесконечным и ждать полного вывода американских военнослужащих не стоит, что бы по этому поводу ни говорил Дональд Трамп. Откровения американского чиновника также свидетельствуют о том, что США по существу занимают конфронтационную позицию по отношению к России в Сирии. Исходя из этого, любые переговоры с ними по сирийскому вопросу представляются бесполезной тратой времени.

 

  1. https://english.aawsat.com//home/article/2263981/jeffrey-asharq-al-awsat-russia-aware-what-kind-ally-it-has-syria [1]
  2. https://asiatimes.com/2020/05/why-russia-is-losing-its-hold-on-syria/ [2]