- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов участия Турции в вооруженном конфликте в Ливии

Обозреватели китайских специализированных военно-политических изданий отмечают, что руководство Турецкой Республики откровенно намерено продолжать участвовать в вооруженном конфликте в Ливии на стороне Правительства национального согласия до достижения полной победы над Ливийской национальной армией, которую поддерживают Российская Федерация, Объединенные Арабские Эмираты, Арабская Республика Египет и даже Греция.

Известно, что органы военной разведки Греции пристально наблюдают за обстановкой в Ливии и активностью турецких военных в Средиземном море и делятся полученной информацией с другими сторонниками ЛНА. Данное обстоятельство крайне беспокоит турецких военных специалистов, которые предпринимают значительные усилия по поддержанию секретности в отношении вопросов участия подразделений Вооруженных сил Турции и передислокации образцов тяжелого вооружения, а также испытаний новых разработок предприятий оборонно-промышленного комплекса страны.

Китайские специалисты с опорой на греческих партнеров сообщают, что военно-политическое руководство Турции одобрило план Командования национальных ВВС по расширению присутствия на севере Африки за счет размещения на авиационных базах в Ливии и Тунисе самолетов оперативно-тактической авиации и разведывательно-ударных БПЛА. Известно, что в основном на зарубежных аэродромах будут размещаться истребители F-16C/D в количестве сообразном поставленным задачам. Следует отметить, что с авиационных баз ВВС Туниса будут выполнять полеты разведывательно-ударные беспилотные летательные аппараты Anka-S, вооруженные корректируемыми малокалиберными высокоточными бомбами типа MAM-L и MAM-C

Координацию действий оперативно-тактической авиации будут обеспечивать  самолеты дальнего радиолокационного дозора и наведения Е-7Т, которые выполняют регулярные полеты над акваторией Средиземного моря с разведывательными целями. Бортовая аппаратура данных самолетов американского производства позволяет обнаруживать, как воздушные цели, так осуществлять перехват радиообмена между наземными подразделениями. Полученные данные передаются истребителям F-16C/D, оснащенными управляемым ракетно-бомбовым вооружением, которое позволяет уничтожать воздушные и наземные цели на значительном удалении.

В данном аспекте китайские обозреватели отмечают, что ВВС ТР намерены оснащать F-16C/D, действующие в воздушном пространстве Ливии, управляемыми ракетами средней дальности AIM-120, которые необходимы на случай столкновения с МиГ-29. Ранее турецкие пилоты применяли именно эти УР против истребителей МиГ-29 ВВС Сирийской Арабской Республики.  Кроме того, самолеты ВВС ТР будут комплектовать крылатыми ракетами воздушного базирования (КРВБ) SOM-J – предназначены для уничтожения высокоценных военных объектов, находящихся под прикрытием подразделений ПВО средней и большой дальности.

По данным китайских источников, КРВБ SOM-J (совместная разработка компаний Roketsan и Tubitak-SAGE) имеет стартовую массу 600 кг и оснащается компактным двигателем TR-40, который обеспечивает боеприпасу максимальную скорость 1000 км/ч. Ракета первой модификации имела дальность пуска всего 185 км, однако по мере увеличения запаса топлива данный показатель был постепенно увеличен до 240 км.

На начальном и среднем участке полета ориентацию обеспечивает приемник сигнала системы глобального позиционирования GPS. Цифровая карта местности позволит выполнять пуски КРВБ при плохих метеоусловиях. При подлете к району цели включается инфракрасная система наведения, которая сверяет образ цели с данными, которые запрограммированы ранее. Двухканальная цифровая система связи позволяет летчику или штурману-оператору наблюдать за полетом КРВБ и корректировать траекторию при необходимости.

В носовой части ракеты размещается боевая часть массой 140 (по другим данным 230) кг. По данным открытых источников, БЧ может быть осколочно-фугасной, бетонобойной (противобункерной) или кассетной. По оценкам китайских аналитиков данная КРВБ будет необходима ВВС ТР при дальнейшей эскалации вооруженного конфликта в Ливии в качестве средства противодействия зенитно-ракетным комплексам Бук-М2Э, развертывание которых в данной североафриканской стране ожидается в ближайшее время.

Китайские специалисты ожидают, что кроме авиационных средств поражения турецкие военные проведут обкатку в Ливии новых образцов вооружения и боеприпасов для артиллерийских подразделений. В целом вооруженный конфликт в Ливии постепенно превращается в арену противостояния между Москвой и Анкарой.

Как указывают китайские аналитики, подразделения ЛНА преимущественно укомплектованы ВВТ российского производства, которое поступает через Египет, а фактически оплату за поставленное военное снаряжение и технику вносят Объединенные Арабские Эмираты.

По оценкам китайских политологов военно-политическое руководство Турции одобрит переговорный процесс между ПНС и ЛНА только в том случае если Халифа Хафтар при поддержке российских частных военных компаний вернет утраченные позиции, восстановит осаду Триполи и создаст реальную угрозу захвата ливийской столицы. Подобные активные контрнаступательные операции возможны только при правильной организации и координации действий между подразделениями, которые необходимо укомплектовать профессиональным личным составом и соответствующим вооружением и техникой.

Китайские наблюдатели отмечают, что в современной обстановке подобное возможно только при значительных финансовых вливаниях, на которые способны только Объединенные Арабские Эмираты. По данным китайских источников, именно ОАЭ являются финансовым гарантом существования ЛНА и только это аравийское государство может оплатить покупку самолетов МиГ-29, Су-24 и вертолетов Ми-8 и Ми-24, а также найм пилотов.

Следует отметить, что во второй половине мая 2020 г. ВВС ОАЭ передислоцировали в Арабскую Республику Египет 6 истребителей «Мираж-2000-9», пилоты которых, согласно официальной версии, принимают участие в долгосрочной программе обмена опытом. Вероятно, данные самолеты направлены в срочном порядке для оказания авиационной поддержки ЛНА, которая временно утратила контроль над несколькими участками фронта.  По данным китайских источников, ОАЭ также набирает наемников для ведения боевых действий на сторона ЛНА, однако данные формирования уступают по уровню подготовки российским ЧВК.

В дополнение к вышесказанному, представляется возможным согласится с китайскими обозревателями, что любой переговорный процесс по ливийскому вооруженному конфликту будет использован турецкой стороной для проведения специальных/военных операций, переброски подразделений и техники в Ливию для продолжения вооруженного конфликта, который приобрел стратегический характер для официальной Анкары.

Военные успехи в Ливии крайне важны для восстановления престижа ВС ТР внутри страны, а кроме того они будут видны и другим странам-членам НАТО (США, Франции, Италии), которые пристально наблюдают за развитием событий на севере африканского континента. Президенту ТР Реджепу Тайипу Эрдогану необходимо продемонстрировать возможности национальных ВС с тем, чтобы союзники по НАТО были более сговорчивыми по вопросам военно-технического сотрудничества и не мешали проводить его политику по восстановлению Великой Османской Империи.