- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Американские эксперты оценивают последствия плана Израиля по аннексии части территории Западного берега реки Иордан

Премьер-министр Израиля и лидер партии Ликуд Биньямин Нетаньяху подтвердил 25 мая, что еврейское государство намерено начать осуществление шагов по аннексии частей Западного берега реки Иордан в июле 2020 года в соответствии с коалиционным соглашением, подписанным им с лидером «Кахоль-лаван» Бени Ганцем. Соответствующее заявление глава кабмина сделал во время заседания парламентской фракции Ликуд в здании Кнессета (парламента страны). «В отношении распространения суверенитета (на части Западного берега — прим. ТАСС) у нас есть оговоренный срок — июль — и мы не намерены его менять», — цитирует высказывания Нетаньяху радио «Кан». Он отметил, что речь идет об «исторической возможности», которую предоставляет мирный план президента США Дональда Трампа, и что ее «нельзя упускать». В этой связи ряд серьезных израильских аналитиков (например, Я.Кедми)  отнесли это заявление прежде всего к элементам внутриполитической борьбы, за которыми не последует никаких практических действий. Согласимся частично: действительно за стремлением Б.Нетаньяху начать процесс аннексии в большей степени стоит внутриполитические причины, поскольку ему просто необходимо отвлечь внимание электората от своего уголовного преследования и привлечь на свою сторону новых электоральных сторонников, но это соображение совершенно не означает того, что он не пойдет на практическую реализацию процесса аннексии. По крайней мере, он практически точно попробует это сделать или, вернее, начать. Даже несмотря на все предостерегающие доклады на эту тему структур безопасности Израиля. В мае Служба общей безопасности Израиля (ШАБАК), и  военная разведка АМАН выразили в своих докладах серьезные негативные оценки последствий аннексии части оккупированного Западного берега в ближайшие месяцы. Во время своих первых встреч после формирования нового правительства 17 мая разведывательные службы сообщили премьер-министру и его новому министру обороны Бени Ганцу, что этот шаг практически однозначно приведет к возобновлению насилия на Западном берегу и в секторе  Газа, а также к беспорядкам в соседней Иордании. На этом фоне глава Службы превентивной безопасности  ПНА  Маджид Фарадж проинформировал 19 мая о прекращении любого официального сотрудничества с Израилем. Именно такое же сообщение он направил лично  главе  ЦРУ США Джине Хаспел. Отметим, что ЦРУ до этого активно участвовала в оказании помощи палестинским спецслужбам в закупке материальных средств, а также в трехсторонней координации с израильтянами в проведении контртеррористических операций. По оценкам ШАБАКа, половина сорванных нападений на Израиль была предотвращена при содействии палестинских служб безопасности. Аналогичным образом в ШАБАКе обеспокоены тем, что аннексия приведет к разрыву соглашений о сотрудничестве в области безопасности с иорданским Главным разведывательным управлением (GID).

В этой связи интересны оценки американских экспертов в области безопасности в отношении перспектив возможной аннексии и последних по времени решений главы ПНА Махмуда Аббаса прекратить любые формы сотрудничества с Израилем в области безопасности. Прежде всего, они расценивают этот демарш как форму давления на израильское правительство непосредственно перед тем, как оно планирует начать аннексию части Западного берега в июле, что повышает риск насилия и беспорядков в этом районе. Если это прекращение сотрудничества   углубится и сохранится, то оно сведет на нет координацию между полицией и разведывательными силами Израиля и ПНА, которая помогла гарантировать некоторую стабильность на Западном берегу после подписания соглашений в Осло 1993 года. В свою очередь ХАМАС будет приветствовать разрыв израильско-палестинских связей, которые помешали движению  развивать свое политическое доминирование на Западном берегу. ХАМАС уже давно выступает за то, чтобы ПНА заняла более жесткую позицию по отношению к Израилю, и может использовать разрыв отношений для поощрения массовых нападений на израильские поселения как из Газы, так и на Западном берегу. В 2017 году израильские военные заявили, что палестинские силы безопасности играют решающую роль в предотвращении до 40 процентов нападений боевиков в этом районе. Благодаря строительству пограничной стены и более строгому мониторингу   большая часть израильской территории сейчас защищена лучше, чем во время Второй интифады в 2000 году, но поселения на Западном берегу остаются уязвимыми для нападений в случае эскалации насилия.   Тому же в них практически однозначно примет участие и часть арабского населения в самом Израиле.  Помимо разжигания воинственной активности, распад связей в области безопасности также чреват обострением и без того острых социальных беспорядков на палестинских территориях. Вероятное сокращение объема израильских денег, выделяемых палестинскому правительству для оплаты некоторых видов сотрудничества в области безопасности, приведет к потере большого и ценного источника дохода для ПНА, а также для ее сотрудников в государственном секторе — примерно 44 процента из которых работают в службах безопасности, согласно данным Института исследований проблем безопасности Европейского союза. Однако, несмотря на эти риски, палестинские лидеры, скорее всего, считают, что у них нет другого выхода, кроме шоковой стратегии протеста против агрессивной политики нового израильского правительства. Прекращая сотрудничество между спецслужбами, что   представляет собой несомненную  ценность для Израиля, ПНА, по-видимому, таким образом прежде всего стремится создать рычаги давления для переговоров с Израилем о создании двух государств. Новое израильское правительство, вероятно, воспользуется своим нынешним высоким уровнем поддержки со стороны администрации Д.Трампа, чтобы продвинуться вперед в своей стратегии аннексии, что диктует неопределенность сохранения такой поддержки на фоне непонятных на сегодня перспектив переизбрания Д.Трампа в ноябре. Таким образом, для Рамаллы ключевым моментом своей стратегии «изоляции» является вопрос времени с надеждой прихода в Белый дом новой администрации. Этого, кстати говоря, также ждут в ЕС и Тегеране. Одновременно палестинцы также пытаются составить для себя представление, какие внешние государства были бы готовы помочь в будущих переговорах с Израилем, помимо США. 22 мая главный палестинский переговорщик Саиб Эрикат заявил, что последнее по времени решение ПНА было частично направлено на создание международной поддержки для возобновления переговоров с Израилем. В ответ на стратегию аннексии Израиля Европейский союз пригрозил ужесточением ограничений на торговлю с Израилем. Но хотя это может помочь ПНА сохранить свои экономические связи с европейскими странами, это не в состоянии  реанимировать потенциал   мощного политического посредника в рамках компенсации поддержки Вашингтона Израиля. От себя добавим, что это же  справедливо и применительно к Москве или Пекину.  В свете последнего всплеска напряженности на Западном берегу арабские государства Персидского залива, такие как Саудовская Аравия и Кувейт, также будут продолжать выражать свою публичную поддержку ПНА, при этом без лишний огласки  поддерживая тот объем  своих  связей в области безопасности с Израилем, которые определяются прежде всего их антииранской  политикой.  ПНА, как и Израиль, также будет полагаться на Египет в качестве посредника в переговорах, особенно когда речь заходит о безопасности в секторе Газа. Россия, которая имеет  прагматические связи с Израилем, сможет все больше позиционировать себя в качестве принимающей стороны и внешнего посредника для переговоров между палестинцами и Израилем, что может еще больше затруднить собственную способность Соединенных Штатов  формировать переговоры и соответствующую повестку дня. Не вполне согласимся с такой оценкой американских экспертов: выступать в качестве посредника можно только при желании двух сторон, чего пока нет и не предвидится. В случае же необходимости те же самые палестинцы скорее выберут Брюссель (или точнее — Германию), чем Москву. Прежде всего исходя все из тех же экономических и политических соображений.  Реакция Иордании на будущие шаги Израиля по аннексии будет иметь ключевое значение для оценки того, действительно ли мы находимся на пороге новой эры на Западном берегу, или же это просто наблюдаем продолжение все того же тупика в рамках БВУ. ПНА добивается дополнительной дипломатической поддержки от соседней Иордании, которая является одним из ее ближайших экономических агентов и партнеров в области безопасности. В ответ на угрозы израильской аннексии части Западного берега Иордания уже отменила некоторые соглашения о сотрудничестве, которые были частью ее знакового мирного соглашения с Израилем в 1994 году. 21 мая премьер-министр Иордании также заявил, что страна пересмотрит свои собственные отношения с Израилем. При этом американские эксперты уверены в том, что крайне маловероятным сценарием сейчас является полный разрыв связей Иордании с Израилем, но если это произойдет, то это будет означать значительный и потенциально долгосрочный негативный сдвиг в динамике развития ситуации на Западном берегу.