- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О задержании мальтийскими властями партии ливийской валюты изготовленной на ФГУП «Госзнак»

Как мы уже неоднократно сообщали нашим читателям в материалах по Ливии, несмотря на все усилия внешних бенефициаров мятежа и иностранной военной интервенции 2011 года и бесхозяйственности и политическому инфантилизму самих ливийцев, уничтожить инфраструктуру Джамахирии до сих пор не удалось. Она все та же, только перелицованная и еще достаточно долго будет оставаться такой. В каком-то смысле, парадокс всей нынешней ситуации в Ливии и состоит в том, что обе «конфликтующие» стороны, а вернее, одна часть ливийской постмятежной номенклатуры, ориентированная на одного внешнего спонсора, выясняет отношения с коллегами — вассалами другого внешнего спонсора, причем обе совершенно искренне отстаивают всю ту же прежнюю джамахирийскую модель социума, только выхолостив ее прогрессивную и гуманистическую компоненту, ну, и разумеется, все, что было связано с М.Каддафи. Хотя, периодически, бывшие клише вынимаются на свет, тем же Х.Хафтаром, искренне не способным придумать ничего оригинального. При этом, процентный состав участников ливийских разборок, по странному совпадению, точно такой же, как в 2011 году: это примерно, 15% населения страны, тогда как остальная его часть наблюдает за происходящим со стороны.  В общем, можно со всей определенностью утверждать, события 2011 года не закончились и никакой «новой Ливии» не видно, даже в среднесрочной перспективе.

Единым и точно таким же, как и был при М.Каддафи, остался Центральный банк Ливии. ЦБ достаточно консервативное учреждение в любой стране и поэтому не удивительно, что после ссоры «революционеров» и отъезда парламента в Тобрук, филиал ЦБ Ливии в Бенгази, а потом, по соображениям безопасности, перебравшийся в Эль-Байду, по сути остался региональным управлением по Киренаике, каковым и был до и во время трагедии 2011 года, исправно обеспечивая все функции, включая казначейские, бюджетные и прочие. Производство денег достаточно специфическая вещь и партии наличности Ливия всегда заказывала за рубежом, в основном в Великобритании, реже на Мальте и в Швейцарии. Так же поступали и многие другие государства. После 2011 года оборудование, использовавшееся на Мальте, к тому времени, требовавшее ремонта, перестало использоваться. И по мере вывода из оборота купюр старого образца, к слову, «идеологизированными» были банкноты номиналом в 1 и в 50 динар, с изображением М.Каддафи. Цитадель Себхи на банкноте в 5 динар трудно считать таковой, хотя она и считалась «Смольным» революции 1969 года, новые стали заказываться в той же Великобритании и, позднее, у российского «Госзнака», располагающего современным полиграфическим оборудованием и необходимыми технологиями. И печатающим деньги немного дешевле, чем Британцы. Ничего страшного в этом не было бы, не вмешайся в этот, чисто экономический и технический аспект, большая политика.

Процесс конфискации очередной партии, а вовсе не первой, партии денег, напечатанных в России, для Центрального банка (филиала в Бенгази) продемонстрировал очевидное продолжение попыток подхода к получению источников финансирования любым способом, без учета ущерба, который может понести национальная экономика в предстоящий период. Если о принятии этого в расчет вообще можно говорить, что по отношению к властям в Киренаике, что к ПНС.

В прошлую пятницу, как известно, мальтийские власти объявили о конфискации 1,1 млрд долларов в ливийской валюте, которая была напечатана российской компанией «Госзнак» и направлялась в Центральный банк в Бенгази.

Восточный филиал Центрального банка Ливии, в настоящее время подотчетный Палате представителей, который переехал в Бенгази, почти четыре года назад объявил, что 4 млрд ливийских динаров (около 3 млрд долларов) были напечатаны российской компанией.

Этот шаг немедленно вызвал внутреннюю полемику, даже на востоке страны, несмотря на то, что в Бенгази оправдывались тем, что попытались разрешить кризис ликвидности наличности в коммерческих банках и выплатил зарплату бюджетникам в течение этого периода. Кризис же был вызван вовсе не отсутствием траншей из Триполи и с корреспондентских счетов, а общим ухудшением экономической ситуации, коррупцией и военными расходами, резко увеличившимися по мере активизации Х.Хафтаром военной кампании против Триполи.

Власти Мальты в сотрудничестве с иностранными спецслужбами уже конфисковали, как минимум, две партии денег, напечатанных в России, что, по мнению многих, серьезно угрожает экономической ситуации в Ливии. Детали этих операций, по понятным причинам, никогда не были достоянием широкой гласности и улаживались кулуарно. Но не в этот раз.

Газета «Таймс оф Мальта» сообщила об инциденте, согласно которому мальтийские власти конфисковали два контейнера с «огромной партией ливийской валюты», напечатанной в России, которая, как считается, направлялась на восток, где действуют парламент и правительство параллельные Триполи.

Несколько стран, в том числе Соединенные Штаты, сочли, что эта мера (заказ валюты для восточного «правительства» может подорвать доверие к международно признанному Центральному банку в столице страны как к органу, ответственному за управление денежно-кредитной политикой Ливии.

Со своей стороны, глава филиала Центрального банка Ливии в Бенгази (физически находящегося восточнее, в Эль-Байде) заявил в своем последнем по времени комментарии о процессе конфискации денег, что эта партия, объявленная Госдепартаментом и посольством США в Ливии «поддельной», представляет собой предыдущие заказанные суммы, а не новые.

Управляющий Центральным банком в Бенгази Али аль-Хабри в специальном заявлении в экономическом разделе портала «Сада» заявил, что была назначена юридическая фирма, которая будет заниматься этим вопросом с мальтийскими властями, которые, были не в состоянии разобраться с юридическими фактами, конфисковали эти деньги и не вернули их в Россию, и которые, по его словам, «столкнутся теперь с законом».

В свою очередь, посольство США в Ливии обвинило российские власти в дестабилизации страны из-за политики, которую оно назвала «злонамеренной», что усугубило экономические условия из-за неконтролируемого притока ливийской валюты, «подделанной и напечатанной в Москве в последние годы».

Согласно заявлению посольства, США высоко оценили объявление правительства Республики Мальта о конфискации контрафактной ливийской валюты, которая была напечатана российской государственной акционерной компанией, и прибыла на остров для «параллельного нелегального» подразделения Центрального банка Ливии, базирующегося в Бенгази.

С другой стороны, российское Министерство иностранных дел подтвердило в субботу заявление об отказе России от обвинений США в выпуске «поддельной» валюты в пользу Ливии, объяснив, что валюта была отправлена ​​в Ливию в соответствии с соглашением с офисом Центрального банка Ливии в Эль-Байде.

В заявлении МИД РФ говорится, что в 2015 году был подписан контракт на печать валюты между российской компанией «Госзнак» и управляющим Центрального банка Ливии в Эль-Байде, и этот контракт был одобрен ливийским парламентом в Тобруке.

В заявлении добавлено, что Россия отправила партию ливийской валюты в Тобрук в соответствии с соглашением с Центральным банком, после того как ливийская сторона произвела необходимую предоплату в рамках выполнения своих договорных обязательств.

Российский МИД указал, что печатание ливийской валюты в России произошло потому, что «эти средства необходимы для поддержания стабильности всей ливийской экономики», говорится в заявлении.

Где лукавят американцы? В том, что эта валюта поддельная и контрафактная. Ниже мы поясним, почему именно, она настоящая. В чем лукавят в МИД РФ? В том, что никто не имел права заключать этот контракт с кем-либо из властей в Тобруке, которые, как бы, не признаны в Москве, официально признающей, как и все международное сообщество, Правительство национального согласия. Юридически, такие действия ничтожны, точно так же как и отправка в Ливию оружия и боеприпасов по заявке командования ЛНА. Тем не менее, в Москве думают по-другому, и с этой точки зрения, формально, действия США, оказавшего давление на Мальту и потребовавших задержать груз, были признаны правомочными. Надо понимать, насколько щепетильно правительство Мальты относится ко всему, что связано в Ливией, без разницы, Триполи это или Бенгази, чтобы отдать отчет в том, что аргументы американской стороны возобладали. Есть еще два момента, достойных внимания. Во-первых, действия российской стороны в этой ситуации либо наивны, либо находятся на грани разумного. Вы не стесняетесь отправлять в Ливию современное вооружение, не обращая никакого внимания на международный регламент, но, почему-то, шлете транзитом два контейнера с миллиардами долларов в динарах через третью страну, весьма специфическую в региональной политике, будучи в полной уверенности, что с ними по пути ничего не случится? Почему не отправить динары военным транспортником, которые итак летают в Ливию, как по расписанию? Ну, и мальтийцы, по некоторым сведениям, починившие свое собственное полиграфическое оборудование, будут рады занять освободившееся место на рынке таких услуг. Впрочем, возможно, кто-то просто захотел получить страховку? Этот вариант в свете последних событий, не кажется таким уж невозможным.

Мальтийские СМИ по итогам инцидента ссылаются на то, что Москва признает легитимность Центрального банка в восточном регионе, в заявлении, опубликованном в субботу российским МИДом, говорится: «Мы отмечаем, что в условиях дублирования действующей власти в Ливии в настоящее время существует два центральных банка и что командующий вооруженными силами Халифа Хафтар был назначен ливийским парламентом и получил необходимое международное признание».  «Госзнак», тем временем, выпустил специальное заявление для российских информационных агентств, и настаивает на том, что комитет Организации Объединенных Наций рассмотрел передачу средств и не обнаружил нарушений санкций, введенных в отношении Ливии. Сам ЦБ Ливии распространил коммюнике, суть которого сводится к тому, что деньги заказываются для нужд населения, а сам он – «един, идентичен и аполитичен». Собственно говоря, банкиры, как бы, действительно аполитичны и примеров тому мировая история знает массу.

В своем докладе Совету Безопасности в декабре эксперты Организации Объединенных Наций сообщили, что в период с 2016 по 2018 год «Госзнак» передал в Центральный банк, филиал Эль-Байда, на востоке Ливии, суммы эквивалентные примерно 7,11 млрд долл. США.

Государственный департамент США, тем временем, заявил, что будет продолжать работать с ООН и международными партнерами, «чтобы сдерживать незаконную деятельность, которая препятствует суверенитету и стабильности Ливии».

[1]

Эта купюра отпечатана британской компанией De La Rue для Правительства национального согласия.

[2]

Эта — изготовлена российским «Гознаком» для властей в восточной части Ливии, в Киренаике. Она, совершенно настоящая, со всей полагающейся атрибутикой. И этот вариант купюры акцептуется Центральным банком в Триполи. С точки зрения чистого функционала. В том же 2011 году в ход были пущены уже выведенные из оборота банкноты в 10 динар, в Ливии такими мелочами никого не смутить. Для всех же остальных ее «поддельность» выражается ровно в той степени, в какой поддельным является ее заказчик. По мнению Москвы, Абу-Даби и Каира – легитимным. По мнению Анкары, Дохи и Рима – нет. Париж и Эр-Рияд где-то посередине. Ну, и Вашингтон — над всеми. Что еще раз продемонстрировал.

Тем не менее, некоторые отличия имеются, например, в подписях казначеев. Эти отличия и послужили основанием для обвинений в подделке денег. И выдвижения формальных требований по задержанию партии денег.

Проблемы начинаются когда деньги перестают быть средством расчета и становятся инструментом политическим. Хотя, на самом деле, те же гознаковские деньги используются в Ливии уже давно. И обращаются они везде, на обеих территориях, к слову, Центральный банк Ливии их фальшивками не объявлял. Но, между прочим, если «русских динар» станет сильно больше (а ходят слухи, что их пытались ввезти на сумму более 13,5 млрд динар), то речь может идти о формировании раздельного денежного обращения, как в Йемене. И, совершенно точно, о гиперинфляции: в начале весны курс доллара в Ливии составлял 5 — 7 динар на черном рынке. На 28 мая упомянутая сумма, которую задержали мальтийские таможенники, эквивалентна 1.1 млрд долларов, стало быть реальный обменный курс уже более 12 динар за доллар.

История с «русскими динарами» является еще одной гранью противоречий неоимпериализма в действии, где проигравшей стороной, расплачивающейся, в итоге, и с «Госзнаком» и с De La rue, оказывается ливийский народ, неважно, в Триполитании или в Киренаике, он проживает.