- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О росте социальной напряженности в Тунисе в контексте COVID-19

Принятие правительством Туниса жестких ограничительных мер по предотвращению распространения COVID-19 совпало с существенными экономическими проблемами в стране, которые унаследовало новое правительство страны во главе с бывшим министром финансов Ильясом Фахфахом, сформированное на коалиционной основе и хрупком балансе интересов, не без сложностей и внутренних разногласий, в феврале текущего года.

По состоянию на конец мая с.г. количество положительных случаев COVID-19 в стране превысило 1 тысячу человек, но не получило массового распространения благодаря принятым властями Туниса своевременным и жестким мерам. Меры по сути оказались оправданными, однако в конечном итоге обструкция экономической и деловой активности усугубила макроэкономические проблемы и привела к обострению социальной ситуации в стране. По свежим оценкам Международного валютного фонда, тунисская экономика, которая в последние годы и так переживала спад, по итогам 2020 года сократится на 4.3%.

В итоге, с 4 мая во избежание дальнейшего драматического спада экономики и под давлением общественных настроений власти приступили к поэтапному выходу из жесткого карантина.  Были приняты решения по восстановлению производственной деятельности в ключевых и наиболее пострадавших секторах экономики. Одновременно, правительство приступило к реализации комплекса социально-экономических мер для снятия внутриполитической напряженности. 21 мая правительство анонсировало одобрение нового плана чрезвычайного реагирования с амбициозными задачами по оживлению экономики, но скромным бюджетом 710 млн долларов (что составляет менее 2% от ВВП).

План основан на укреплении национального суверенитета и безопасности, и нацелен на восстановление наиболее пострадавших отраслей экономики и мобилизации внутренних и внешних ресурсов на эти цели. По сути, это послание премьер-министра Фахфаха направлено на деэскалацию внутриполитического климата, который вновь заметно обострился в мае с.г. по целому ряду векторов.

В частности, внутриполитическая ситуация обостряется вновь под воздействием ливийского конфликта. Сохранившее за собой большинство в новом составе правительства партия «Ан-Нахда» (7 министерских портфелей) играет возрастающую роль в принятии стратегических решений, особенно на внешнеполитическом фронте, что вызывает встречное недовольство в оппозиционных кругах. Эта партия по сути умеренных исламистов имеет на сегодня крупнейшую парламентскую фракцию (54 места, что составляет 25%) по итогам парламентских выборов в октябре прошлого года и занимает весьма однозначную позицию по ливийскому вопросу, активно поддерживая ливийские группы связанные с «Братьями-мусульманами». Из-за нового обострения ситуации вокруг Ливии с мая нынешнего года, Тунис грозит быть втянутым в новый виток эскалации вокруг Ливии, что на фоне растущих экономических сложностей в посткоронавирусный период может стать дополнительным фактором риска для внутренней стабильности. В качестве подтверждения – накануне тунисские власти (под нажимом партии «Ан-Нахда») согласились с инициативой администрации США по размещению в Тунисе нового американского военного контингента для усиления контроля над ливийской ситуацией.

Одновременно с этим, правительство вынуждено действовать решительно и быстро, чтобы реализовать новый пакет финансово-экономических мер и стимулов. В рамках этого пакета предполагается отсрочка по налоговым и социальным платежам и пересмотр долговых обязательств. Меры особенно касаются наиболее уязвимых категорий в неформальном секторе экономики. Также планируется увеличение бюджета на медицинские расходы и закупку оборудования в государственные медицинские учреждения. С точки зрения механизмов социальной защиты, речь идет о выделении прямых денежных переводов бедным семьям, инвалидам и бездомным. Также предполагается оказание прямой помощи временно потерявшим работу в результате пандемии COVID-19.

Кроме того, с марта с.г. правительство Туниса приступило к реализации сфокусированной стратегии по поддержке частного сектора в период пандемии. В частности, речь идет об отсрочке выплат по текущим кредитам на 3-6 месяцев и о временном снятии процентов на обслуживание электронных банковских переводов для бизнеса.

Дополнительно, правительство Туниса начало реализацию мер финансового характера по поддержке, включая создание инвестиционных фондов (бюджет – 200 млн долларов США) и государственных гарантий под новые кредитные линии для бизнеса (бюджет – 175 млн долларов США). В частности, правительство взяло на себя важные обязательства по компенсации разницы между ранее утвержденной и реальной процентной ставкой для инвестиционных кредитов.

Наряду с государственными мерами поддержки, тунисские власти также традиционно рассчитывают на помощь международных финансовых институтов, особенно в плане поддержки механизмов социальной защиты и прямых денежных переводов. В частности, Всемирный банк с апреля с.г. уже выделил 35 млн для поддержки системы здравоохранения и закупки необходимого медицинского оборудования. Также банк увеличил финансирование текущего проекта по ирригации и интенсификации аграрного производства. На следующем этапе Всемирный банк намерен выделить Тунису дополнительно 100 млн долларов на поддержку механизмов социальной защиты и поддержки малых и средних предприятий, а также создания условий для экономического восстановления. Кроме того, Международный банк реконструкции и развития выделил Тунису 18.3 млн евро в качестве кредита с рассрочной на 15 лет под 0.5% для поддержки системы здравоохранения в контексте COVID-19. МВФ также открыл для Туниса кредитную линию на 745 млн долларов. Наконец, в рамках мер реагирования на COVID-19 Европейский союз выделил Тунису грант на сумму 250 млн евро, а Италия пообещала выделить еще 50 млн евро. Таким образом, коалиционное правительство Туниса получило в разгар  пандемии коронавируса важную поддержку и сигналы солидарности со стороны международного сообщества, что укрепляет его внутренние позиции и облегчает усилия по преодолению экономического кризиса.