- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов участия частных военных компаний РФ в боевых действиях в Сирии

Обозреватели китайских специализированных военно-политических и военно-технических изданий пристально наблюдают за процессом развития частных военных компаний (ЧВК) в РФ, которые задействованы в вооруженных конфликтах в Сирии и Ливии. Китайские специалисты отмечают высокий уровень контактов организаторов частных военных компаний с представителями военно-политического руководства РФ, которое отрицает существование подобных частных организаций и их участие в вооруженных конфликтах на разных континентах.

Аналитики китайских изданий указывают, что президент РФ В.В.Путин максимально дистанцировался от вопросов существования и деятельности частных военных компаний, однако именно с его негласного разрешения была проведена работа по анализу возможностей создания правовой основы функционирования частных военных компаний.

По данным китайских источников, президент РФ придерживается мнения о том, что ЧВК это вполне удобный инструмент решения некоторых военно-политических и военно-экономических вопросов за пределами РФ – фактически, защиты государственных интересов РФ. Мировой опыт показывает, что при грамотной организации и планировании подразделения ЧВК способны менять политическую ситуацию в стране в интересах других держав.

Для китайских специалистов очевидно, что формирование и деятельность ЧВК в РФ по набору и подготовке подразделений для работы за пределами страны возможно исключительно с молчаливого согласия высшего руководства страны, которое осознает, что применение наемников позволяет снять с себя подозрения в участии в том или ином вооруженном конфликте, избежать обвинений в интервенции и т.д.  По данным китайских источников, частные военные компании РФ зарегистрированы в Гонконге, что позволяет им действовать без оглядки на финансовую дисциплину в РФ.

Традиционно высокопоставленные военные и гражданские чиновники РФ отвечают, что любые граждане РФ, уехавшие за пределы страны, для участия в боевых действиях будут «отвечать  по закону» по возвращению на родину. В большинстве случаев отряды ЧВК называют добровольцами, которые по собственной воле оказывают помощь правительствам Сирии, Ливии и других стран в борьбе с военными угрозами.

В данном аспекте отметим, что по подсчетам китайских аналитиков российские ЧВК обладают серьезным резервом — суммарная численность наемных подразделений может составлять до 100 000 человек, при этом необходимо учитывать, что большинство из таких наемников будут профессиональными военными, проходившими службу в подразделениях ВДВ, морской пехоты, Росгвардии или Сил специальных операций ВС РФ, а значит их уровень квалификации позволяет минимизировать расход времени на боевое слаживание и подготовку.

Основной привлекательный момент такой работы для бывший военнослужащих состоит в отсутствии необходимости сдавать нормативы по физической подготовке, ходить строем  и подчиняться приказам службы войск.

Первый боевой опыт организованные отряды и группы российских ЧВК получили в рамках боевых действий на востоке Украины. Фактически, российские наемники «прошли обкатку» в рамках боев за Донецк и Луганск. Следует отметить, что в последствии именно на Донбассе будет сформировать отряд наемников под обозначением «Весна», который принимал участие в боях в Сирии.

После боевых действий на востоке Украины подразделения российских ЧВК получили возможность принять участие в боевых действиях в Сирии, однако для выполнения поставленных задач руководителям ЧВК пришлось расширить количество специальностей.

Официально российские ЧВК подписали контракт на охрану нефтяных месторождений в Сирии, однако после прибытия в это ближневосточное государство российские наемники узнавали, что им придется вступить в бой для того, чтобы сначала отбить месторождение у боевиков, а затем уже приступить к его охране и обороне.

В рамках первого контракта в Сирию прибыло 267 наемников. Заработная плата была определена на уровне 5000 долл. США, а компенсация для семьи в случае смерти составляла 50000 долл. США. На первом этапе участия российских ЧВК в вооруженном конфликте в Сирии доставку наемников обеспечивали коммерческие авиакомпании, однако по мере роста напряженности боев эту функцию возложили на военно-транспортную авиацию ВКС РФ.

Именно в Сирии российские ЧВК стали выполнять роли не только «пожарных команд», которые «затыкают собой дыры» в обороне сирийских правительственных сил, но и сами проводили подготовку сирийских подразделений. По данным китайских источников, формирование 4-ого добровольческого корпуса стало возможным именно благодаря российским ЧВК, которые обеспечили формирование разведывательных и артиллерийских подразделений, экипажей основных боевых танков и бронемашин. Китайские аналитики отмечают, что российские наемники достаточно быстро выявили основные тактические приемы исламистов и выработали меры противодействия, которые передавали в рамках учебных занятий с сирийскими подопечными. Особое внимание российские наемники уделяли борьбе с отрядами исламистов, укомплектованных из чеченских боевиков.

Российские «частники» сформировали группы и отряды для ведения контрразведки  и борьбы с диверсионными группами исламистов. Именно российские наемные контрразведчики выявили значительную часть информаторов исламистов среди сирийских военных. Также, наемные специалисты из РФ наладили сирийским военным связь, работу штабов на всех уровнях.

По данным китайских источников, российские наемники столкнулись с коррупцией в рядах сирийских правительственных сил. На стадии переговоров сирийские военные обещали определенные образцы вооружения и военной техники – танки Т-72, реактивные системы залпового огня БМ-21 и гаубицы Д-30.

Однако, после прибытия на место подразделения ЧВК из РФ получали устаревшие автоматы северокорейского производства, пушки М30 (образца 1938 г.) и танки Т-62. Следует отметить, что сирийские военные неоднократно присваивали себе боеприпасы, которые изначально были предназначены для российских ЧВК.

Китайские специалисты полагают, что именно подразделения российских ЧВК приняли на себя основную нагрузку в ходе боевых действий 2015, 2016 и 2017 гг. при освобождении Хан-Шейхуна, Пальмиры, создании плацдарма у реки Евфрат.

Китайским специалистам достоверно известно о сложных отношениях между руководителями ЧВК и руководством Министерства Обороны РФ, которое негативно относилось к привлечению наемников вплоть до событий в Дэйр-эз-Зоре в 2018 г.

Только после операции по освобождению данного населенного пункта российские военные стали оказывать наемникам помощь при эвакуации раненных, а также начали снабжать подразделения ЧВК боеприпасами.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что факты присутствия российских наемников в Сирии были установлены только после того, как тела погибших наемников  и их документы стали достоянием разведывательных органов ВС США и ЦРУ. Американские военные чрезвычайно настороженно относятся к вопросам противодействия российским наемникам, поскольку осознают, что за их гибель последует ответная реакция, которую практически невозможно предвидеть/спрогнозировать, а значит нельзя избежать потерь среди своих подразделений.