- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

США и Турция намереваются сдерживать Россию и ОАЭ в Тунисе

Тунис превращается в еще одну арену международного противостояния. Это следует из целого ряда событий, связанных с этой страной.

Так, 29 мая состоялась встреча тунисского министра обороны Имеда Хазги и командующего ВС США в Африке (Africom) генерала Стивена Дж. Таунсенда.

Она продемонстрировала, что Вашингтон ставит Тунис на первое место для противодействия российскому влиянию в Северной Африке. На ней генерал Таунсенд напомнил своему коллеге об их «исторической связи», отметив «готовность американской администрации продолжать совершенствовать тунисские военные навыки» (с 2011 года США предоставили армии Туниса более миллиарда долларов помощи).

Одновременно Таунсенд выразил сожаление по поводу того, что «Россия продолжает раздувать пламя ливийского конфликта», фактически обвинив ее в создании угрозы безопасности не только этой страны, но и всего североафриканского региона, что, по его признанию, «вызывает повышенную озабоченность».

По этой причине, как заявил американский генерал, «Мы ищем новые способы решения взаимных проблем безопасности с Тунисом, включая использование нашей бригады подготовки сил безопасности».

Несмотря на то, что Africom дипломатично разъясняет, что упомянутая бригада помощи является лишь «небольшим учебным подразделением в рамках программы военной помощи и никоим образом не включает в себя боевые вооруженные силы», тем не менее, становится ясно, что ее развертывание создает основу для серьезного расширения американского влияния в Северной Африке, включая Ливию.

Причем Africom утверждает, что подобная активность обусловлена активизацией российских действий в этой стране. Так, генерал Стивен Дж. Таунсенд подчеркнул: «В то время как Россия продолжает раздувать пламя ливийского конфликта, региональная безопасность в Северной Африке вызывает повышенную озабоченность, мы ищем новые способы решения взаимных проблем в области безопасности с Тунисом».

Подобные действия США обусловлены распространением в конце мая текущего года властями Триполи информации об отправке Москвой наемников из ЧВК «Вагнер» на восток Ливии для поддержки Халифы Хафтара в его борьбе против правительства Фаиза Сарраджа.

Этому предшествовало обвинение в адрес российских властей, прозвучавшее 26 мая со стороны Africom в том, что они направили около десяти истребителей МиГ-29 и бомбардировщиков Су-24 в Восточную Ливию, чтобы обеспечить стабильную воздушную поддержку российским «солдатам удачи», сражающимся на стороне Х.Хафтара.

На решение Вашингтона отнюдь не повлияли последовавшие опровержения со стороны российских официальных лиц о том, что действия России в Ливии сводятся к призывам сторон конфликта к диалогу.

Между тем, Министерство обороны Туниса, по-видимому, разделяет мнение Africom. Признавая, что Соединенные Штаты являются «главным партнером в усилиях по наращиванию оперативного потенциала своей армии», его глава выразил надежду на то, что данная взаимопомощь будет расширена «в атмосфере взаимного доверия» для поддержки оперативного потенциала национальной армии.

Согласно этой оценке создается впечатление, что теперь Тунис будет на переднем крае американской стратегии сдерживания влияния России в Северной Африке.

Однако подобное видение ситуации не совсем верное. Из всех арабских стран Тунис находится в особенно тяжелом положении, поскольку его экономика, зависящая от туристической отрасли, за время распространения коронавирусной инфекции, сильно пострадала из-за отсутствия иностранных гостей.

В этих условиях он готов опереться на чужое «плечо» и получить финансовую поддержку. Причем Вашингтон вложил в Тунис за последние десять лет значительные средства. И речь идет не только о денежной помощи. Так, на протяжении последних лет различные источники, включая влиятельную газету Washington Post, сообщали о наличии на его территории как минимум двух секретных американских объектов.

Они после свержения режима Зина Бена Али с 2012 г. неоднократно утверждали, что власти Туниса санкционировали размещение на своей территории баз центра радиоперехвата ЦРУ и беспилотных летательных аппаратов Пентагона. Однако Тунис всегда отрицал их существование.

Между тем, одновременно тунисское Министерство обороны неоднократно отстаивало идею о том, что «американское присутствие в Тунисе входит в строгие рамки миссии по оказанию помощи…, целью которой является поддержка этой страны в его борьбе с терроризмом».

Несмотря на попытки опровержения, прочие тунисские и американские источники утверждали, что «войскам США, присутствующим в Тунисе, пришлось выполнять боевые задачи, о чем свидетельствует операция Odyssey Reslove, проведенная в 2018 из этой страны против террористических групп в Ливии», причем в результате ее проведения тогда даже были погибшие представители Пентагона.

Традиционно официальные Вашингтон и Тунис поспешили опровергнуть информацию.

Разумеется, это всего лишь предлог для расширения американских действий не только в Тунисе, но и в целом в регионе, и создания основы для постоянного присутствия здесь США.

Американская активность уже вызвала серьезную обеспокоенность в соседнем Алжире, чьи лидеры опасаются, что под личиной отражения явно преувеличенной российской угрозы США готовят новый плацдарм для нападения на страны, «не желающие плясать под их дудку».

Однако одновременно вокруг этой страны наблюдается резкое обострение отношений между ОАЭ и Турцией в связи с обнародованием 30 мая текущего года турецкими источниками информации о срыве попытки государственного переворота в Тунисе.

По их данным, турецкая спецслужба MIT якобы сорвала координируемый Объединенными Арабскими Эмиратами план государственного переворота в Тунис после того, как 19 мая текущего года в сейфах ранее занимаемой отрядами Х.Хафтара базы Аль-Ватия, захваченной протурецкими боевиками в Ливии были обнаружены компрометирующие ОАЭ документы.

По турецкой версии в них упоминались подробности «заговора, включая имена тунисских политиков, должностных лиц службы безопасности и бизнесменов, контактирующих с эмиратами и участвующих в осуществлении государственного переворота».

Далее президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган позвонил своему тунисскому коллеге, предупредив его об опасности и сообщить ему о материалах, захваченных его спецслужбами.

По этой версии, путч должен был начаться 13 июня с антиправительственных демонстраций, подготовленных и возглавленных деятелями, связанными с бывшим режимом Зин Абидина бен Али и «некоторыми лидерами левых организаций, которые не смогли занять место в парламенте на последних парламентских выборах».

Они должны были ввергнуть Тунис в хаос, спровоцировать роспуск парламента и пересмотр конституции с целью «подготовки к приходу к власти влиятельного, лояльного Абу-Даби деятеля».

По турецким данным, «Объединенные Арабские Эмираты в течение многих лет наращивают свои усилия по руководству внутренней и внешней политикой некоторых стран, включая Тунис, с целью построения нового регионального порядка, соответствующего представлениям хозяев Абу-Даби. Его достижение предполагает «разрушение зарождающихся демократических процессов в арабском мире и дестабилизацию ряда стран».

Заметим, что ранее Тунис часто был заложником соперничества между ОАЭ и Катаром, но теперь последний усилила Турция.

В последние годы Абу-Даби неоднократно оказывал давление на Тунис, чтобы вытеснить из правительственной коалиции местных «Братьев-мусульман», тесно связанных с Дохой.

Согласно турецкой версии, планируемый переворот в Тунисе фактически должен был повторить примененный в Египте сценарий по приведению Абдель Фаттаха ас-Сиси к власти и отстранить от власти местную версию «Братьев-мусульман» — движение «Ан-Нахда», чьи представители участвуют в управлении страной. Например, их видный представитель Рашид Ганнуши в настоящее время занимает пост председателя тунисского парламента.

По турецкой же версии, архитектором этого неудавшегося переворота является Мухаммед Дахлан, советник наследного принца Абу-Даби, которому активно помогали в этом саудовские и египетские спецслужбы.

В связи с этим президент Туниса Кайс Саид решил продлить чрезвычайное положение на всей территории страны на шесть месяцев. Напомним, что оно было введено 24 ноября 2015 года в после теракта в столице, в результате которого погибли 13 человек и 16 получили ранения.

Известно, что решение президента К.Саида было принято после сообщения об активизации военного сотрудничества между США и Тунисом, последовавшего после вышеупомянутой встречи высокопоставленных военных двух стран.

Таким образом, мы видим взаимное наложение в последние дни информации о превращении Туниса в зону конфликта, пока политическую, за обладание Ливией, и распространение ливийской нестабильности на эту страну.

Причем подобное изменение может привести к определенной трансформации ситуации относительно поддержки сторон конфликта в Ливии. Например, в Алжире без энтузиазма относятся к американо-тунисскому сотрудничеству, резонно полагая, что истинные мотивы Вашингтона в данном случае отнюдь не сдерживание России.

С другой стороны, совпадение позиций Турции и США на ситуацию в Тунисе может, с одной стороны, способствовать сглаживанию непростых отношений этих государств, но с другой стороны, относящийся ревностно к своей зоне влияния Эрдоган способен также заподозрить Вашингтон в попытке вырвать ее из турецкой орбиты и будет как минимум внимательно наблюдать за происходящим и усилит поддержку протурецких сил данной страны, особенно «Братьям-мусульманам».

И, наконец, резкое усиление внимания целого ряда нерегиональных игроков (Россия, Турция, ОАЭ, США) к Ливии и Тунису отражает в целом растущие ставки в Северной Африки в противоборстве мировых держав и значимость этого региона в международной повестке.

В этих условиях нельзя исключать дальнейшего расползания неконтролируемой «серой» зоны из Ливии и Сахеля на еще относительно стабильные страны африканского континента.