- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

ФРГ: о перспективах создания военного раввината в Бундесвере

На днях Бундестаг одобрил подписанное в минувшем году соглашение между Центральным советом евреев Германии и министром обороны ФРГ А.Крамп-Карренбауэр, в соответствии с которым в стране после почти 100-летнего перерыва будет восстановлен институт военных раввинов. Предполагается, что завершиться данный процесс должен к концу 2020 г. Ранее в Бундесвере были предусмотрены лишь католические и протестантские капелланы. По оценкам федерального правительства, в вооруженных силах ФРГ в настоящий момент служит порядка 300 евреев. Решение немецких властей, поддержанное парламентом, как ожидается, может способствовать борьбе с антисемитизмом.

По словам А.Крамп-Карренбауэр «открытая еврейская жизнь возвращается в Бундесвер», что является ««видимым вкладом в борьбу с антисемитизмом, который ежедневно растет в нашем обществе в целом»». Слова министра обращают на себя особое внимание в свете сделанных год назад уполномоченным федерального правительства по борьбе с антисемитизмом Ф.Кляйна предупреждений об опасности ношения кипы в общественных местах, а также заявлений президента Центрального совета евреев Германии Й.Шустера. Последний, проанализировав антисемитский инцидент в городе Хемминген, где атаке подвергся дом еврейской пары, пришел к выводу, что «новый антисемитизм» в Германии заключается в угрозе не только еврейской религиозной жизни, что трагически подтвердило нападение на синагогу в Галле, но и риски для частной жизни.

Важно, что на голосовании в Бундестаге проект о восстановлении военного раввината получил единогласную поддержку представителей различных фракций.  Так, уполномоченный старшей коалиционной фракции ХДС по вопросам церкви и  религиозных общин Г.Грёэ отметил, что раввины «отличный подарок для Бундесвера». Депутат от СвДП М.Фабер счел шаг правительства «выражением заботы» по отношению к представителям еврейской общины государства. При этом парламентарий отметил, что их функции не будут сводиться лишь к религиозным. Военные раввины способны оказать содействие в выстраивании отношений между представителями различных культур. Поддержала инициативу и фракция «Альтернатива для Германии» (АдГ), заместитель председателя которой Б. фон Шторх сделала акцент на важности события с точки зрения того, что еврейские солдаты «готовы защищать страну с оружием в руках», что особенно значимо учитывая последствия Катастрофы.

Фоном для сообщений об успешном голосовании в Бундестаге стали данные о росте в стране антисемитских настроений. В их числе статистика опубликованного в конце прошлого месяца опроса общественного мнения, проведенного по инициативе Всемирного еврейского конгресса. Он показал следующие тенденции. С одной стороны, порядка 27% германского населения так или иначе разделяют идеи, которые могут быть истолкованы как проявление ненависти по отношению к евреям. С другой стороны, около 44% респондентов сообщили, что выражают обеспокоенность ситуацией в ФРГ и готовы в случае необходимости вмешаться, к примеру, посредством петиций. Наконец, более 60% опрошенных связывают антисемитизм с успехом политических партий правого спектра.

Тогда же в мае была обнародована и статистика полиции по политически мотивированным правонарушениям. Из нее следует, что в 2019 г. количество преступлений на почве антисемитизма выросло на 13%. При этом на долю левых экстремистов, в соответствии с названными данными, приходится лишь не многим более 20% случаев. Такие сведения спровоцировали ожидаемую критику со стороны АдГ. Упоминавшаяся выше Б. фон Шторх в качестве аргумента привела отчеты ЕС, собранные на основе опросов в разных государствах. Они, в свою очередь, свидетельствуют, что только 13% респондентов там видят угрозу в правых политических силах, в то время как около 30% считают опасным мусульманский антисемитизм.

Своими заявлениями представители АдГ фактически дали понять, что подозревают правительство в подтасовывании статистики с целью борьбы с конкурентами, актуальность продолжения которой повышается по мере улучшения эпидемиологической ситуации и возвращения к необходимости урегулировать иные вопросы, помимо COVID-19. При этом если на общенациональном уровне вести споры в целом непросто, то в  том, что касается армии, у коалиционных партий заметно больше рычагов воздействия. Так, военная контрразведка ФРГ (MAD) заинтересовалась проблемой правых экстремистов в вооруженных силах страны. В этой связи военное ведомство готовит поправки в законодательство, регулирующее воинскую службу и дисциплинарный устав Бундесвера с тем, чтобы сократить сроки разбирательств по делам, связанным с подозрениями в правом экстремизме, и, как следствие, быстрее увольнять из армии виновных. Выявлению подобных случаев косвенно может способствовать и восстановление военного раввината.

Вторым важным обстоятельством, связанным с новой инициативной является то, что она неизбежно повлечет за собой новый всплеск аналогичных требований со стороны мусульман, которых в Бундесвере порядка 3000. Более того, это грозит не только разногласиями между представителями общин и правительства, но и противоречиями внутри кабинета министров. Так, младшая коалиционная партия СДПГ, которая заявила об этом еще в конце прошлого года, а также немецкие «Зеленые» апеллируют к равенству прав представителей различных конфессий, закрепленному в конституции. Впрочем, у инициативы о военных имамах есть свои критики, акцентирующие внимание на двух аспектах. С одной стороны, этот шаг рискует спровоцировать больший приток в страну мигрантов. С другой стороны, в Германии в серьез опасаются того, кем в действительности окажутся призванные имамы, а также какие идеи они будут распространять. К примеру, самой крупной зонтичной организацией  для мусульман суннитского толка в ФРГ является DITIB (Türkisch-Islamische Union der Anstalt für Religion). При этом данная ассоциация подозревается в том, что способствует реализации политических целей Анкары на германской территории, что крайне нежелательно, принимая во внимание характер германо-турецких контактов. Еще одним крупным объединением считается IGMG (Islamische Gemeinschaft Milli Görüş), в отношении которого у федерального ведомства по защите конституции выдвигались различные подозрения, в том числе в сборе средств для террористических  организаций на Ближнем Востоке.

Таким образом, восстановления военного раввината в ФРГ в год празднования 55-летия германо-израильских отношений и 75 лет после окончания Катастрофы, безусловно, является важным шагом. Определенное положительное воздействие он может оказать и в том, что касается борьбы с антисемитизмом. Вместе с тем полностью не исключен и обратный эффект, связанный со сделанными ранее предупреждениями о ношении кипы в общественных местах, что, по сути, относится в целом к вопросу об угрозе для частной жизни евреев в стране. Кроме того, восстановление военного раввината обостряет и давнюю дискуссию о необходимости имамов в Бундесвере. Она, в свою очередь, способна повлечь как противоречия между партиями, включая коалиционные, так и обострить такие проблемы, как миграция и мусульманский антисемитизм.