- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ожидается волна христианских беженцев с территории ПНА

Латинский (римско-католический) Иерусалимский патриархат, не делая никаких официальных заявлений по данному поводу, начал энергичную практическую подготовку к приему беженцев-католиков в столице Государства Израиль. Неофициальные источники в католической общине Иерусалима напрямую связывают ожидания на прибытие беженцев-христиан и в частности римских католиков из Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабской терминологией) с активно и даже бурно обсуждаемым сейчас в Израиле планом распространения израильского суверенитета на еврейские поселения этих районов. Необходимо отметить, что, согласно этому разработанному американской администрацией президента Дональда Трампа плану, параллельно с распространением суверенитета на еврейские поселения Израиль должен передать под контроль Палестинской национальной администрации (ПНА) не менее половины зон С, находящихся, согласно Норвежским соглашениям середины 1990-х годов, под полным контролем Израиля, в отличие от зон А, находящихся, согласно тем же соглашениям, под полным контролем ПНА, и зон В, находящихся под гражданским контролем ПНА и военным контролем Израиля. В частности, идет речь о строительстве жилья для беженцев-католиков на принадлежащих католической церкви земельных участках неподалеку от еврейского квартала Гило на юге Иерусалима.

Можно предположить, что к мысли о бегстве христиан Иудеи и Самарии подталкивают две основных причины:

  1. Опасение перед волной анархии и террора в ПНА, которая может последовать за распространением израильского суверенитета на еврейские поселения. В этих условиях христианское меньшинство может стать жертвой как исламских экстремистов, так и просто уголовных элементов.
  2. Опасение перед резким ухудшением условий жизни в той части зон С, которые будут переданы израильтянами под контроль ПНА. В контексте латинской общины представляется уместным обратить особое внимание на то, что граничащая с еврейским поселением Гар-Гило западная часть городка Бейт-Джала, в котором до создания ПНА католики составляли подавляющее большинство населения (с 1936 года именно в этом городке действует римско-католическая семинария), все еще находится под полным контролем Израиля. И именно в этой части Бейт-Джалы по-прежнему преобладает христианское население. На основании опыта христиан Вифлеема и восточной части Бейт-Джалы, находящихся под контролем ПНА, можно ожидать, что передача западной части Бейт-Джалы под контроль ПНА крайне отрицательно скажется на положении местного христианского населения.

Римские католики или, как их здесь называют, «латиняне» – далеко не самая крупная христианская община в Святой Земле. Согласно оценкам самой церкви, в Израиле и в ПНА проживают 32 тысячи римских католиков. В то время, как численность греко-католиков (мелькитов) оценивается в 64 тысячи человек, а численность православных – в 47 тысяч человек. В настоящее время Иерусалимский латинский патриарший престол, паства которого проживает, помимо Израиля и ПНА, также в Иордании и на Кипре, пустует после того, как в 2016 году римский папа Франциск утвердил прошение патриарха Фуада Туаля (уроженца Иордании) об уходе на покой. Фактически латинским патриархатом управляет апостольский администратор архиепископ Пьербаттиста Пиццабала, гражданин Италии.

Можно с большой степенью уверенности предположить, что происхождение и личные связи апостольского администратора Латинского патриархата играют важную роль в достижении договоренностей с израильскими властями, необходимых для того, чтобы принять на суверенной территории Государства Израиль римских католиков-жителей ПНА, не имеющих ни израильского гражданства, ни даже вида на жительство в Израиле, чтобы осуществлять строительство жилья в Иерусалиме и т.п. Архиепископ Пьербаттиста Пиццабала – выпускник Еврейского университета в Иерусалиме. Он был преподавателем древнееврейского языка во Францисканском библейском институте Иерусалима. В 2005-2008 гг. он был заместителем латинского патриарха Мишеля Сабаха по делам ивритоязычных католиков. Необходимо пояснить, что ивритоязычные католики – сравнительно небольшая (порядка 500 взрослых зарегистрированных членов), но довольно активная религиозная община, сформировавшаяся в середине 1950-х годов прошлого века из крещеных евреев и членов смешанных семей, прибывших в Израиль с волной репатриации из Польши и Венгрии. Позднее к ней примкнули натурализовавшиеся в Израиле иностранцы и переселившиеся в города с преобладающим еврейским населением выходцы из арабоязычных католических общин. Богослужения в их церквях проходят на иврите. Для ивритоязычных католиков характерен израильский патриотизм, а не просто лояльность по отношению к еврейскому государству. Последним обстоятельством и была вызвана необходимость в отдельном религиозном руководстве для них. С учетом такого «послужного списка» архиепископа Пьербаттисты Пиццалы римский папа Бенедикт XVI назначил его в 2008 году членом постоянной комиссии Ватикана по христианско-еврейским отношениям.

Возвращаясь к нынешней ситуации, необходимо отметить, что, в отличие от арабоязычных иерархов Латинского патриархата, защищая интересы христиан – причем не только римских католиков, но и в целом христиан Святой Земли, архиепископ Пьербаттиста Пиццабала никогда не боялся выступать с резкой критикой руководства ПНА. Он первым поднял проблему массовой эмиграции христиан с территорий, контролируемых ПНА из-за сильнейшего давления и преследований со стороны ненавидящих их мусульман. При этом архиепископ открыто обвинил власти ПНА в том, что она фактически оставляет безнаказанными тех, кто нападает на христиан.

Катастрофическое положение постоянно сокращающихся христианских общин ПНА особенно заметно на фоне положения христиан в Израиле, где их абсолютная численность постоянно возрастает (сейчас их более 200 тысяч), несмотря на то, что характерная для христиан низкая рождаемость ведет к сокращению их доли в населении. В Израиле имеются два местных совета, населенных только христианами (Меилия и Фасута) и еще четыре местных совета, в которых христиане составляют абсолютное большинство (Эйлабун, Гуш-Халав, Кфар-Ясиф и Рама). Еще в трех израильских населенных пунктах христиане составляют более четверти населения (Иблин, Назарет и Шфаръам) и т.д. В Иудее и Самарии осталось на сегодняшний день только одно чисто христианское село – Тайба (1,5 тысячи жителей). Общая численность христиан в Иудее и Самарии, где находятся такие христианские в прошлом города, как Вифлеем и Рамалла, не превышает 50 тысяч. В контролируемом ХАМАСом секторе Газа христиан не осталось практически совсем. Судя по всему, наблюдается тенденция к тому, что в обозримом будущем практически всё христианское население Святой Земли сосредоточится в суверенных границах Государства Израиль, гарантирующего им, в отличие от ПНА, личную безопасность и свободу вероисповедания.