- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

НАТО возвращается в Ливию для сдерживания России в Северной Африке

Последний месяц продемонстрировал обострение обстановки в Ливии, где бросок Ливийской национальной армии (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара на Триполи не увенчался успехом. Силы ЛНА были отбиты от столицы вооруженными формированиями Правительства национального согласия (ПНС) при самой активной военной поддержке со стороны Турции. Армии ПНС (если так можно назвать сборище племенных ополчений, вооруженных формирований движения «Братьев-мусульман» и сирийских наемников) удалось выбить ЛНА из ряда стратегических населенных пунктов в Триполитании, таких как Сабрата, Сарман и Аджайлат  и захватить базу ВВС Аль-Ватия.  Силы ПНС также установили контроль над трассами, ведущими из Триполи к тунисской границе и из Триполи в Мисурату. Подобный военный успех был бы немыслим без масштабной военной помощи со стороны Турции. Помимо нескольких тысяч сирийских наемников из числа бывших боевиков радикальных исламистских организаций турецкое руководство направило к берегам Ливии фрегаты G-класса: F496 TCG Gökova, F497 TCG Göksu, F490 TCG Gaziantep, F495 TCG Gediz, а также заправочное судно Akar-class A595 TCG Yarbay Kudret Güngör. Однако наиболее действенной помощью оказались турецкие беспилотники «Байрактар», которые смогли разгромить ПВО армии Хафтара. Вместе с тем активная политическая роль России в поддержке фельдмаршала Хафтара и слухи  о присутствии в Ливии ЧВК «Вагнер» вызвали негативную реакцию в Вашингтоне. США, в течение нескольких последних лет  индифферентно относившиеся к гражданской войне в Ливии, где они в свое время (в 2011 году) сами же и заварили кровавую кашу, сейчас заметно активизировали свою политику на ливийском направлении.

26 мая Африканское командование вооруженных сил США ( AFRICOM) выпустило заявление о том, что, по американским данным, на территорию, контролируемую Хафтаром, прибыли российские военные самолеты с базы ВКС «Хмеймим» в Сирии. В заявлении AFRICOM указывается, что «российские самолеты осуществляют тесную огневую поддержку  ЧВК «Вагнер», теневой частной армии, руководимой ближайшим соратником Владимира Путина Евгением Пригожиным». Командующий AFRICOM подчеркнул в своем заявлении, что «Россия пытается переломить в свою пользу ситуацию в Ливии. Как и в Сирии,  ее правительство пытается расширить свое влияние в Африке, опираясь на тесно связанные с правительством компании наемников, такие как «Вагнер»». Командующий добавил: «В течение долгого времени Россия скрывала истинный размах своего вмешательства в Ливии. Теперь скрывать это бессмысленно». Затем  AFRICOM опубликовал дополнительные детали и снимки, сделанные из космоса. По заявлению американских военных, «В течение нескольких дней в мае российские военные самолеты МиГ-29 и Су-34 вылетали из России. В этот период они имели российскую национальную маркировку. По прибытии на базу «Хмеймим2 они перекрашивались и лишались этой маркировки. Затем они, пилотируемые российскими военными летчиками, прибыли на базу ВВС Аль-Джуфра около Тобрука».

Еще одним проявлением антироссийской кампании Вашингтона стало проведение Госдепартаментом 7 мая специального брифинга «Российская вовлеченность в конфликты на Ближнем Востоке». При этом американская сторона фокусировала внимание на ухудшении ситуации в Ливии из-за действий России, якобы направляющей туда сирийских наемников. Этот брифинг состоялся через день после публикации конфиденциального доклада ООН об исполнении санкций на поставку оружия в эту ближневосточную страну. В докладе говорится о том, что «ЧВК «Вагнер» действовала в качестве эффективной силовой поддержки армии Хафтара, что привело к значительной эскалации конфликта и ухудшению гуманитарной ситуации в Ливии». Комментируя доклад ООН, высокопоставленный сотрудник Госдепартамента Крис Робинсон, занимающийся Россией, отметил, что «Группа Вагнер   часто и неправомерно описывается как российская частная военная компания. В действительности инструментом российского правительства. Используя этот дешевый и связанный с низкими рисками инструмент, Кремль эффективно достигает своих целей». По мнению Робинсона, доказательством того, что «Вагнер» не является простой ЧВК, служит то, что она использует современное и дорогое оружие. Робинсону вторит специальный представитель Госдепартамента по сирийскому конфликту Джеймс Джеффри, отметивший, что «Мы точно знаем, что русские работают с Асадом для трансферта сирийских наемников в третью страну, предположительно, в Ливию».

Все это не просто заявления, а предвестия новой политики НАТО на ливийском направлении. 14 мая генеральный секретарь Североатлантического блока Йенс Столтенберг в интервью газете La Repubblica объявил о том, что альянс готов поддержать международно признанное правительство в Триполи (т.е. ПНС Ф.Сарраджа).  Столтенберг отметил, что «Существует эмбарго на поставки оружия в Ливию, которое должно соблюдаться всеми сторонами. В то же время это не ставит на одну доску признанное ООН правительство Сарраджа и Хафтара. Таким образом, НАТО готова поддержать правительство в Триполи». По информации самого Столтенберга у него состоялся телефонный разговор с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Согласно официальному сообщению НАТО, Генсек НАТО сказал Эрдогану следующее: «НАТО готова помогать Ливии в построении институтов обороны и безопасности. Любая помощь НАТО должна принимать в внимание политические условия и условия безопасности. Она должна быть оказана в координации с усилиями ООН и Евросоюза». Двумя днями позже, 16 мая Йенс Столтенберг имел телефонный разговор с премьер-министром ПНС Фаизом Сарраджем. При этом надо понимать, что Столтенберг не является абсолютно свободным в своих поступках и высказываниях. Все свои основные действия он согласовывает с Вашингтоном. Таким образом, инициатива вновь подтолкнуть НАТО к вмешательству в ливийский конфликт исходит от американской администрации. Конкретным примером началом такого вмешательства может служить объявленное 31 мая направление в Тунис так называемой Бригады помощи в сфере безопасности, которая будет тренировать тунисских и ливийских (ПНС) военнослужащих.

Согласно представлениям, бытующим в Вашингтоне и среди НАТОвских стратегов, появление долговременного российского присутствия в Ливии может поставить под сомнение гегемонию Североатлантического блока в Средиземноморье.  Ведь Ливия находится в непосредственной близости от итальянских берегов. Согласно заявлению командующего ВВС США в Европе и Африке, опубликованному 29 мая, «в случае, если Россия приобретет постоянные военные базы на побережье Ливии, следующим логическим шагом буде развертывание систем ПВО большого радиуса действия, что подорвет позиции НАТО на южном фланге».

Впрочем, инициатива о привлечении НАТО к сдерживанию России в Ливии может разбиться о разногласия между членами альянса. Прежде всего, здесь следует учитывать особую позицию Франции, давно поддерживающей Халифу Хафтара. Так же как Вашингтон не устраивает закрепление России на берегах Северной Африки, так же и Париж не устроит турецкая гегемония в Триполи. Во-первых, французы хотят стать распорядителями нефтяных богатств Ливии. Во-вторых, особым предметом заботы французского правительства является сдерживание неконтролируемой иммиграции из Африки, которая идет через ливийскую территорию. Учитывая опыт использования Эрдоганом «миграционного оружия», а именно беженцев из Сирии, дать турецкому лидеру контроль над Ливией представляется Парижу весьма опасным шагом.

Таким образом, налицо попытки Вашингтона сдержать распространении российского влияния на Ближнем Востоке и не дать нашей стране закрепиться в Северной Африке. Эффективными инструментами противодействия этой стратегии могут быть как провоцирование противоречий между государствами-членами НАТО, так и широкая вовлеченность в международную дипломатическую игру вокруг Ливии. Одним из элементов такой игры могут быть переговоры с Турцией, поддерживающей ПНС Сарраджа. Согласно официальному сообщению МИД России, 3 июня министр иностранных дел России С.В.Лавров встретился с делегацией ПНС в составе вице-премьера Ахмеда Майтига и министра иностранных дел Мухаммеда Сияла. В условиях, когда Хафтар доказал свою неспособность стать единоличным хозяином Ливии, многовекторная политика в этой стране может принести определенные дивиденды.