- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Турции: март 2008 год

В марте внутриполитические события в Турции по своей значимости оставили «в тени» деятельность турецкого политического и военного руководства в сфере внешней политики. Причиной этого стало событие, которое произошло 14 марта в столице Турции Анкаре и уже заняло особоеместо в современной истории республики. Главный прокурор Высшего кассационного суда Турции Абдуррахман Ялчинкая /Abdurrahman Yalзinkaya/ возбудил дело о закрытии правящей в стране Партии справедливости и развития /ПСР/ «на основании фактов, свидетельствующих о том, что эта политическая организация стала центром действий против светских устоев государства». В вину правящей партии и ее руководителей вменяется ряд актов и высказываний, направленных на использование религии в политических целях, «ползучую» исламизацию различных сфер жизни Турции, включая разрешение на ношение в вузах мусульманского платка.

Обвинительное заключение Высшего кассационного суда объемом 162 страницы было отправлено на рассмотрение Конституционного суда Турции. В нем, наряду с закрытием ПСР, содержится требование о наложении сроком на пять лет запрета на политическую деятельность президента Абдуллаха Гюля, премьер-министра Реджепа Эрдогана, бывшего председателя парламента Бюлента Арынча и еще 68 ведущих функционеров ПСР и ряда членов правительства.

Конституционный суд, рассмотрев обвинительное заключение, нашел его соответствующим по форме и содержанию всем необходимым юридическим требованиям и принял к рассмотрению. Обвинение будет также направлено в ПСР для подготовки в течение месяца защиты. Для сбора необходимых документов, опровергающих предъявленные обвинения, адвокаты и руководство ПСР могут просить дополнительный срок, решение о предоставлении которого будет приниматься Конституционным судом.

После получения Конституционным судом письменной защиты ПСР Абдуррахман Ялчинкая представит в Конституционный суд и в ПСР свое мнение по главным фактам обвинения. Затем главный прокурор Высшего кассационного суда и представители ПСР встретятся в суде, где смогут устно обозначить свои позиции и представить в качестве их обоснования необходимые аргументы. В течение этого периода председатель Конституционного суда Хашим Кылыч подготовит основной отчет по делу о закрытии ПСР, который будет передан одиннадцати членам Конституционного суда. Они и должны будут принять окончательное решение. В соответствии с законом для закрытия ПСР необходимы голоса как минимум семи членов суда.

Адвокаты ПСР ведут активную работу по подготовке материалов, необходимых для защиты в суде. Состоялся ряд совещаний высших руководящих органов правящей партии, на которых была выработана тактика действий в этот сложный для правительства и партии период. В прессе появились публикации и выступления партийных функционеров в защиту ПСР с критикой незаконных, по мнению авторов, действий в отношении партии. Однако руководство высших судебных органов страны выступило с предупреждением о необходимости с уважением относиться к работе судей, которые действуют строго в соответствии с законом, руководствуясь юридическими нормами, а не политическими соображениями.

Эксперты рассматривают несколько вариантов возможных действий ПСР в сложившейся ситуации. Один из них – мероприятия, направленные на срочное внесение в Конституцию страны пакета поправок, которые могут существенно изменить и затруднить процесс закрытия политических партий в стране. Однако оппозиция сразу же заявила, что даже если такие поправки будут приняты, они не будут иметь обратной силы и дело ПСР будет рассматриваться в соответствии с прежними законами. По некоторым сведениям, идет также подготовительная работа по созданию партии, которая будет иметь другое название и формально станет новой политической организацией, но фактически останется правопреемницей ПСР. Однако дееспособность такой новой партии, лишенной своих признанных лидеров, вызывает большие сомнения. Тем более что в новейшей политической истории Турции уже есть аналогичная страница, когда в январе 1998 г. была закрыта Партия благоденствия /ПБ/, возглавляемая премьер-министром Н. Эрбаканом. Кстати, спустя чуть более десяти лет в дни начавшегося судебного разбирательства в отношении ПСР суд принял решение и в отношении Н. Эрбакана, признав его виновным в мошенничестве, связанном с финансированием ПБ, которая была предшественницей ПСР. В качестве меры наказания суд выбрал домашний арест на срок 11 месяцев. Н. Эрбакана осудили шесть лет тому назад, но исполнение приговора откладывалось из-за ухудшения его здоровья.

Оправдываются в марте и прогнозы экспертов в отношении возможных негативных последствий для экономики в связи с процессом по закрытию правящей партии. Обозначился отток из страны иностранного капитала, на 10% выросла инфляция, отмечается рост цен на основные продукты питания, лихорадит Стамбульскую биржу.

Все это говорит о том, что в Турции продолжается острый внутриполитический кризис. Своеобразным толчком для него послужила жесткая полемика вокруг принятого по инициативе ПСР решения парламента о внесении изменений в Конституцию страны, которые снимают запрет на ношение в высших учебных заведениях женского мусульманского платка — тюрбана. То есть суть основной причины нового витка противостояния на внутриполитическом поле страны, считают турецкие эксперты, та же — действия правящей ПСР, которые, по мнению оппозиции, ведут к исламизации Турции, разрушению ее светских устоев.

Из внешнеполитических вопросов обращает на себя внимание набирающая в стране обороты дискуссия вокруг возможного размещения элементов американской системы ПРО и на турецкой территории. Генеральный секретарь Североатлантического альянса Яап де Хооп Схеффер встретился с турецкими журналистами. Отвечая на их вопрос о расширении системы ПРО и возможности создания на территории Турции ее третьего позиционного района, Схеффер заявил: «Для нас важно, чтобы в системе безопасности не было слабых мест. В связи с этим мы работаем не с отдельными странами, а со всеми членами НАТО, в том числе с Турцией. Мы продолжаем переговоры». «Пока вопрос о размещении ракет НАТО в Турции не стоит в повестке дня. Ракеты несут оборонительную функцию, а потому ситуация не должна вызывать беспокойство», — добавил генеральный секретарь НАТО.

Однако такое мнение руководителя Североатлантического альянса разделяют далеко не все. И хотя официальная позиция Анкары по этому вопросу еще не озвучена, турецкие эксперты уже просчитывают возможные варианты развития событий. Безусловно, Вашингтон, учитывая выгодное географическое положение Турции, крайне заинтересован в дислокации элементов своей ПРО на турецкой территории. Это подтвердили переговоры главы Пентагона Роберта Гейтса с турецкими руководителями, которые состоялись в феврале с.г. в Анкаре. При этом в местных политических кругах отмечают, что попытки Вашингтона представить участие Турции в американской ПРО лишь как безобидное размещение на ее территории в районе города Диярбакыр передвижной РЛС выглядят не совсем искренними. Эксперты полагают, что аппетиты США не ограничатся только радаром и речь пойдет о дислокации в Турции противоракет.

А это значит, что Турция может стать третьей после Чехии и Польши составляющей глобальной американской системы ПРО со всеми вытекающими из этого последствиями. Система потенциально направлена на страны Ближнего и Среднего Востока, но фактически, с точки зрения конфигурации, в сферу ее действия попадает и Россия. В Турции обратили особое внимание на заявление официального представителя МИДа Ирана Мохаммада Али Хосейни, который выразил уверенность, что планы США по размещению в Турции элементов американской ПРО обречены на провал, так как противоречат интересам государств региона, в том числе России. «Мы уверены, что Турция не позволит поставить под угрозу стабильность в регионе в угоду экспансионизму США», — констатировал высокопоставленный иранский дипломат.

Эксперты не совсем разделяют уверенность представителя иранского внешнеполитического ведомства. По их мнению, вполне реален торг между Анкарой и Вашингтоном о степени допуска турецкой стороны к управлению элементами ПРО. В случае равного с американскими представителями, т.е. стопроцентного, допуска к управлению системой и получаемой с ее помощью информации Турция может дать согласие на размещение элементов ПРО на своей территории. Отказать Вашингтону будет практически невозможно после того, как эта американская идея станет общенатовским проектом, в чем мало кто сомневается.

Европейский парламент в марте подверг Турцию критике за медленный процесс преобразований, предусмотренных планом ее интеграции в Евросоюз. В проекте доклада Европарламента, который подготовил докладчик по Турции, депутат от Нидерландов Умен Руижтен (Oomen Ruijten), в частности, отмечается, что в стране «нет верховенства права, которому мог бы доверять каждый». Основная доля критики в адрес Турции связана с инициированием в феврале Главным прокурором Высшего кассационного суда процесса о роспуске правящей ПСР, а также проводимым прокуратурой расследованием дела об ультрапатриотической организации «Эргенекон», в рамках которого были арестованы более 40 человек, в том числе политики, журналисты, представители интеллигенции. «Несмотря на принятие большинством в две трети парламента законопроекта о свободе ношения в вузах мусульманского платка, он на практике не выполняется. В мире нет подобных примеров», — констатирует автор документа.

Наряду с этим, У. Руижтен заявил о необходимости ограничения полномочий влиятельной в Турции армии, которая неоднократно совершала военные перевороты и выступала с заявлениями в защиту светского строя. «Если армия хочет хорошо функционирующей демократии, то она должна ограничить свои действия», — считает представитель Европарламента. Он призвал турецкие власти как можно скорее отменить 301-ю статью Уголовного кодекса, предусматривающую наказание за инакомыслие. В соответствии с этой статьей неоднократно возбуждались процессы в отношении журналистов и писателей, в частности, нобелевского лауреата в области литературы Орхана Памука. В правительстве Турции идет подготовка материалов для внесения в ближайшее время на рассмотрение в парламент законопроекта об изменениях в Уголовном кодексе.

В проекте доклада также содержится призыв к турецким властям решить курдскую проблему политическими методами, а к сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК) — добровольно сложить оружие. Глава межпарламентской комиссии Турция-ЕС Жуст Лагендайк (Joost Lagendijk), комментируя документ и последние события в Турции, сказал, что в ней «совершается правовой переворот по отношению к политике». «Правосудие называет «ошибочным» выбор большинства народа, и это неприемлемо», — подчеркнул Лагендайк и напомнил, что возглавляемая главой правительства ПСР набрала на парламентских выборах в июле прошлого года 46% голосов избирателей. В проект данного доклада могут вноситься изменения до 3 апреля. После этого он будет представлен на утверждение Европарламента, которое ожидается в мае.

Что касается российско-турецких отношений, то в марте по инициативе турецкой стороны состоялась серия телефонных переговоров между высшими руководителями двух стран. Президент России Владимир Путин и новоизбранный глава российского государства Дмитрий Медведев подробно обсудили с президентом Турции Абдуллахом Гюлем и премьер-министром страны Реджепом Эрдоганом перспективы развития двусторонних отношений и регионального сотрудничества.

После состоявшихся выборов нового президента России в турецких политических, деловых и общественных кругах, средствах массовой информации страны активно дискутируется вопрос о перспективах дальнейшего развития российско-турецких связей. И это понятно. Ведь в последние годы отношения двух евразийских государств стали важным фактором не только для Москвы и Анкары, но и с точки зрения региональной и глобальной политики. Некоторые политологи высказывают, в частности, мнение, что Россию и Турцию ожидает период усиления соперничества в таких регионах, как Центральная Азия и Кавказ, при решении энергетических вопросов.

Именно поэтому в Турции с большим интересом был воспринят тот факт, что ответ на этот злободневный вопрос прозвучал из уст самих лидеров двух государств. Стороны выразили удовлетворение высокой динамикой двусторонних отношений практически во всех областях сотрудничества, хорошим уровнем взаимопонимания в рамках российско-турецкого диалога. Важной частью телефонных бесед, на которую турецкие эксперты обратили особое внимание, стало обсуждение лидерами двух стран практических вопросов сотрудничества, планов контактов на различных уровнях, а также высказанное ими взаимное намерение продолжать курс на дальнейшее укрепление взаимодействия в международно-политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах.

Два последующих события подтвердили, что это не просто декларация намерений высшего политического руководства двух стран, — они подкрепляются конкретными действиями. 15 марта в городе Искендерун на Средиземноморском побережье Турции состоялась торжественная церемония начала строительства крупнейшего в регионе совместного российско-турецкого металлургического комплекса, оборудованного по последнему слову техники. Это совместный российско-турецкий проект, в реализации которого принимают участие Магнитогорский металлургический комбинат и турецкий холдинг Атакаш /Atakaє/. Производительность металлургического комплекса составит 2,6 млн тонн товарной металлопродукции в год. Новое производство будет организовано в промышленных зонах городов Искендерун и Стамбул. В рамках комплекса также предусмотрено создание двух сервисных металлоцентров. Срок реализации проекта — три года, его ориентировочная стоимость — 1,7 млрд долларов.

Новый металлургический комплекс покроет значительную часть потребности Турции в листовом прокате – 2,6 млн из 8 млн тонн, которых не хватает на данный момент. Кроме того, получат работу и навыки работы на современном металлургическом оборудовании около 2,5 тысяч рабочих и инженерно-технических сотрудников, которые будут обслуживать комплекс. Магнитогорский металлургический комбинат в свою очередь получает возможность реализовать свою стратегию, направленную на расширение присутствия российской металлургии на растущих рынках, укрепление ее позиций на мировом рынке стали в целом.

Участники торжественной церемонии в Искендеруне в связи с началом строительства совместного металлургического комплекса констатировали, что это событие знаменует собой возрождение еще одного направления в российско-турецком сотрудничестве. Напомню, что в начале 70-х годов прошлого столетия в Турции при содействии и участии российских специалистов были построены крупнейшие на Ближнем и Среднем Востоке Искендерунский металлургический завод и Сейдишехирский алюминиевый комбинат, которые заложили основу турецкой тяжелой промышленности. Ряд западных стран отказался тогда содействовать Турции в строительстве этих предприятий, которые укрепляли экономическую независимость страны. Москва же сказала «да» на предложение турецкой стороны, и эти важнейшие для турецкой экономики объекты были построены.

Второе событие также связано с выходом российского капитала на турецкий рынок. Российский холдинг «Сибирский цемент» приобрел одного из крупнейших в Турции производителя цемента – компанию Set Group, которая занимает третье место в стране по объему производства этого важнейшего строительного материала. Российская компания приняла участие в сложном аукционе, который состоял из нескольких этапов, и одержала убедительную победу над очень сильными соперниками, включая лидера мирового цементного рынка французский холдинг Lafarge и турецкую фирму Limak Group. Сумма сделки составляет 942 млн долларов.

В Set Group входят четыре цементных завода суммарной мощностью 5 млн тонн продукции в год, 17 бетонных заводов, специализированный терминал по перевалке цемента в порту Мраморного моря. Это первый выход российских цементников за пределы рынка России и стран СНГ. После этой сделки с турецким холдингом производственные мощности «Сибирского цемента» вырастут на 70% и компания укрепит своих позиции на втором месте на российском цементом рынке.

Важным, по мнению турецких экспертов, является и тот факт, что выход российской компании на турецкий рынок позволит существенно модернизировать производство и наладить совместные выгодные поставки цемента не только в Россию, но и в ряд стран Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока. Ведь средняя цена цемента в Турции — 90 долларов за 1 тонну, что вдвое дешевле, чем в этом регионе, а также в России. С учетом строительства объектов предстоящих Олимпийских игр в Сочи, а также объявленной новоизбранным президентом Дмитрием Медведевым масштабной программой жилищного строительства в России можно квалифицировать сделку российских и турецких цементников как взаимовыгодную и перспективную.