- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О политических и экономических проблемах военно-технического сотрудничества между КСА и США

Администрация США планирует продать Саудовской Аравии партию высокоточных управляемых авиационных бомб (УАБ) Paveway («Пэйвуэй») на почти 500 млн долларов. Об этом сообщила 30 мая в своей электронной версии американская газета «Уолл-стрит джорнэл», ссылающаяся на источники в Конгрессе. По их данным, Вашингтон уведомил американских законодателей о планах поставить Эр-Рияду 7,5 тыс. УАБ Paveway производства компании Raytheon («Рейтеон»). Саудовская Аравия ранее приобрела 60 тыс. таких бомб в рамках контракта, подписанного в прошлом году. США также предлагают расширить в этой стране производство комплектующих к Paveway предыдущих поколений. При этом администрация президента Дональда Трампа готова взять на себя обязательства и гарантировать производство компанией Raytheon вооружений еще на 106 млн долларов на территории королевства. Согласно публикации, возражения против новой сделки высказывают демократы — конгрессмен Элиот Энгель (от штата Нью-Йорк) и сенатор Роберт Менендес (от штата Нью-Джерси). Они возглавляют комитеты по иностранным делам Палаты представителей и Сената соответственно. Газета «Нью-Йорк таймс» в июне прошлого года информировала о том, что администрация Трампа в обход Конгресса санкционировала более двадцати сделок в области вооружений с арабскими странами, одна из которых предусматривает производство Raytheon комплектующих для высокоточных управляемых авиационных бомб Paveway на территории Саудовской Аравии. Издание обращало внимание на то, что Вашингтон мотивировал свое решение ростом напряженности с Ираном. Это позволило Белому дому воспользоваться чрезвычайными полномочиями, дающими право реализовать сделки без согласия Конгресса. Сенаторы-республиканцы Линдси Грэм, Рэнд Пол и Тодд Янг, а также демократы Менендес, Крис Мерфи, Патрик Лихи и Джек Рид подготовили 22 совместных резолюции с целью не допустить заключения сделок по продаже американского оружия арабским странам без их одобрения Конгрессом. 24 мая 2019 года госсекретарь США Майкл Помпео объявил о решении воспользоваться чрезвычайным правом и без одобрения законодателей завершить процесс заключения 22 соглашений по продаже вооружений Иордании, Объединенным Арабским Эмиратам и Саудовской Аравии на общую сумму в 8,1 млрд долларов для «сдерживания иранской агрессии». По данным «Нью-Йорк таймс», в том числе речь шла о поставках Саудовской Аравии и ОАЭ УАБ производства Raytheon, а также об обеспечении саудовских истребителей F-15, гаубиц, противотанковых установок и винтовок.
Как полагают американские эксперты, на сегодня помимо чисто внутриамериканских проблем в рамках экспорта вооружений в КСА, он может быть резко сокращен в силу чисто экономических причин. Столкнувшись с серьезной бюджетной нагрузкой из-за COVID-19 и низких цен на нефть, Саудовская Аравия, вероятно, сократит свои закупки вооружений, избегая при этом сокращения расходов, которые могли бы помешать ее внутренней безопасности или развитию ее оборонного сектора. При этом Эр-Рияд будет стараться не урезать те статьи расходы, которые мешают внутренней безопасности монархии или цели создания ее внутреннего оборонного производственного потенциала. В этой связи в среднесрочной перспективе саудовское руководство будет выверять свои решения и стремиться ограничить ущерб целям «Видения 2030 года», имея ввиду непредсказуемые итоги предстоящих президентских выборов в США и планы по усилению контроля Вашингтона за своей политикой в области прав человека и безопасности. На сегодня практически очевидно, что Эр-Рияд борется со снижением государственных доходов в первом и втором квартале 2020 года, что вынудит его сократить или отложить крупные закупки вооружений, а также изменить графики платежей и поставок уже существующих сделок с оружием в своем военном бюджете. В настоящее время ожидается, что ВВП Саудовской Аравии сократится до 3,2% в 2020 году. Королевство уже ввело сокращение расходов примерно на 26,6 млрд долларов, утроило свой налог на добавленную стоимость (НДС) и прекратило некоторые субсидии на ипотеку и прожиточный минимум. Иными словами, если придется выбирать между минимизацией возможных протестных явлений внутри королевства в связи с пересмотром условий социального договора и оборонными контрактами с США, то Эр-Рияд выберет безусловно первое. Собственно нынешний экономический кризис только стимулирует уже сложившуюся тенденцию. С тех пор как король Сальман пришел к власти в 2015 году, Саудовская Аравия неуклонно сокращала свою долю военных расходов в процентах от ВВП-с 13,3% в 2015 году до 8% в 2018 году. Военные расходы Саудовской Аравии были еще больше сокращены в результате стремления Эр-Рияда снизить свою роль в гражданской войне в Йемене. Саудовская Аравия будет по-прежнему привержена обеспечению того, чтобы расходы на оборону поддерживали ее социальный контракт с саудовскими подданными и были способны реагировать на внутренние угрозы. В этой связи секвестированию в очень малой степени будут подлежать статьи поддержания внутренней безопасности. В частности маловероятно, что Эр-Рияд существенно сократит бюджетное финансирование Управления государственной безопасности, которое отвечает за личную защиту ключевых членов монархии, или Национальной гвардии Саудовской Аравии, которая формируется за счет определенных племенных групп. Королевство также вряд ли изменит структуру заработной платы или пенсий для саудовцев, работающих в других частях Вооруженных сил, чтобы обеспечить военнослужащим и их семьям возможность пережить вызванный пандемией экономический кризис в стране. При этом Саудовская Аравия будет стремиться к умеренному сокращению численности военнослужащих в своих вооруженных силах в среднесрочной перспективе, как это было сделано в период с 2010 по 2015 год (с 233 500 человек до 227 000 человек) за счет увольнения личного состава с последующим сокращением должностей и уменьшением числа новых рекрутов. Одновременно Эр-Рияд будет продолжать политику тесного стратегического союза с Соединенными Штатами в рамках купирования крупных внешних угроз в регионе. Прежде всего, таких как Иран.
Даже при условии замедления темпов и замораживания ряда проектов в военно-техническом строительстве Саудовская Аравия продолжит работать над достижением своей главной цели в рамках программы «Видение 2030» — развития национальной независимой оружейной промышленности, которая может внутренне удовлетворить 50% оборонных потребностей королевства в течение следующих десяти лет. Эта цель вряд ли будет достигнута, учитывая, что отечественная оружейная промышленность Саудовской Аравии в 2018 году обеспечила лишь 2% своих оборонных потребностей. Но государственные компании, такие как General Authority for Military Industries (GAMI) и Saudi Arabian Military Industries (SAMI), тем не менее, будут испытывать постоянную государственную поддержку из-за их все более важной роли в расширении ненефтяной экономики Саудовской Аравии — еще одной ключевой цели «Видения 2030». В данном случае надо дать небольшое уточнение. С приходом к власти короля Салмана началась плановая реформация всей системы ВТС КСА с точки зрения дистанцирования своих оппонентов в королевской семье от основных финансовых потоков в этой сфере. Делалось это формально в рамках борьбы с коррупцией, которая безусловно присутствовала и была, если угодно, частью того самого социального контракта в рамках успокоения местных элит. В реальности же в большей степени таким образом решался вопрос финансового прессинга на конкурирующие группы в королевской семье. И надо признать, что смена традиционных бизнес-якорей в саудовском ВТС привела к очень серьезных проблемам в рамках выполнения уже заключенных или предполагаемых контрактов. И интересно, что пострадали от такой перестройки не только те же французы, но и значительная часть фирм оборонного комплекса внутри самих США. Еще одним препятствием в развитии ВТС на сегодня является практический отказ США и стран НАТО продавать КСА технологические цепочки производства современных (прежде всего, беспилотников и ракетного оружия) типов вооружений. Но осуществление сделок с вооружением для КСА по большому счету имеет вторичное значение с точки зрения чисто военного аспекта. Главное в данном случае для Эр-Рияда — это поддержание за счет заключения контрактов в области ВТС нужного градуса стратегического партнерства с Вашингтоном с точки зрения сохранения своих гарантий от возможных военных поползновений со стороны иранцев. Иными словами, за счет оружейных сделок КСА пытается поддерживать этот союз. Тем более, что второй важный аспект такого альянса в виде экспорта саудовской нефти в США все более и более нивелируется на фоне собственной добычи сланцевой нефти.
В национальной оборонной промышленности уже работают тысячи саудовцев, что будет стимулировать Эр-Рияд продолжать поддерживать GAMI, SAMI и другие отечественные компании, чтобы они могли продолжать расти и создавать больше рабочих мест. Опять же уточним, что эти структуры являются личным оружием для наследного принца Мухаммеда бен Сальмана в рамках борьбы за власть. При этом Эр-Рияд, скорее всего, будет избегать крупных новых иностранных сделок с оружием, предпочитая ждать, пока лучшие экономические условия не позволят ему приобрести технологии для организации производства у себя дома. Королевство также, вероятно, будет продолжать задерживать платежи по своим существующим сделкам с оружием, включая соглашение с Соединенными Штатами о закупке оружия американского производства на сумму 110-350 млрд долларов к 2027 году. Саудовская Аравия уже потратила всего  4 млрд  долларов на шесть своих иностранных контрактов на поставку вооружений за последние два года, что значительно ниже даже самого низкого среднего показателя ожидаемых 11 млрд в год, по данным Госдепартамента США. В октябре американская оборонная компания General Dynamics также заявила, что королевство также просрочило платежи за легкую бронетехнику канадского производства на сумму около 3,4 млрд долларов, что указывает на то, что Саудовская Аравия может рассмотреть возможность замедления выплат по другим международным контрактам за пределами Соединенных Штатов. Помимо длительного восстановления после COVID-19 и низких цен на нефть, оборонное развитие Саудовской Аравии также может вскоре столкнуться с проблемой менее дружественной администрации США. На сегодня связи президента США Дональда Трампа в области безопасности с Саудовской Аравией оказались под пристальным вниманием в Вашингтоне из-за противоречивого послужного списка королевства в области прав человека. В ходе двухпартийного голосования в 2019 году Конгресс принял решение заблокировать чрезвычайную продажу оружия Саудовской Аравии и ОАЭ, на которое Трамп в конечном итоге наложил вето. Главный оппонент Трампа и предполагаемый кандидат от Демократической партии на ноябрьских президентских выборах Джо Байден выразил аналогичную озабоченность по поводу тесных отношений Белого дома с Эр-Риядом. Среди прочих заявлений Байден заявил во время дебатов, что превратит королевство в «парию». Таким образом, если он победит Трампа в ноябре, Эр-Рияд может столкнуться с растущей критикой со стороны новой администрации с точки зрения активного стимулирования темы нарушений прав человека в королевстве с соответствующим ограничением экспорта вооружений. Это не говоря о гипотетической возможности реанимации ядерной сделки с Ираном.