- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Американский журнал Foreign Policy о наемниках в Ливии и их работодателях

«Форин полиси» (Foreign Policy) — достаточно авторитетный, респектабельный американский журнал со штаб-квартирой издательства в столице США и тиражом более ста тысяч экземпляров, выходящий каждые два месяца, опубликовал статью, в которой говорится, что и Турция, и Россия используют сирийских боевиков в гражданской войне в Ливии.

США, вопреки широко распространенному мнению, вовсе не устранились от проецирования влияния на ливийские события, как и на африканские, в целом, просто степень и способы этого влияния кардинально отличаются в силу имеющихся у Вашингтона возможностей, от всего того, что практикуют другие страны, или пытаются освоить некоторые, вообразив, что отправка наемников, некоторого количества военной техники, материалов, оборудования, к слову, осуществляемая с очевидными нарушениями международного законодательства в сфере торговли оружием и введенного ООН режима эмбарго на поставки военной техники и вооружения в Ливию, автоматически возводит их в ранг «решающего уровня». Нет, не возводит. А лишь определяет их частное место, как исполнителей, зачастую, весьма посредственных, чужой политической воли.  Разумеется, и у США случаются провалы, как недавние события в Венесуэле, но эти достаточно ограниченные по месту, составу и форме, эпизоды, не умаляют главного – наличия потенциала, позволяющего альтернативными средствами, практически всегда, влиять на ситуацию, исходя из главного в каждом конкретном случае, интереса крупнейшего международного игрока. Иногда, когда исполнители, в силу разных причин, решают сэкономить возникают проблемы, как, мы убедимся из материала статьи, именно это случилось и в Ливии.

Напомним, что большая часть населения этой страны не принимает непосредственного участия в боях. Несколько тысяч экзальтированных молодых ливийцев, увлеченных военной романтикой и разного рода пропагандой не делают погоды на фронте и способны лишь на внешне эффектные, но малоэффективные, с военной точки зрения, действия. Те настоящие «волки», которые составили костяк мятежников в 2011 году тоже были малочисленны и, либо, почти все погибли тогда, и за последовавшие годы, либо сменили профессию. Есть еще небольшая группа вояк-профессионалов, наподобие генерала Али Кены, или ветеранов зинтанского батальона «Каакаа», но они придерживаются сугубо территориальной обороны и не выходят за рамки своих «удельных владений». Любого, пришедшего туда с мечом, они уничтожат, но не более того.

Поэтому вдохновители и внешние бенефициары ливийской гражданской войны быстро осознали, членов городских банд и отрядов племенных ополчений, позарившихся на быструю наживу, или поддавшихся идеологической или религиозной обработке, не хватает как пушечного мяса, расходного материала войны, и решение было найдено на стороне. В первую очередь, в разоренной войной Сирии.

Турки, а следом за ними правительство Б.Асада и представители РФ, так во-всяком случае, утверждают авторы материала, занялись вербовкой сирийцев и их отправкой в Ливию, одни – соответственно, в Мисурату и в Триполи, другие – в Бенгази.

Приведем текст статьи с небольшими купюрами.

«Мухаммед Абу аль-Саар (не настоящее имя) был механиком в автосервисе в Хомсе и был арестован и подвергнут пыткам со стороны режима, как и остальные протестующие, которых посадили в подвалы тюрем. Когда он вышел из тюрьмы, он взялся за оружие, чтобы отомстить режиму, это было в апреле 2012 года, и через восемь лет он обнаружил, что находится в Ливии, в 1200 милях от Сирии, и является одним из бойцов, которых Турция подтолкнула к борьбе вместе с силами Правительства национального согласия, которое является одной из сторон борьбы за власть в неразрешимом ливийском конфликте. Организация Объединенных Наций признает его в качестве законного правительства и оно поддерживается Реджепом Тайипом Эрдоганом».

И Турция, и Россия, в равной степени, используют сирийских граждан в гражданской войне в Ливии.

Авторы материала отмечают, что «союз между турецким правительством и исламистами, которые поддерживают ПНС, привел Анкару на сторону переходного правительства в Триполи, а масштабная военная поддержка Турции помогла ПНС склонить военный баланс в свою пользу». Но наемники по прежнему остаются востребованы. Абу аль-Саар является отцом четверых детей и был превращен из мятежника в наемника в результате длительного отсутствия возможностей для нормальной жизни, вызванной бесконечным конфликтом в Сирии.  «Моя жена и четверо детей живут в палатке. У меня нет денег, чтобы покупать кирпичи, пока я не построю для них комнату. Когда моя жена родила, у меня не было денег, чтобы купить подгузники и молоко для новорожденного».

Когда в 2014 году Хомс был отбит силами режима, аль-Саар вместе со своей семьей переехал в Алеппо. Он присоединился к «Бригаде султана Мурада», фракции, состоящей из туркоманских бойцов, финансируемой и обучаемой Турцией. Мотивы Турции не были благотворительными, так как она поддержала боевиков, а затем попросила их бороться в защиту своих интересов. В 2018 году аль-Саар участвовал в турецкой операции против курдских боевиков в городе Африн и получил зарплату в 450 турецких лир (46 долларов США), мизер, по сравнению с большой зарплатой, которую он получает в обмен на свое участие в боях в Ливии: «За четыре месяца в Ливии я получил больше, чем получил за годы борьбы за Сирии», что говорит о том, что он получает две тысячи долларов в месяц.

В то время как Турция послала сирийских боевиков и предоставила беспилотники и современное вооружение для сил ПНС, Россия пыталась найти подкрепление для войск Х.Хафтара. Она убедила своего союзника Башара Асада поддержать командующего ЛНА и начала искать людей, готовых предоставить свои услуги в чужой войне за деньги. Сирийские боевики говорят, что человек, которому поручено задание по набору сирийских боевиков, — это, некто, генерал Александр Зорин, который в 2016 году работал посланником от российского Министерства обороны в Женеве в специальной миссии по прекращению боевых действий. А.Зорин известен в Сирии как «крестный отец», который контролировал «примирение» между режимом и боевиками в Гуте, Дераа и в Кунейтре.

По согласованию с представителями сирийской разведки А.Зорин начал ряд переговоров с умеренными боевиками и предлагал им направиться в Ливию.

Абу Тарик (ненастоящее имя), возглавлявший группу боевиков, сражавшихся против «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) в Кунейтре, сказал, что он встретился с Зориным и согласился поехать со своими бойцами в Ливию: «Мы встретили его и нам было сказано, что поедем в Ливию, чтобы сражаться вместе с ЧВК «Вагнер». Он сделал заманчивое предложение: 5000 долларов для командира и 1000 долларов для бойца, и мы согласились, конечно, потому что финансовое положение в нашем регионе ужасное».

Он добавил, что боевиков заманивали не только деньгами, но и помилованием тех, кто сбежал с военной службы, и закрытием досье сил безопасности, на тех лиц, которые оставались открытыми для судебного преследования. Абу Джаафар Мумтина, лидер другой группы, рассказал, что в середине апреля сотни его людей были переведены в Хомс для обучения на российской базе. Ахмад аль-Хатиб, близкий к группировкам боевиков на юге, поддержал версию Абу Джаафара: «Зорин заявил, что вооруженные группы могут увеличить свою численность и влияние при условии, что каждая из них отправит по 1000 бойцов в Ливию».

В последствии Абу Джаафар, Абу Тарик и их люди обнаружили, что их ввели в заблуждение, их заманили в Ливию обещанием ограничить их работу охраной нефтяных установок в районах, контролируемых Хафтаром. Но они оказались в тренировочном лагере, узнав, что их миссия состоит в том, чтобы сражаться и умереть за Хафтара и что обещанная зарплата существенно меньше, 200 долларов в месяц. Абу Тарик сказал: «Мы находимся на базе в Хомсе. Русский генерал, чье имя я не знаю, прочитал условия договора, который был до нас, и в нем не было того, что обещал Зорин, и мы отказались и попросили нас вернуть нас в наши районы».

Боевики, прибывшие в Ливию, знают, что их жизни в опасности, и хотят благополучно вернуться: «Я знаю, что моя жизнь здесь в опасности, а дома, многие из нас были арестованы. Если я благополучно вернусь, я открою магазин», — мечтает Абу аль-Саар.

Конечно, с такой мотивацией, желающих умереть за Ф.Сарраджа или Х.Хафтара, найдется немного. Помноженное на низкий уровень военной подготовки, весьма условное идейное наполнение и слабое знание незнакомой местности, плюс, неприязненное отношение местного населения (ливийцы традиционно недолюбливают всех прочих арабов), это обстоятельство определяет тот факт, что с таким контингентом победы не одержать ни одной из сторон. Вот и приходится «отдуваться» за них лицам с европейской внешностью.

Материал Foreign Policy на этот раз, на наш взгляд, достаточно беспристрастен, факт использования обеими сторонами наемников хорошо известен, с каждым днем освещается все более и не удивительно, если его обстоятельства станут предметом разбирательства в соответствующих международных инстанциях. На стороне ПНС были замечены турки, чадцы и сирийские туркоманы, на стороне ЛНА – сирийцы сунниты, подданные ОАЭ, суданцы, те же чадцы и представители ЧВК «Вагнер», граждане Украины, РФ и непризнанных республик ДНР и ЛНР, сербы, испанцы, бельгийцы. По многочисленным признакам, кроме наемников, на линии противостояния действуют штатные сотрудники государственных ведомств, попросту говоря, кадровые военные, из состава сил спецназначения Турции, Франции, ОАЭ, РФ, Египта, Катара, Италии, США, Великобритании.

Существует ли в действительности вербовщик А.Зорин, не так уж и важно, важно то, что в соответствии с теми особенностями своего статуса и потенциала, США, отнюдь не случайно, обращая внимание на такие факты, оставляют за собой право в любой момент времени инициировать иски и разбирательства насчет деятельности наемников в Ливии и тех преступлений, которые они там натворили. Таких, кстати, десятки и сотни, начиная от минирования жилых домов в Триполи, чьи стены исчерканы славянскими рунами, свастиками и украинскими «трезубами» до фотографий документов граждан всех выше перечисленных стран, их валют и телефонных карт и съемок с телефонов, захваченных у их владельцев с кадрами пыток и издевательств над мирным населением. Ливийское гуманитарное досье по этой части имеет все шансы догнать боснийское.