- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О лоббистской деятельности государств ССАГПЗ в США. Часть 1

Тесные связи между США и монархиями Персидского залива насчитывают почти 70 лет истории. Стратегическое партнерство между Соединенными Штатами и Саудовской Аравии началось в 1945 году после встречи президента Франклина Рузвельта с основателем саудовского государства королем Абдель Азизом на борту крейсера «Куинси». Тогда же был заключен пакт, согласно которому США гарантировали безопасность КСА, а саудиты – бесперебойные поставки нефти  в Америку. В течение долгого времени на территории КСА располагались американские военные базы. В 1990 году, после оккупации правительством Саддама Хусейна Кувейта Вашингтон сразу же откликнулся на просьбы о помощи со стороны Саудовской Аравии и других заливных монархий, начав военную операцию «Буря в пустыне», закончившуюся разгромом иракской армии. Позже отношения стратегического партнерства распространились и на другие государства ССАГПЗ. На территории Катара находится крупнейшая американская военная база на Ближнем Востоке Эль-Удейд и Центральное командование (Centcom) вооруженных сил США. Военные базы США также находятся на территории Кувейта и ОАЭ, а американцев связывают с этими странами разнообразные экономические, финансовые и политические отношения. Многие представители элиты заливных государств получили образование в американских университетах и военных академиях, ведут бизнес на территории США и владеют там недвижимостью и другими активами.

Одной из форм разнообразного сотрудничества, получившего развитие в течение долгих десятилетий, является лоббизм. Элиты стран ССАГПЗ пытаются воздействовать на принятие политических решений в Вашингтоне в выгодном для себя ключе. В последнее время эта практика вызывает все большую критику в самих Соединенных Штатах. Ярким примером является статья Моргана Палумбо и Джессики Дрейпер «Как саудиты, катарцы и эмиратцы захватили Вашингтон» (1), опубликованная в газете Asia Times. В качестве характерного примера авторы статьи приводят перипетии саудовско-катарского конфликта, начавшегося три года назад. 5 июня 2017 года власти КСА, ОАЭ, Бахрейна и Египта разорвали дипломатические с Катаром и объявили блокаду этому небольшому, но чрезвычайно важному в политическом и экономическом отношении эмирату. В первые дни этот шаг привел к определенной панике в Катаре, в результате чего на некоторое время в эмирате опустели полки продуктовых магазинов. Первоначальные страхи катарцев были не напрасны, учитывая, что руководство КСА планировало военную операцию по смене режима в «дружественном» эмирате. Этот шаг не был осуществлен из-за категорического противодействия со стороны тогдашнего госсекретаря Рекса Тиллерсона, который в 2006-2017 годах занимал пост председателя совета директора компании  Exxon Mobil и стоял у истоков появления индустрии СПГ в Катаре, приобретя дружеские связи с правящей семьей Аль Тани. Разрыву отношений предшествовала активизация саудовского и эмиратского лоббизма в Вашингтоне после прихода к власти президента Дональда Трампа. Если в 2016 году  Саудовская Аравия и ОАЭ потратили на лоббистские фирмы, зарегистрированные Актом регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act (FARA) ) только 10 млн долларов, то в 2017 году расходы одних только ОАЭ на лоббистскую деятельность составили 19,5 млн долларов, а расходы КСА – 27,3 млн.

Например, саудиты наняли CGCN Group, руководитель которой Майкл Катандзаро, в прошлом офицер полиции, состоял в предвыборной команде Д.Трампа, а затем перешел на работу в его администрацию. Для того, чтобы воздействовать на республиканский Конгресс,  КСА и ОАЭ наняли McKeon Group во главе с бывшим конгрессменом Баком Мак Кеоном, возглавлявшим в свое время в Палате представителей Комитет по вооруженным силам. В то же время был и иной лоббизм, прошедший мимо FARA. Его активными участниками были конгрессмен Эллиот Бройди, главный финансист выборной кампании Трампа и американский бизнесмен ливанского происхождения Джорж Надер, деловой партнер нового президента США. Оба этих деятеля имеют стали обширные бизнес-интересы в Саудовской Аравии и ОАЭ. Одним из проявлений такого лоббизма стали попытки КСА и ОАЭ привлечь Вашингтон на свою сторону в противостоянии с Катаром.  В мае 2017 года Бройди на деньги ОАЭ организовал конференцию известного американского института Фонд защиты демократий (Foundation for Defense of Democracies), на которой Катар был объявлен спонсором терроризма, и Конгрессу было предложено принять соответствующую резолюцию. Особую активность здесь проявил конгрессмен от республиканской партии Эд Ройс. При этом был проигнорирован тот факт, что на территории эмирата располагается крупнейшая американская военная база Эль-Удейд и 10 тысяч американских военнослужащих.

Одновременно пиар-компания Qorvis Communications, длительное время используемая КСА, опубликовала доклад под названием «Катар: история финансирования терроризма и экстремизма», в котором Доха обвинялась в покровительстве «Исламскому государству», «Джебхат ан-Нусре»,  «Братьям-мусульманам» (запрещены в России) и ХАМАСу. Доклад был подготовлен старшим научным сотрудником Фонда защиты демократий Дэвидом Вайнбергом. В мае 2017 года Дональд Трамп совершил свой первый зарубежный визит в Саудовскую Аравию, где ему был оказан королевский прием. В Эр-Рияде он принял участие в Конференции глав государств по установлению мира и борьбе с терроризмом на Ближнем Востоке. Видимо, усилия лоббистов не пропали даром, так как Президент записал в своем Твиттере: «Во время моей поездки по Ближнему Востоку я заявил, что ни кто не может поддерживать деньгами радикальную идеологию. Лидеры стран региона указали на Катар. Катар, смотри!». Через неделю после установления дипломатической и экономической блокады Катара посол ОАЭ в США Юсеф аль-Утейба выступил со статьей в газете Wall Street Journal, в которой призвал переместить базу Эль-Удейд и Центральное Командование в Эмираты.

В свою очередь катарская элита, напуганная перспективой политической изоляции, также начала бурную лоббистскую кампанию в США. Еще в 2016 году катарцы потратили на лоббистскую деятельность в США только 2,7 млн долларов, то есть в три раза меньше, чем ОАЭ и КСА. В 2017 году пришло время наверстать упущенное. Через лоббистские и различные пиаровские фирмы они стали укреплять имидж Катара как ключевого стратегического партнера США на Ближнем Востоке. Особое внимание уделялось фирмам, связанным с Д.Трампом и республиканцами. Согласно договору с юридической фирмой, возглавляемой бывшим генеральным прокурором США Джоном Эшкрофтом, эта контора получила 2,5 млн долларов всего за 90 дней работы. Был также заключен договор с компанией политического консалтинга Stonington Strategies. Эта фирма, возглавляемая Ником Мьюзином, ранее участвовала в выборной компании Трампа. Теперь она поставила целью связать катарцев с 250 политиками, политологами и деловыми людьми, имевшими какое-либо влияние на нового президента США. В частности, боссы Stonington Strategies знали, что Трамп доверяет телеканалу Fox News. Исходя из этого, они уделили особое внимание бывшему губернатору штата Арканзас Майклу Хаккаби, ведущему популярную телепрограмму на этом канале. Ему был оплачен чек на 50 тысяч долларов на посещение Катара, чтобы воочию ознакомиться с достижениями этой страны.

  1. https://asiatimes.com/2020/06/how-saudis-qataris-and-emiratis-took-washington/ [1]