- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О начале иракско-американского стратегического диалога

11 июня в 9 часов утра по местному времени начался первый раунд иракско-американского стратегического диалога. Напомним, что отношения между двумя государствами радикально ухудшились после убийства американскими военными на иракской территории командующего спецназа «Аль-Кудс» КСИР ИРИ генерала Касема Сулеймани и заместителя командующего вооруженными формированиями «Аль-Хашд аш-Шааби» Абу Махди аль-Мухандиса. После этого 5 января возмущенные депутаты иракского парламента, в основном от шиитских партий, вынесли решение о выводе американских войск из страны. Американское военное присутствие в Ираке имеет длинную историю. Американские войска оккупировали Ирак в 2003 году, свергнув режим Саддама Хусейна. Согласно оценкам независимых правозащитных организаций, оккупация стоила иракскому народу один миллион жизней. Два с половиной миллиона иракцев эмигрировали из страны. В 2011 году между Вашингтоном и Багдадом был заключено соглашение о выводе войск. Американские военнослужащие вновь появились в Ираке в 2014 году, после того как террористическая организация «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России) захватила треть территории страны.  После того, как страсти улеглись, стороны решили приступить к стратегическому диалогу с целью выработки нового соглашения о военном сотрудничестве. К этому шагу американцев подталкивает желание сохранить в той или иной форме свое военное присутствие в Ираке. При этом главной заботой является стремление не отдать эту ближневосточную страну полностью в руки иранцев и препятствовать формированию «шиитской дуги», соединяющей Иран через с Восточным Средиземноморьем (Сирия, Ливан). Что касается интереса Багдада, то некоторые иракские политики опасаются, что после полного ухода американцев неизбежна иранская гегемония в этой арабской стране. Не испытывая к американцам большой любви, они тем не менее хотели бы поддерживать с ними отношения в сфере безопасности для сохранения баланса. Кроме того, Ираку необходим импорт американских вооружений для борьбы против «Исламского государства».

Американскую делегацию на переговорах возглавил заместитель госсекретаря по политическим вопросам Дэвид Хейл.  Это карьерный американский дипломат, известный как наиболее квалифицированный специалист по Ближнему Востоку в американском внешнеполитическом ведомстве. В период администрации Барака Обамы Д.Хейл был специальным представителем Госдепартамента по ближневосточному (палестино-израильскому) урегулированию. В 2015-2018 годах Дэвид Хейл был послом США в Ливане. В состав делегации вошли также представители Пентагона. В состав иракской делегации вошли заместитель министра иностранных дел Абдель Карим Хашем, бывший посол Ирака в Вашингтоне Лукман Фаили, нынешний  иракский посол в США Фарид Ясин, заместитель министра высшего образования Ирака Хамид Халаф и советник премьер-министра Харис Хасан. Переговоры начались с дискуссии по вопросам безопасности. В ее ходе американская сторона выразила озабоченность в связи с угрозами американским военнослужащим в Ираке. Затем последовала экономическая дискуссия, в ходе которой обсуждались продолжающийся экономический кризис в Ираке, меры его преодоления, задуманные иракским правительством, а также планы Ирака избавиться от иранского энергетического импорта. В настоящее время Ирака импортирует из Ирана электроэнергию и значительное количество природного газа для выработки электроэнергии. Кстати, недавно Ирак получил американское изъятие из антииранских санкций  на три месяца, позволяющее этой стране и дальше импортировать иранский газ.

Третьей частью переговоров стало обсуждение иракского политического процесса и предстоящих выборов в Ираке. При этом в ряде иракских СМИ распространяются спекуляции о том, что американцы побуждают иракское правительство отменить этноконфессиональные квоты и ввести «политическое равенство для всех». Это звучит довольно странно, так как в свое время именно американский наместник Ирака Пол Бремер навязал этой стране ливанскую модель пропорционального представительства, согласно которой за шиитами, суннитами и курдами были закреплены определенные квоты в парламенте и правительстве. Результатом стала такая же партийная коррупция как в Ливане. Статусные шиитские партии, приходя к власти, продвигали своих активистов на чиновничьи должности, а те в свою очередь успешно занимались «распилом» бюджета одновременно в своих интересах и в интересах родных партий. Результатом стало массовое протестное движение, продолжающееся в Ираке до сих пор. Четвертая часть переговоров была посвящена гуманитарному и научному сотрудничеству. В ее ходе иракская сторона поставила перед американцами вопрос о возвращении на родину архива партии Баас, а также попросила расширить образовательные программы для иракских студентов в США.

Стратегический диалог между Ираком и США получил поддержку со стороны Саудовской Аравии. Саудовский источник, близкий к правительству, заявил в интервью порталу «Аль-Монитор», что Саудовская Аравия поддерживает новое правительство Мустафы аль-Каземи в Ираке. Он также сообщил о готовности правительства КСА провести следующий раунд стратегического диалога в Эр-Рияде.   Он отметил, что «Ирак является важным арабским государством, которое в последние годы страдало от террора «Исламского государства» и от вмешательства соседей (читай Ирана – прим. авт.)», а также что король Сальман в ближайшем будущем откроет саудовское посольство в Багдаде.

Если говорить о реакции иракских политических кругов на стратегический диалог, то сунниты и курды выразили ему полную поддержку. При этом курды видят в американском военном присутствии на территории Ирака гарантию сохранения автономии Иракского Курдистана. В то же время сунниты одновременно озабочены активизацией в северных провинциях страны террористической организации «Исламское государство» и видят в американском присутствии в суннитских регионах противовес «Аль-Хашд аш-Шааби».  Одновременно мнения шиитских политических партий и движений разделились. Проиранские политические силы, включая парламентский блок «Фатх», выражающий интересы «Аль-Хашд аш-Шааби», блок «Саирун» Муктады ас-Садра и коалиция «Правовое государство» бывшего премьер-министра Нури аль-Малики отнеслись к переговорам резко отрицательно и осудили их. В то же время парламентский блок «Наср» бывшего премьера Хайдера аль-Абади и партия «Аль-Хикма» Аммара аль-Хакима поддержали диалог и выступили за нормализацию отношений с США. Пытаясь дать своим действиям религиозное оправдание премьер-министр Ирака Мустафа аль-Каземи 11 июня заявил о том, что переговоры с США ведутся по благословению духовного лидера шиитов Ирака великого аятоллы Али ас-Систани. В настоящее время в Ираке даже проиранский сегмент «Аль-Хашд аш-Шааби», присягнувший на верность верховному лидеру ИРИ Али Хаменеи, уважает мнение Али ас-Систани, являющегося умеренным и патриотичным представителем высшего духовенства.

В то же время реакция проиранских шиитских сил на данные переговоры является отрицательной. Но одновременно они уже не настаивают на одномоментном выводе американских войск, признавая необходимость постепенности такого вывода. 10 июня парламентский блок «Фатх» выпустил заявление, в котором, в частности, говорилось: «Исходя за нашу ответственность за будущее нации, мы хотим напомнить членам иракской делегации о единодушном решении иракских парламентариев о выводе американских войск. Блок «Фатх» также рекомендовал иракской делегации «учитывать позитивный опыт иракско-американских переговоров 2008 года, закончившихся соглашением о выводе американских войск». Руководитель блока Хади аль-Амири призвал составить расписание вывода американских военнослужащих. В то же время руководитель формирований «Асаиб ахль аль-Хакк» Кайс аль-Хазали отметил: «Американцы должны знать, что если их войска остаются в Ираке, они должны подчиняться иракским законам. Никакого иммунитета для американских военнослужащих!».

Таким образом, американцам удалось несколько сгладить свое дипломатическое поражение, после убийства Касема Сулеймани в январе текущего года. Стремление нового правительства Ирака к проведению многовекторной политики обусловило оживление интереса части иракской элиты к военному сотрудничеству с США. Сейчас нужно ждать ответного хода иранской стороны на американские дипломатические действия в Ираке.