- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Саудовская Аравия: о возможной отмене паломничества в Мекку из-за эпидемии короновируса

С тех пор, как коронавирус был признан глобальной пандемией, миру, пришлось стать свидетелем целого ряда шокирующих и исключительных решений, некоторые из которых не происходили веками и которые, ранее, ни при каких обстоятельствах, не переживала та или иная страна. Среди подобных решений, которые потрясли арабские и мусульманские народы, в целом, было, в частности, отмена пятничных молитв появление новостей, которые намекают на возможность отмены процедуры паломничества (хаджа).

Саудовская Аравия в настоящее время сталкивается с трудным выбором между возможностью впервые, в современной истории мирового ислама, сократить или полностью отменить паломничество, принимая решение, которое сопряжено с политическими рисками, поскольку королевство сталкивается с все новыми вспышками эпидемии, поражающего различные районы страны.

Многие мусульманские страны оказывают давление на Эр-Рияд, чтобы он принял решение об объявлении начала подготовки к сезону паломничества, запланированному на конец июля.

Как известно, хадж это – паломничество к святым местам Мекки, которое совершается строго в определенное время и только на территории Мекки. Паломничество в обязан совершить каждый мусульманин хотя бы раз за свою жизнь, если это ему позволяют средства и самочувствие. Ежегодно в Саудовскую Аравию для совершения хаджа со всех уголков планеты приезжают более 4 млн паломников. Ранее, Министерство здравоохранение КСА расширило перечень медицинских требований и необходимых прививок для паломников. Для проведения постоянного контроля за санитарной обстановкой в Мекке и Медине в сезон хаджа действуют группы санитарно-эпидемиологического контроля и пункты неотложной медицинской помощи.

Представляется маловероятным, что в этом году сезон хаджа будет организован в полную силу, особенно после того, как королевство попросило мусульман в конце марта проявить терпение при заключении договоров, связанных с хаджем и с так называемой, «умрой», или малым паломничеством, в связи со эпидемией коронавируса. Умра — малое паломничество, связанное с посещением Мекки, а также мечети Аль-Харам, но, не в месяц, предназначенный для хаджа, а в любое другое время.

«Вопрос находится на рассмотрении между двумя вариантами: либо совершить паломничество только по варианту умры, либо полностью отменить его», — подтвердил официальный представитель Южной Азии для связи с властями Саудовского Аравии по вопросам хаджа.

Саудовский чиновник из Министерства хаджа заявил France Presse, что «решение будет принято и объявлено в ближайшее время».

Тем временем, Индонезия, самая большая мусульманская страна, по численности населения, объявила в начале этого месяца, что она воздержится от участия в сезоне паломничества из-за рисков, связанных с пандемией коронавируса. Решение названо «трудным и горьким».

Малайзия и Сингапур также решили отменить участие своих граждан в процедуре паломничества к святым местам ислама.

И многие страны — от Египта и Марокко до Турции, Ливана и даже Болгарии — объявили, что ожидают решения от властей Саудовской Аравии.

Ряд мусульманских священнослужителей в других странах, таких как Франция, также призывают людей «отложить» паломничество до следующего года из-за связанных с этим рисков.

Хадж является одним из крупнейших собраний людей, проводимых ежегодно в мире. Но выполнение этой обязанности может стать основным новым источником глобального распространения инфекции, поскольку миллионы паломников со всего мира стекаются в многолюдные религиозные места в священном городе Мекке для выполнения ритуалов, предписанных верой.

Но, с другой стороны, и с учетом общего положения дел в королевстве и в сопредельных странах, ситуация с приостановкой или отменой хаджа может быть похоже на пороховую бочку, поскольку такое решение может спровоцировать гнев сторонников жесткой линии, которые призывают к продолжению посещения святых мест, несмотря на все риски для здоровья.

Паломничество ранее не раз становилось причиной массовой гибели людей из-за различных причин и то, как Королевство Саудовская Аравия справлялась с такими кризисами определенным образом характеризует его правителей как хранителей святых мест, что на протяжении десятилетий давало им источник политического влияния.

Омар Карим, приглашенный исследователь из малайзийского Института объединенных служб, считает, что Саудовская Аравия «в дилемме отложить объявление о своем решении показывает, что она понимает политические последствия отмены хаджа или уменьшения его размера».

По словам эксперта, королевство «выигрывает время» своим осторожным подходом. «В последнюю минуту, если Саудовская Аравия, например, скажет, что «мы полностью готовы к хаджу», многие страны по соображениям логистики не смогут позволить себе в нем участвовать», — добавил он.

По мнению О.Карима, в связи с нынешней приостановкой международных рейсов сценарий сокращения числа паломников тоже может оказаться вероятным.

Решение отменить паломничество будь оно принято, станет первым в своем роде с момента создания королевства в 1932 году.

Королевство пытается сдержать эпидемию на фоне значительного увеличения числа ежедневно регистрируемых случаев заболевания и смертей после ослабления запрета на поездки в страну в конце прошлого месяца.

И в этом месяце власти Саудовской Аравии вновь ужесточили меры предосторожности в отношении охраны здоровья в городе Джидде, через который путешественники могут совершать «умру» и хадж.

Принятие этого решения будет происходить в чувствительное время для Королевства, поскольку саудовское государство борется с низкими ценами на нефть, из-за которых снижаются доходы, поскольку мир готовится к экономическому спаду.

Процедуры умры уже были приостановлены в феврале-марте этого года.

Согласно правительственным данным, религиозный туризм жизненно важен для усилий Саудовской Аравии по прекращению зависимости от нефти и развитию альтернативных источников дохода, поскольку он способствует ежегодному притоку в экономику страны 12 млрд долларов.

Отмена или сокращение хаджа разочаруют миллионы мусульман, которые часто тратят свои сбережения на ритуалы паломничества, а некоторые ждут много лет, пока не получат одобрения от своих собственных и саудовских властей на его совершение. Это может спровоцировать обострение и без того непростой социально-общественной обстановки и навлечь на руководство Саудовской Аравии новые обвинения, начиная от «фитны», ереси, до монополизации исламских святынь.

Схожие проблемы стоят, к слову, перед иракским руководством. Мусульмане-шииты совершают кроме хаджа свое собственное паломничество в иракские Неджеф и Кербелу к местам упокоения халифа Али и его сына Хусейна, почитаемых, практически, наравне с пророком Мухаммедом. Согласно данным иракских властей, число паломников достигает 5 млн человек, из которых до миллиона, — иностранцы.  Очевидно, что никакими мерами санитарно-эпидемиологического характера отделаться не удастся, особенно с учетом того обстоятельства, что контакт со святынями, желательно, должен быть тактильный, вне зависимости от того, серебряный ли это саркофаг имама Хусейна, или святыня Каабы. Кроме административных властей, слово в этом вопросе должны высказать богословы, которые пока что размышляют над соответствующими фетвами. Неоднородность ислама на фоне кризисных явлений в обществе, обострения борьбы за лидерство между Ираном и арабскими странами, все это служит крайне благоприятным фоном, на котором та, или иная трактовка решения об отмене хаджа может дорого стоить любому, кто рискнет открыто выступить в его поддержку. Столь нетривиальная ситуация, на наш взгляд, оставляет решающее слово за светской властью и станет еще одним испытанием для того, кто ее олицетворяет, наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана.