- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Саудовская Аравия: о проблемах паломничества и нерелигиозного туризма, связанных с пандемией коронавируса

Иракские религиозные структуры не получали никаких официальных уведомлений от властей Саудовской Аравии о возможной отмене в этом году хаджа (паломничества к святым для мусульман местам в саудовских городах Мекка и Медина) из-за пандемии COVID-19. Об этом, как сообщило иракское информационное агентство ИНА, заявил 16 июня глава Верховной комиссии по хаджу и умре (малому хаджу) Ирака шейх Сами аль-Масуди. «Существуют всевозможные «агентства поддержки» хаджа, в том числе и в Саудовской Аравии, но они не уполномочены говорить об изменениях сезона паломничества», — отметил шейх аль-Масуди. «У нас, — добавил он, — есть официальные связи с саудовской стороной, которая еще не приняла решение относительно сезона хаджа в этом году». По убеждению иракского шейха, вопрос отмены сезона хаджа решает исключительно принимающая страна (Саудовская Аравия) «в координации с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в соответствии с ее механизмами и инструкциями». Ранее отдельные региональные СМИ сообщали о рассмотрении Эр-Риядом различных сценариев проведения хаджа, который в 2020 году должен пройти в конце июля — начале августа, в том числе значительного сокращения квот на паломников от каждой страны или даже полной отмены хаджа этим летом. В частности, рассматривался вариант резкого ограничения числа паломников во время ежегодного хаджа, чтобы предотвратить дальнейшую вспышку коронавируса после того, как число случаев заболевания в стране превысило 100 000. Около 2,5 млн паломников посещают самые священные места ислама в Мекке и Медине для совершения недельного хаджа, который раз в жизни обязан совершить каждый трудоспособный мусульманин, который может себе это позволить. Официальные данные показывают, что хадж и меньшее круглогодичное паломничество умры приносят королевству около 12 млрд  долларов в год. Для примера: в 2019 году около 19 млн паломников посетили умру, а хадж привлек 2,6 млн человек. План экономических реформ наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана направлен на увеличение пропускной способности умры и хаджа до 30 млн паломников ежегодно и получение 50 млрд риалов (13,32 млрд) доходов к 2030 году. В марте Саудовская Аравия попросила мусульман отложить планы хаджа и приостановить умру до дальнейшего уведомления. Некоторые местные источники, знакомые с этим вопросом, сообщили, что власти теперь рассматривают возможность разрешить паломничество в пределах «только символических цифр» в этом году, с ограничениями, включая запрет на пожилых паломников и дополнительные медицинские проверки. При наличии строгих процедур власти считают возможным разрешить въезд до 20% от обычной квоты паломников каждой страны. Некоторые официальные лица королевства все еще настаивают на полной отмене хаджа, который, как ожидается, начнется в конце июля.
Дискуссии среди саудовских властей в отношении судьбы паломничества в общем-то крутятся вокруг простого момента — поставить под риск серьезного распространения коронавируса свое население, замедлив тем самым выход из карантина на неопределенный период времени, либо сохранить лицо Саудовской Аравии как «хранительницы двух святынь» и частично получить выпадающие доходы от религиозного туризма. Ограничение или отмена хаджа окажет дальнейшее давление на государственные финансы, пострадавшие от падения цен на нефть и пандемии. Аналитики прогнозируют серьезный экономический спад в этом году. Королевство приостановило международные пассажирские рейсы в марте, а на прошлой неделе вновь ввело комендантский час в Джидде, где приземляются рейсы хаджа, после всплеска инфекций в городе. Некоторые национальные правительства, включая Индонезию и Малайзию, уже запретили поездки в Саудовскую Аравию для совершения хаджа этим летом. Другие страны с большим мусульманским населением, такие как Пакистан, Индия и Египет, также могут принять решение ограничить или приостановить религиозные поездки в королевство в этом году, а возможно, и дольше, опасаясь, что их граждане будут заражены коронавирусом в плотно заполненных мечетях и святых местах Мекки и Медины.
Как полагает ряд американских экспертов, Саудовская Аравия, скорее всего, приостановит приезд иностранных граждан на ежегодное паломничество в хадж, чтобы предотвратить будущие вспышки COVID-19 с учетом очень неблагоприятной ситуации для развития пандемии на фоне высокого уровня сопутствующих заболеваний своих подданных: 40% саудовцев страдают ожирением, 17,9% — диабетом и 15% — гипертонией. В этой связи Эр-Рияд уже подготовил свою и мировую общественность к возможности отмены хаджа уже через свои государственные медиа-платформы. Кроме того, с февраля королевство серьезно ограничило публичный доступ к Каабе, самому священному месту в Исламе.
Отмена паломничества на Хадж, однако, поставит перед королевством сценарий полного провала достижения запланированных показателей в рамках «Видения 2030 года» по увеличению доходов от туризма, что является центральной целью для более крупных целей ненефтяной диверсификации королевства. Частные инвесторы, скорее всего, заморозят свои обязательства перед этими секторами до тех пор, пока не станет ясно, когда ограничения COVID-19 могут быть сняты. В 2019 году на долю паломничества приходилось примерно 20%, или 12 млрд долларов, ненефтяного ВВП Саудовской Аравии. В соответствии со своим планом «Видения 2030 года» Эр-Рияд стремился увеличить этот доход, обеспечив паломничество умры 15 млн туристов в год к 2022 году и 30 млн к 2030 году. Нынешняя блокировка религиозного туризма происходит как раз в тот момент, когда Саудовская Аравия начала принимать нерелигиозных туристов в королевство, что является еще одной важной целью «Видения 2030 года». По данным саудовского информационного центра по исследованию туризма, до вспышки коронавируса в этом году Саудовскую Аравию должны были посетить 25,8 млн туристов и паломников. Но вместо этого королевство практически не увидело иностранных гостей.
В этой связи эксперты полагают, что, несмотря на все нынешние трудности, Саудовская Аравия будет продолжать использовать свой государственный инвестиционный фонд для финансирования поддержки и развития туристической инфраструктуры, которое планируется запустить в течение ближайших двух лет. Проект Красного моря, представляющий собой строительство обширной серии туристических объектов, строящихся вдоль саудовского побережья, планируется начать реализовывать только в 2022 году (после получения теоретической вакцины против COVID-19). NEOM — проект «Мега-Сити» стоимостью 500 млн долларов на северо-западной границе Саудовской Аравии вблизи Иордании, Израиля и Египта-также планируется открыть после пандемии. Это, в сочетании с тем фактом, что проект является одним из главных политических приоритетов наследного принца Мухаммеда бен Сальмана, означает, что он, вероятно, будет и впредь пользоваться поддержкой властей. Но удаленное расположение предполагаемого города и очень условная привлекательность этого сложного по своим климатическим условиям места для жизни, а также медленные темпы экономической реструктуризации внутри Саудовской Аравии, вероятно, все еще будут препятствовать общему успеху проекта. На этом фоне государственный фонд, скорее всего, отложит инвестиции в новые проекты, направленные на развитие туристического сектора, чтобы хотя сохранить какие-то ресурсы, пока глобальная экономическая ситуация не начнет улучшаться. Это отсутствие нового финансирования еще больше затруднит общую стратегию Саудовской Аравии по созданию динамичной религиозной и светской туристической индустрии к 2030 году.
Саудовская Аравия также, вероятно, предоставит кредиты или помощь для связанных с туризмом отраслей и предприятий, непосредственно затронутых пандемией коронавируса и отменой паломничества. Национальная авиакомпания Саудовской Аравии Saudia, вероятно, получит некоторую государственную поддержку, чтобы помочь ей удержаться на плаву для восстановления после пандемии. Но правительственной помощи будет недостаточно, чтобы полностью компенсировать потерю доходов авиакомпании, а это означает, что увольнения и сокращение бюджета остаются наиболее вероятным сценарием. Компания уже сократила порядка 250 тыс. своих сотрудников. В рамках смягчения непосредственного удара от экономического кризиса, власти предоставят отсрочку или даже отмену от сборов и лицензионных требований отдельным отелям, ресторанам и местным предприятиям, особенно в священных городах Мекка и Медина, а также начнут программу льготных государственных кредитов и потенциальных прямых стимулов. Однако этих усилий вряд ли будет достаточным для того, чтобы все предприятия и рабочие места пережили кризис. В результате туристический сектор Саудовской Аравии серьезно сократится в процентах от ВВП в этом году. Муниципальные и провинциальные бюджеты в регионах, зависящих от доходов, получаемых от паломничества и хаджа, также могут получать прямые поступления из национальной казны в рамках купирования потенциальных новых волн безработицы и поддержки местного бизнеса. В частности, власти постараются компенсировать убытки прямыми платежами в местные бюджеты напрямую зависимых от туризма Мекки и Медины. Паломничество составляет примерно 25-30% экономики этих городов. Выплаты этим городам планируется использовать для различных локальных стимулов, включая кредиты, наем новых работников на городские и провинциальные должности и работы, а также прямые выплаты гражданам. Однако такие стимулирующие усилия могут помешать государственным стратегиям, направленным на реформирование существующей в королевстве системы общественного благосостояния через систему госсубсидий и льгот для населения. Сохранение такой системы будет сдерживать усилия Эр-Рияда по национализации некоторых секторов бизнеса путем найма большего числа саудовских рабочих. На этом фоне продолжается отток иностранной рабочей силы из королевства. Около 1,2 млн иностранных рабочих (всего их около 10 млн) покинут Саудовскую Аравию в этом году из-за вспышки коронавируса в стране, говорится в докладе инвестиционной компании Jadwa. По ее данным, почти 178 000 экспатриантов подали в Министерство внутренних дел Саудовской Аравии просьбы покинуть королевство в период с 22 апреля по 3 июня, в то время как более 323 000 экспатриантов уже покинули его в этом году. В докладе указывается, что гостиничный бизнес, ресторанные услуги, продовольственные услуги, административная и вспомогательная деятельность, включая строительные услуги, туристические агентства, аренду, лизинг и секторы безопасности, станут свидетелями наибольшего числа выездов экспатов. Наименее затронутыми секторами являются сельское хозяйство, образование, здравоохранение, финансовые услуги и информационные технологии.
В этой связи американские эксперты делают вывод о том, что Эр-Рияд будет оставаться чувствительным к этим вызовам, корректируя политику и фискальные стимулы, чтобы сохранить свой туристический сектор, а также свои более крупные планы диверсификации экономики. Саудовская Аравия попытается смоделировать ключевые аспекты своей туристической индустрии, чтобы компенсировать ущерб от фактически уже отмененного в этом году хаджа и ограниченных паломничеств умры из-за пандемии коронавируса. Но даже при такой дополнительной поддержке Эр-Рияд все равно будет вынужден практически отказаться от реализации задач в рамках «Видения 2030 года» в туристическом секторе, оставив королевство и далее в ситуации критической зависимости от нефтяных доходов и торможения программы дифференцирования своей экономики.