- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Великий муфтий Ливии А.Садик А.аль-Гарьяни о позиции Египта в ливийском конфликте

Аль Садик Абдулрахман Али аль- Гарьяни, великий муфтий Ливии с 2012 года, имам Маликитской школы теософии, академический профессор шариатского права в Университете Триполи и автор многочисленных публикаций 24 июня заявил, что «угроза правителя Египта вооружить племена и вооруженное вмешательство в Ливии – есть не что иное, как вынос его внутренних проблем за границу, в поисках выхода из его собственных удушающих кризисов, разразившихся внутри страны».

В интервью программе «Ислам и жизнь» на канале «Аль-Танасух», считающимся лояльным по отношению к экстремистским организациям, аль-Гарьяни так пояснил свою мысль: «У правителя Египта возникли проблемы дома, и он хотел занять египетское общественное мнение такими заявлениями, так чтобы оно было бы озабочено чем-то иным, чем реальностью».

Муфтий продолжил: «Эта проблема, вмешательства Египта, не станет больше, чем она уже есть, начиная с проекта переворота, учиненного Хафтаром. Правитель Египта поддерживал его оружием и офицерами, и он будет продолжать поддерживать этот проект переворота так, как он уже начал, и он не может сделать больше этого, вместо того, чтобы противостоять своим внутренним проблемам. Таким, как удушение его собственной страны, поскольку Египет подвергается воздействию эфиопской плотины «Возрождение», которая обрекает земли миллионов египетских крестьян на засуху, и эти миллионы превращаются в безработных, что увеличивает нагрузку на египетский народ в свете его, и без того, великих страданий от многих кризисов».

По мнению великого муфтия: «Вместо того, чтобы править Египтом, имея дело с ухудшением экономики в стране, которое достигло катастрофического уровня в плане предоставления услуг египтянам, а также с появлением и выходом коронавируса в Египте из-под контроля, он решил бежать вперед и занимать людей такими заявлениями, которые он не может выполнить и знает это наперед. Ясно, что у него есть пределы в его действиях. Да, международное сообщество дает ему полномочия дестабилизировать безопасность в Ливии, и задача египетского президента, работать над всем, что служит сионистскому врагу, но у всего этого есть пределы, и у государств есть другие счета, поэтому все выпады в адрес Ливии — это всего лишь шум для потребления местного общественного мнения в его стране».

«Представьте, что делали бы братские страны, такие как Алжир или другие арабские страны Магриба, если бы правительство Египта предъявило им эту угрозу, что правитель Египта вторгнется в них и отправится вооружать их племена. Примут ли они это для своих стран? Нет сомнений, что не примут. Любая из этих стран, видя, что происходит с Ливией и смолчат и не осуждают эти заявления, добьются того, что это, в итоге, только повредит им», — убежден клирик.

Аль-Гаряни продолжил: «К сожалению, многие не услышали эти заявления. На той же неделе Лига арабских государств провела сессию, и она была занята другим вопросом, не связанным с реальными проблемами, которые угрожают безопасности Ливии, как будто они не слышали этих слов, которые были произнесены ас-Сиси, они молчали обо всех них и предавали свою честь, и игнорировали вопрос о Ливии. Это вызывает сожаление, потому что Магриб делает вид, что с ливийской революцией ничего не происходит, он стоял в стороне, как будто те, кто сидел в Лиге арабских государств, не слышали о массовых захоронениях, или о телах, заключенных в холодильниках, или о детях, женщинах и мужчинах, которые были заживо похоронены в их одежде, и они не слышали о минах или бомбежках домов. И они не слышали о разрушении инфраструктуры, угрозе безопасности и использовании иностранных наемников Хафтаром».

«Все это не удостоилось внимания, и все то, что сказал председатель сессии в Омане, напомнило нам о заявлении генерального секретаря Организации Объединенных Наций, сделанном в тот день, когда Хафтар начал свою агрессию против Триполи, когда из уст генсека прозвучало, что он сожалеет о том, что происходит в Ливии, мы не мы знаем, огорчен ли он победой ливийских революционеров над Хафтаром или огорчен ущербом, понесенным самим Хафтаром, все эти заявления ничем не отличаются от заявлений Организации Объединенных Наций. Поэтому мы призываем Лигу арабских государств закрыть свои двери и прекратить свою деятельность, потому что она стала бесполезной и просто потребляет и тратит деньги, на отели и путешествия ее функционеров. ЛАГ не отражает чаяния народов, и это подтверждает, то, что проект, который сейчас реализуется в Ливии, является тем же проектом, который служит врагам Бога, потому что у тех, кто платит за него, есть одна цель — убить арабские революции в Ливии, Йемене и Сирии»,- добавил он.

«Однако, если в этих странах начались революции и мы стали свидетелями свободных парламентских выборов, на которых решали сами люди, то в них будут и правительства, способные решить свою судьбу, и поэтому, сионистское образование (Израиль – авт.) не верит в больше в собственную безопасность и начало переворот против египетской революции (имеется ввиду приход к власти М.Мурси и «Братьев-мусульман» — авт.), поскольку оно увидело, что она ему угрожает, и то, что происходит в Лиге арабских государств, Йемене и Ливии, — один из проектов по обслуживанию сионистского образования».- заявил аль-Гарьяни.

В заключение великий муфтий сказал: «Сессия Лиги арабских государств проигнорировала все то, что произошло в Триполи, и я рассказал об этом, чтобы вы могли отличить ее политику от турецко-ливийского альянса, который является законным альянсом, гарантированным законом, когда братская Турция выступила с Ливией, которая победила преступников и защитила ее от вмешательства многих стран, хотя, казалось бы, все эти вопросы находятся в руках Лиги арабских государств».

Аль-Гарьяни, снискавший себе известность фетвами против М.Каддафи в 2011 году пользуется репутацией достаточно радикально мыслящего религиозного деятеля, близкого к идеологии исламского республиканства, исповедуемого «Братьями-мусульманами», за что удостоился в 2017 году отнесения к списку лиц, причастных к поддержке терроризма по версии Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейна и Египта, для режимов которых, идеи «братьев» представляют крамолу высшего порядка, превосходящую шиизм. Тем не менее, в Ливии к его словам прислушиваются и не только на западе страны.

Вслед за светской властью в лице ПНС, отвергнувшей вслед за Каирской декларацией и то, что, в общем-то, можно назвать ультиматумом А.Ф.ас-Сиси, религиозная ветвь власти в лице аль-Гарьяни тоже высказалась вполне определенно. Пожалуй, одним из основных лейтмотивов интервью клирика стали ссылки на «происки сионистского врага2, чьим союзником выступает президент Египта, явно адресованные аудитории шире, чем, собственно в Триполитании. Не случайно упомянуты и собственные проблемы АРЕ, вместо решения которых, А.Ф.ас-Сиси занялся экспансией вовне, но не в том направлении, откуда исходит реальная опасность. Далеко не все в Египте довольны действиям властей и там наверняка услышат аль-Гарьяни.

Оценки происходящего, озвученные великим муфтием ложатся в канву позиции ПНС и Турции, которая, по всей видимости, будет состоять в том, что за Сирт решено сражаться. Не за сам Сирт, как таковой, конечно, а за всю остальную часть Ливии. Материальных подтверждений этому достаточно: воздушный мост Мисурата-Турция возобновил свою деятельность, также как и тот, что связывает ОАЭ и Бенгази. В Анкаре достаточно индифферентно отнеслись к почти истерическим заявлениям президента Франции, Э.Макрона насчет действий Турции в Ливии (Франция, с некоторых пор, склонна впадать в паранойю, при виде любого, кто способен бросить ей вызов в ее традиционных зонах интересов и влиянии в Северной Африке и в Сахеле — авт.) и к «расследованию» НАТО в лице Й.Столтенберга относительно инцидента между ВМС Турции и Франции. Решающую роль в НАТО играют, как известно, США, а их миссия в лице делегации командования Африкома, по всей видимости, согласовала с ПНС все необходимые пункты повестки дня.