- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О поддержке США действий Турции в Ливии и Сирии

Соединенные Штаты не предоставляют в настоящее время Правительству национального согласия (ПНС) Ливии никаких видов военной помощи. С таким заверением выступил в четверг 24 июня на телефонном брифинге для группы журналистов, включавшей корр. ТАСС, командующий ВВС США в Европе и Африке генерал Джеффри Харригиан. «Мы в данный конкретный момент ничего не предоставляем», — заявил этот военачальник, отвечая на вопрос о том, получает ли ПНС от Вооруженных сил США разведывательную информацию какого бы то ни было рода. Комментируя политику России и Турции в отношении Ливии, Харригиан выразил уверенность в том, что Москва и Анкара предпринимают усилия, чтобы не допустить прямого столкновения своих интересов в этой североафриканской стране, и стремятся найти взаимовыгодные решения. «За этим очень интересно наблюдать. Сказал бы, что нет никакого желания устраивать [конфликт в формате] «государство на государство». И они (Россия и Турция — прим. ТАСС) не стремятся к эскалации. Мне кажется, они хотят добиться такого развития событий, при котором у кого-то [в Ливии] будет достаточно территории, чтобы вести какие-то дипломатические дискуссии с целью выйти на <…> выигрышную для обеих сторон ситуацию. И я не знаю, как она будет выглядеть», — отметил генерал. По его оценке, России и Турции удается обеспечивать между собой деконфликтацию в Ливии. Если называть вещи своими именами, то эта линия деконфликтации заключается сейчас в том, что действия Москвы в Ливии на сегодня заключается в том, чтобы четко ограничиться присутствием неких военных самолетов, систем РЭБ (тип «Краснуха», которая была оперативно переброшена из Белоруссии в ОАЭ, а затем — в Ливию и «уронила» с десяток турецких дронов) и бойцов ЧВК «Вагнер» по линии Сирт-Джуфра, чтобы остановить дальнейшее военное продвижение протурецких сил на восток страны.
Харригиан также утверждал, что внешняя поддержка Ливийской национальной армии (ЛНА) под командованием фельдмаршала Халифы Хафтара рассинхронизирована. «Все эти операции в целях поддержки Хафтара, по моему мнению, не очень хорошо синхронизированы», — сказал командующий американскими ВВС в Европе и Африке. «Из-за этого отсутствия синхронизации вы видите эффективные усилия ПНС по продвижению дальше на восток [Ливии], — полагает Харригиан. — В связи с этим Хафтар сейчас оказался в сложной ситуации». К этому надо добавить еще и то, что американцы активно задействовали свои РЭБ для ликвидации преимущества китайских беспилотников в воздухе, которые поставляются из ОАЭ в рамках материально-технической поддержки ЛНА. А до этого американцы поставляли свои броневики и ракеты (через французов) той же ЛНА. Но теперь американцы свои приоритеты поменяли, не в последнюю очередь из-за тесной поддержки Хафтару со стороны Москвы. Таким образом, все свои сетования по вопросу хаотичности изменчивой позиции стран по вопросу поддержки ЛНА Харригиан может направить в сторону собственной администрации. Тем более, что нынешний тренд Вашингтона в пользу союза с Анкарой на ливийском и сирийском направлении подтверждает министр иностранных дел Турции.
18 июня министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и президент США Дональд Трамп договорились о сотрудничестве в Ливии и что официальные лица двух стран встретились, чтобы обсудить технические детали возможного сотрудничества. По словам Чавушоглу, турецкое правительство получило сильную поддержку от администрации США после наступления в Идлибе, и США провели кампанию в Европе, чтобы обеспечить поддержку военной операции Турции. Это заявление министр иностранных дел Чавушоглу сделал во время своего участия в вебинаре с базирующимся в США турецко-американским Национальным руководящим комитетом (TASC), во время которого он ответил на вопросы о турецко-американских отношениях, последних внешнеполитических событиях и возможных областях сотрудничества. «По сравнению с прошлым годом мы можем сказать, что [напряженность] между нами ослабевает», — подчеркнул Чавушоглу в своем выступлении. «В последнее время США пытаются играть более активную роль в Ливии. Наш президент [Эрдоган] предложил президенту США Дональду Трампу сотрудничать [в Ливии]. Трамп ответил на это положительно. Мы получили поручение о совместной работе на уровне министров иностранных дел, обороны, разведывательных органов. [Двусторонние] встречи на техническом уровне продолжаются. Наше сотрудничество важно для стабильности региона и будущего Ливии. Мы хотели бы еще больше расширить сферы нашего сотрудничества».,- заявил Чавушоглу. Эрдоган и Трамп разговаривали по телефону 8 июня, и они, по словам турецкого президента, обсудили конфликт в Ливии и согласовали «некоторые вопросы», связанные с развитием событий в североафриканской стране. «Новая эра между Турцией и США может начаться после нашего телефонного звонка. Мы договорились по некоторым вопросам», — сказал Эрдоган в интервью турецкому Общественному вещателю TRT. Заявление Чавушоглу прозвучало на следующий день после того, как он, министр финансов и финансов Берат Албайрак и другие высокопоставленные турецкие чиновники провели переговоры с Правительством национального согласия (ПНС) в Триполи, чтобы обсудить последние события в регионе. После визита турецкой делегации в Ливию 17 июня Чавушоглу заявил, что они обсудили меры, которые должны быть приняты в регионе в отношении энергетики. «Как вы знаете, мы подписали меморандум о взаимопонимании с Ливией относительно делимитации морской юрисдикции. Мы обсудили все меры, которые необходимо принять в Средиземноморье в отношении энергетики», — сказал он, добавив, что «цель визита была ясна: решительно подтвердить, что Турция поддерживает Ливию. Мы также обсудили, как обе страны могут улучшить свои двусторонние отношения». Турция оказывает военную поддержку ПНС, а также союзным ополченцам, которые объединили свои силы против Ливийской национальной армии Халифы Хафтара (ЛНА). Турецкая поддержка сыграла решающую роль в усилиях ПНС по оттеснению ЛНА, которая начала наступление в апреле прошлого года с целью захвата Триполи.
Помимо возможного (оно по факту уже существует) сотрудничества в Ливии, турецкий министр иностранных дел также проинформировал членов TASC о поддержке США недавнего военного наступления Турции в Идлибе. Он утверждал, что администрация США провела кампанию в европейских столицах, чтобы обеспечить поддержку турецкой операции на севере Сирии. «Мы получили самую сильную поддержку со стороны Соединенных Штатов после наступления в Идлибе. Мы получили моральную поддержку от наших европейских союзников, но не конкретную поддержку. Кроме того, США провели кампанию по обеспечению поддержки Турции в столицах наших европейских союзников. Мы также знаем об этом», — сказал он. Турция начала операцию «Весенний щит» 27 февраля после того, как по меньшей мере 34 турецких солдата были убиты в результате авиаудара сирийской армии в провинции Идлиб. В период с 27 февраля по 5 марта Турция вела наступление, чтобы остановить блиц-наступление сирийской армии в Идлибе и заставить Москву выступить посредником в прекращении огня. Операция Турции была проведена с использованием около 100 беспилотных летательных аппаратов отечественного производства (двигатели и электронная начинка дронов все-таки австрийские – авт.), запускающих относительно дешевые управляемые боеприпасы с высокой эффективностью. Но, как оказалось, довольно уязвимая с точки зрения противодействия РЭБ российского производства.