- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Запад готов бороться с российским присутствием в Ливии

26 июня официальный Триполи заявил о захвате «российскими наемниками крупнейшего нефтяного месторождения Эш-Шарара», якобы произошедшего вечером 25 июня, когда на его территорию въехали несколько колонн из десятков автомобилей.

В связи с этим руководство Ливийской национальной нефтяной компании (National Oil Corporation или NOC) выразило «глубокую обеспокоенность присутствием на нем наемников из России», сражающихся на стороне  фельдмаршала Халифы Хафтара.

По данным NOC, в течение нескольких месяцев в связи с наступлением последнего на Триполи на этом месторождении работы были остановлены. Они возобновились в начале июня в связи с отступлением хафтаровских сил, но через три дня месторождение снова было заблокировано лояльными им ополченцами.

Напомним, что расположенное в районе Убари (около 900 км к югу от Триполи), месторождение Эш-Шарара управлялось компанией Akakus, совместным предприятием между ливийской NOC, испанской Repsol, французской Total, австрийской OMV и норвежской Statoil.

В среднем в день по данным NOC оно производило 315 000 баррелей в день, причем общеливийское нефтяное производство при этом в последнее время составляло немногим более миллиона баррелей в день.

Следует заметить, что до сих пор Россия отрицала наличие российских наемников в Ливии. Однако в мае по данным официального Триполи ООН подтвердила наличие в Ливии наемников российской ЧВК «Вагнер», по ливийским источникам, «считающейся близкой президенту России Владимиру Путину».

По их информации, когда при поддержке Турции в мае Триполи восстановил контроль над всем северо-западом страны, «российские наемники отступили дальше к югу от Триполи, заблокировав многие нефтяные объекты» и не давали добывать «черное золото» официальному правительству.

Согласно данным источников ПНС Фаиза Сарраджа, подобные блокировки Хафтар намеревался использовать для давления в переговорах с триполийским кабинетом министров, чтобы принудить его к капитуляции.

Не случайно, что глава NOC Мустафа Саналла осудил «попытки зарубежных стран не допустить возобновления добычи нефти. Эти страны пользуются отсутствием ливийской нефти на мировых рынках, и, хотя они сожалеют публично и цинично о прекращении добычи, они за кулисами поддерживают тех, кто ее блокирует».

«Нам не нужны российские или другие иностранные наемники на ливийских нефтяных месторождениях, они только стремятся предотвратить возобновление добычи нефти» -, добавил он.

В связи с этим МИД триполийского правительства призвал иностранные нефтяные компании, действующие на территории Ливии, «сотрудничать с официальными властями, введя международные санкции против наемников и компаний, которые их используют».

Одновременно министр внутренних дел Фатхи Башага заявил, что контроль российских наемников над ливийской нефтью представляет собой опасную угрозу не только ливийской национальной безопасности, но и интересам американских и европейских компаний, работающих в Ливии.

По его же словам, одна арабская страна — не раскрывая ее названия — причастна к преступлению по «блокированию (добычи) ливийской нефти» и закрытию нефтяного месторождения Эш-Шарара, финансируя российских наемников из ЧВК «Вагнер».

Судя по всему, речь идет об ОАЭ или Саудовской Аравии.

Он же призвал «Европейский союз включить ЧВК «Вагнер», связанную с Кремлем, в список поддерживающих и спонсирующих терроризм, после того как ее элементы совершили несколько преступлений против человечности в Ливии», не указав, однако, каких именно.

Постоянный представитель Ливии при ООН Тахер ас-Сунни в связи с этим призвал Евросоюз и США ввести срочные санкции против российской группы Вагнера: «Совет Безопасности не в состоянии наказать отдельных лиц и группы наемников, таких, как Вагнер и Джанджавид (суданские наемники), а также ополченцев Халифы Хафтара, нарушивших все международные резолюции. Пришло время для США и Европы ввести прямые санкции против этих людей и заморозить их активы и тех, кто их финансирует, а также террористические организации».

Тогда же, 28 июня Комитет по энергетике и природным ресурсам парламента в Триполи (HoR) выразил возмущение присутствием российских «сил Вагнера» на нефтяном месторождении Эш-Шарара и в аэропорту Рас-Лануф, подчеркнув, что «ливийский народ никогда не примет этого чуждого решения».

В заявлении, направленном международному сообществу, говорится, что эту акцию по захвату нефтяных месторождений провели с участием наемников-джанджавидов из Судана при финансовой и логистической поддержке ОАЭ и Египта.

В свою очередь, 28 июня представитель армии ПНС Мухаммед Кануну заявил: «Ливия находится в состоянии войны с вторгшимися наемниками, поддержанными региональными и международными государствами после разгрома их агента Халифы Хафтара».

По его словам, после этого сторонники путчистов и повстанцев «сняли свои маски, чтобы принять участие в разрушении и хаосе в Ливии».

Он также сравнил действия «российских наемников, оккупирующих Сирт и использующих его для угрозы ливийским городам» с действиями запрещенного в России «Исламского государства», захватившего этот город в 2016 году.

Он же добавил, что те, кто сейчас контролирует Сирт, являются «преступниками и террористами», и «рано или поздно их убьют, посадят в тюрьму или оставят умирать в пустыне», предупредив, что у путчистов, поддерживающих Хафтара, нет другого выбора, кроме как сдать преступников ливийскому и международному правосудию.

Ранее, 27 июня, Кануну заявил, что освобождение Сирта и Джуфры, а также нефтяных месторождений от наемников ЧВК «Вагнер» и сил Хафтара сейчас является неотложной задачей как никогда. Он сказал, что «его подчиненные атакуют их, если они не уйдут оттуда сами».

Одновременно МИД ПНС предупредил об угрозах, создаваемых присутствием российской ЧВК «Вагнера», суданскими формированиями «Джанджавид» и другими иностранных наемниками, заявив, что «силы ливийской армии продолжат очищать от них страну с целью сохранения национальной, региональной и международной безопасности Ливии».

В связи с этим официальный Триполи призвал международное сообщество принять санкции для освобождения нефтяного месторождения Эш-Шарара, захваченного наемниками.

Иностранная реакция на это была оперативной. Уже 25 июня глава ВМС США в Европе и Африке Джеймс Фогго на виртуальном семинаре, организованном в Неаполе Международным институтом стратегических исследований заявил, что «наращивание российской мощи» превращает Восточное Средиземноморье в одну из самых милитаризованных зон в мире.

Одновременно он предупредил, что Москва может укрепить свое господство в регионе, если ей позволят закрепиться в Ливии, создав угрозу Евросоюзу.

По словам американского флотоводца, «русские развертывают тихие современные дизельные подводные лодки, способные запускать крылатые ракеты «Калибр». Подводная лодка класса «Кило» может зайти в любую точку европейских вод и нанести удар по любой европейской или североафриканской столице из-под воды. Это подчеркивает необходимость поддержания бдительного, высокоэффективного военно-морского присутствия на всех европейских водных путях».

Фогго добавил, что «Крым, который Россия аннексировала у Украины в 2014 году, и база в прибрежном сирийском городе Тартус стали для России центрами противовоздушной обороны и морских перевозок. Теперь подумайте о том, что Россия делает в Крыму и Тартусе, и какую угрозу они могут представлять, получив оплот в Ливии», — подчеркнул он.

Заметим, что ранее, в мае текущего года, американское Африканское командование обратило внимание на якобы имевшую место отправку из России в Ливию наемников и более десятка истребителей.

А 26 июня США предупредили об «усилении российской деятельности в Восточном Средиземноморье угрожающей Африке и Европе». Причем американское командование в Африке выразило опасение, что это «может стать прелюдией к еще большему российскому присутствию».

В связи с этим тогда же Госдепартамент США выразил полную поддержку правительства Сарраджа и обеспокоенность присутствием ЧВК «Вагнер» и прочих иностранных наемников на ливийских нефтяных объектах.

Исполняющая обязанности специального представителя генерального секретаря ООН в Ливии Стефани Уильямс после встречи с главой ПНС Ф.Сарраджем в столице Италии Риме 27 июня сделала аналогичное заявление.

По ее мнению, присутствие этих иностранных наемников на стратегических объектах ливийской экономики «создает серьезную угрозу для экономических легких страны (энергетической отрасли – авт.), которая может превратиться в зону конфликта с драматическими последствиями для жизни ливийцев».

Также посол Европейского союза в Ливии Алан Бугеджа в штаб-квартире NOC в Триполи 28 июня обсудил с его руководством присутствие иностранных наемников на нефтяном месторождении Эш-Шарара и последствия «незаконного прекращения нефтяных операций», подтвердив поддержку от имени ЕС правительства Сарраджа «для скорейшего возобновления нефтедобычи на благо ливийского народа».

На фоне этого международное положение Х.Хафтара здесь усложняется. Так, параллельно происходящим событиям президент Франции Эммануэль Макрон объявил о разрыве с ним и его ЛНА в Ливии «многолетних устойчивых отношений», заявив, что «мир неверно думает, что Франция поддерживает Хафтара в разрушенном войной регионе».

Также он заявил о присоединении к требованию проведения международного расследования в отношении сил Хафтара в совершении ими военных преступлений.

Параллельно Катар и Турция пытаются перекрыть подпитку Х.Хафтара из Судана. Так, 28 июня представитель суданских Сил быстрого развертывания Джамаль Джумаа заявил об аресте властями страны 122 наемников из числа суданских граждан,  среди которых было восемь детей, направляющихся в Ливию.

Таким образом, противоречия вокруг урегулирования ливийского конфликта углубляются. Вопрос, какой именно путь далее выберут Россия и ее союзники, чтобы добиться соблюдения своих интересов.

Судя по всему, в данном случае компромисс для Москвы труднодостижим – ее конкуренты, судя по заявлениям представителей США, намереваются полностью выдавить ее отсюда.

Причем в условиях некоторого «приглушения» сирийского конфликта, исходя из целого ряда факторов, РФ может попытаться перенести военную активность в Северную Африку. И чем дальше, тем тяжелее ей будет сделать шаг назад.

И сам по себе уход из Ливии, во всяком случае сейчас, для Москвы представляется неприемлемым. И речь даже не о дележе ресурсов, на которые нацелились стороны конфликта, а о самом имидже участников ливийского противостояния.

После достижения сирийского успеха ливийская неудача для России, уже затратившей здесь немалые ресурсы, представляется неприемлемой. Если, конечно, ей не компенсируют это решительными уступками на других направлениях, например, украинском.