- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турецко-ливийские экономические отношения на современном этапе. Часть 1

В материалах Института Ближнего Востока, обращаясь в теме Ливии, мы указывали на важность учета экономического базиса при анализе проецирования внешней политики на отношения с этой страной. Ранее, на примере Италии было наглядно продемонстрировано насколько разносторонние, испытанные временем и различными кризисами, по ряду тематик, стратегически важные для обеих стран, экономические связи существуют между ними. Бытие, как известно, определяет сознание, поэтому логично предположить, что если в основе, тех, или иных внешнеполитических инициатив лежит экономически обоснованный подход, а не, скажем, авантюризм, замешанный на амбициях, то природа внешнеполитических отношений будет созидательной. Позитивной в самом широком смысле слова и не связанной с тем же вооруженным противостоянием. В противном случае, место имеет либо разновидность конкурентной борьбы с использованием элементов государственных механизмов, так, как это демонстрирует в Ливии Франция, либо откровенное вмешательство в чужие внутренние дела, основанное на геополитических амбициях, своего рода, неоимпериалистическая экспансия. Эту линию в Ливии демонстрируют ОАЭ. Все остальные участники, действующие на стороне парламента в Тобруке и ЛНА выполняют в Ливии роль наемников, что, впрочем, не мешает им регулярно делать вид, что речь идет «о борьбе с терроризмом», или о неких геостратегических планах присутствия, не понятно, правда, кого, в каком виде и ради чего.  Такая точка зрения на происходящие в Ливии события озвучена в материалах турецкого исследовательского центра TRT WORLD RESEARCH CENTRE, опубликованных в конце 2019 года, экспертами О.Танкутом и Ф. Полатом и, на наш взгляд, не лишена некоторых оснований.

Что касается самой Турции, то в последнее время противники и критики внешнеполитической линии Р.Т.Эрдогана любят обвинять его в стремлении вернуться к временам Османской Империи. Даже если и так, то здесь, можно принять в виду следующее: Турция, накопившая за последние 20 лет весьма впечатляющий экономический потенциал, превратилась в региональную супердержаву. Ее экспансия, или возвращение в зоны своего исторического присутствия, или доминирования, нравится это кому-то, или нет, возможно, вызывает зависть, зиждется не на агрессивной идеологической или религиозной составляющей, а, прежде всего, на экономике: турки приходят не с абстракциями или схоластикой, а  с деньгами, выгодными проектами, инженерными кадрами, передовыми технологиями, огромной товарной номенклатурой, привлекательным ценообразованием, кредитами, то есть со всем теми инструментами, которые на уровне повседневного существования населения в той же западной части Ливии, понятны, принимаемы и не вызывают отторжения. Создайте свой аналогичный потенциал и реализуйте его.  Разумеется, что исходят турки при этом из своих интересов, но удачно сочетают их с приемлемым для местной стороны, уровне ее интересов. Что до политической составляющей, то, да, без нее никуда, она присутствует у всех, правда у некоторых, иногда, только она и присутствует, не мешая претендовать на то или иное место. В случае Турции, да, это возвращение к былому влиянию Османской Империи. При этом никто не мешает кому- то мыслить категориями Советского Союза, или еще какими-то, неважно, их спектр велик от: «Синей родины» до «Египта от Нила и до Евфрата», того же «Великого Израиля», или Ирана, времен Сасанидской империи, да мало ли еще чем. Те же ОАЭ и Саудовская Аравия активно создают за рубежом плацдармы, военные базы, но мы что-то не припоминаем империю Абу-Даби, или ту же Саудовскую. Вопрос в другом, чем эти категории наполнены и в чем выражаются в экономическом плане.  В этом смысле, у Ливии и Турции, имеется опыт насчитывающий не десятки, а сотни лет.

Свержение бывшего лидера Муаммара Каддафи в октябре 2011 года и последующее разрушение Ливии создали вакуум власти, что в конечном итоге привело к широко распространенному насилию, кризису с беженцами, обострению межплеменной конкуренции, экономической нестабильности и коллапсу социального обеспечения. Сегодня Ливия раздроблена, поляризована и погрязла в нестабильности. Во многих отношениях это несостоявшееся государство, в котором нет единого, представительного и законного правительства, способного осуществлять власть или иметь монополию на применение силы. Сложная политическая ситуация в Ливии и обстановка в плане безопасности создали серьезные проблемы для достижения всеобъемлющего политического урегулирования между враждующими группировками внутри страны. Извне в ливийский конфликт активно вмешиваются иностранные державы: часть из них несет ответственность за уничтожение Джамахирии в прямом смысле, прежде всего Франция, Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия. Часть – выступила в качестве пассивных наблюдателей, при этом косвенно или прямо поддержавших действия антиливийской коалиции и НАТО. Это, прежде всего, Россия и Египет, что не мешает им сегодня выступать в роли субподрядчиков ОАЭ, обставляя это претензиями на самостоятельную позицию и некие права на ливийские политические или экономические активы.

Отношения между Ливией и Турцией исторически основывались на взаимных интересах. Геополитические факторы также послужили основной инициативой для этого партнерства. Первое стратегическое сближение между двумя странами, малоизвестное в региональной политике, произошло в 1974 году, когда турецкие вооруженные силы начали военную операцию на Кипре в качестве государства-гаранта, чтобы остановить геноцид турецкого населения острова. Военная операция Турции на Кипре получила решительную поддержку Ливии. (В этом, в том числе, кроется причина греческой неприязни к ливийско-турецкому сотрудничеству – авт.).  Ливия тогда, в срочном порядке, предоставила необходимое военное оборудование и материалы, такие как запчасти для самолетов, которые не могли быть закуплены и доставлены из-за эмбарго США. После войны тогдашний фактический премьер-министр Ливии, майор Абдель Салам Джеллуд посетил Турцию, и обе страны провели свою первую встречу на высоком уровне после прихода к власти в Ливии М.Каддафи. На этой встрече обе страны заключили несколько соглашений об экономическом партнерстве и создали совместный министерский комитет по различным направлениям политики.

Соглашения и протоколы, подписанные между Турцией и Ливией в 70-80 гг. ХХ века

Название документа                                                                                Дата подписания

Соглашение об экономическом партнерстве и торговле                                                                                                                                                              05.01.1975

Соглашение о партнерстве в сфере культуры и туризма                                                                                                                                                               05.01.1975

Соглашение о партнерстве в области науки и технологий                                                                                                                                                               05.01.1975

Соглашение о рабочей силе и социальном обеспечении                                                                                                                                                                   05.01.1975

Соглашение о партнерстве по морскому и морскому транспорту                                                                                                                                                     30.05.1975

Двустороннее соглашение об авиации                                                                                                                                                                                                        11.08.1975

Соглашение о торгово-финансовом партнерстве                                                                                                                                                                                     02.05.1978

Протокол о партнерстве в области финансов, промышленности

и сельского хозяйства                                                                                                                                                                                                                                           27.06.1981

Протокол о торговом партнерстве                                                                                                                                                                                                                    27. 06.1981

Соглашение об осуществлении Конвенции

о социальном обеспечении от 13 сентября 1984 г.                                                                                                                                                                                       09.08.1985

 

После заключения этих соглашений объем торговли между двумя странами быстро увеличился, и было создано несколько совместных проектов и компаний. Например, Турецко-арабский банк был основан в 1978 году в Стамбуле и предоставлял кредиты многим организациям, таким как Центральный банк Турции, Turkish Airlines, Сельскохозяйственный банк. Среди соглашений одним из приоритетов была организация работы турецких подрядчиков, в 1978 году ливийская сторона объявила, что Джамахирии нужны, как минимум, 650 000 турецких рабочих. Эта амбициозная цель никогда не была достигнута, однако, за те годы число турецких рабочих в Ливии значительно увеличилось. К концу 1976 года число турецких рабочих в Ливии достигли 60 000 человек.

Министерство сельского хозяйства Турции заявило в 1984 году, что в Ливии работало 120 000 турецких гастарбайтеров, которые трудились в 150 турецких компаниях. Ливия заняла второе место после Германии по количеству турецкой рабочей силы за рубежом. Позволим здесь себе ремарку: некоторые эксперты апеллируют к истории советского присутствия в той или иной стране, зачастую выставляя ее как идеологизированную и лишенную коммерческой составляющей, тогда как нынешнее российское, даже не присутствие, а попытки организации такового, преподносятся ими, как прагматичные и с глубоким долгоиграющим подтекстом. Применительно к Ливии, максимальное число советских граждан, работавших в Джамахирии по состоянию на 1990 год составляло 4 500 человек, почти все из которых были военными советниками. Несколько сот специалистов других специальностей, нефтяников, геологов, докторов, строителей, не идут ни в какое сравнение не то что с турками, итальянцами, немцами, поляками корейцами, чехословаками, югославами, но даже с северокорейцами и вьетнамцами, последних насчитывалось около 20 000 человек. Число граждан РФ, находящихся в настоящее время в «обеих Ливиях», подчеркнем, на легальных основаниях, российских предприятий, действующих, или зарегистрированных в Ливии стремится к, или равно нулю, так же как и объем внешнеэкономических связей. Что касается «коммерческой незрелости» советских внешнеторговых организаций, то напомним, что по линии ГКЭС СССР только оружия, военной техники и боеприпасов Ливия получила на сумму, варьирующуюся от 17 до 19 млрд долларов США, практически выплаченную полностью. Да, это равняется объему одного года итало-ливийского экономического сотрудничества, в его верхних показателях, но ничего похожего даже на десятую часть от этого, у нынешней РФ с Ливией не просматривается даже в среднесрочной перспективе. И причина этого банальна: в отличие от тех же Италии и Турции, РФ, в настоящее время, нечего предложить Ливии, кроме известных эпизодов, если и связанных с пользой для ее экономики, то весьма своеобразно.

Возвращаясь к Турции, в конце 1980-х годов турецко-ливийские отношения оказались под угрозой из-за изменения геополитики региона. Падение мировых цен на нефть и давление Запада на авторитарные режимы были двумя основными препятствиями, которые создавали проблемы для турецкого бизнеса в Ливии.  К 1985 г., например, долг Ливии турецким подрядчикам оценивался в 700-800 млн долларов, и, поскольку многие турецкие подрядчики, работавшие в Ливии в то время, были недостаточно капитализированы, они стали очень уязвимы, когда расчеты и платежи правительством М.Каддафи были отложены. В результате в 1985 г. турецкое правительство вмешалось, чтобы отрегулировать ситуацию со своими зарубежными подрядчиками после того, как проблемы оплаты с ливийской стороны привели к краху ряда мелких фирм, убедив М.Каддафи договориться об условиях использования ливийского экспорта нефти для погашения долгов турецким компаниям.

Несмотря на некоторые ежегодные колебания в 1990-х годах, показатели торговли показывают, что в экономических отношениях между двумя странами был относительно устойчивый, равновесный тренд. Основной причиной этих колебаний были введенные ООН санкции против Ливии в период с 1992 по 1999 год.  Однако стоит отметить, что торговый баланс был в пользу Ливии из-за преобладания в ее экспорте нефтепродуктов.

 

Экспорт-импорт Турции из Ливийской Джамахирии (млн долларов США)

1990   1991   1992   1993   1994   1995    1996   1997   1998   1999   2000    2001

Экспорт

221     237     247     240      179     238       244    187       96       140     96         67

Импорт

487     281     445     131      320     385       476    533      343      502    786       848

Объем

518      692    708     371      499     623       720    720      439      642     882      915

Источник: TUIK & Kologlu 2007

Как видно, уровень сотрудничества поддерживался вполне приличный, если учесть, что Ливия в эти годы находилась под международными санкциями.