- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: проблемы нефтеперерабатывающих заводов в Хайфе. Часть 5

 Государство планирует откупиться от владельцев НПЗ

Грандиозный проект по ликвидации всех нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий в зоне Хайфского залива имеет естественно своих сторонников и противников. Естественно главным инициатором ухода из района «самого загрязняющего предприятия» можно считать общественность района и муниципальные советы расположенные вокруг них. В последние  годы активно включились в эту борьбу  и Министерство экологии и Управление земельных ресурсов Израиля и Национальный экономический совет.

Противниками переноса, наравне с владельцами предприятий, также является и ряд государственных структур. В первую очередь это Министерство финансов, которое опасается потери государственных доходов от налогообложения топлива и экспорта топлива, который, по оценкам специалистов составляет процент от ВВП, а так же Министерство энергетики, которое опасается ущерба для экономии топлива и Министерство экономики, которое опасается снижения занятости в регионе и зависимости от импорта пластмассовых изделий.

Естественно, что каждый интересант и противник проекта регулярно выступает с какими-то собственными предложениями по решению данной проблемы. Как стало известно на днях Управление земельных ресурсов Израиля продвигает свой план по эвакуации нефтеперерабатывающих заводов и нефтехимических заводов в Хайфском заливе, мотивируя в основном тем, что на освободившихся местах может быть построено до 100 000 квартир. В этой связи было объявлено, что Bazan Group владеющая нефтеперерабатывающим заводом и предприятиями Carmel Olefins и Gadiv деятельность которых связана с полимерами имеет право на финансовую компенсацию в случаи освобождения территории.

В этой связи израильские власти рассматривают возможность предоставления Bazan Group (контролируемой «Израильской корпорацией» (32,99%), которую в свою очередь  контролирует Идан Офер) , прав на строительство в районе, который она освободит в районе Хайфского залива, в случаи если государство решит закрыть контролируемые ими нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия.

Этот шаг ( право на строительство), который в настоящее время разрабатывается Управлением земельных ресурсов Израиля, должен нейтрализовать выплату государственной компенсации Bazan Group в случае принятия решения о закрытии всех действующих там предприятий. Доходы от эвакуации будут отражены в возможности продать землю, арендовать или продать здания, которые будут возведены. В итоге вместо финансовой компенсации Bazan Group может иметь право на все территории под строительство, которые им же будут освобождены, а ведь речь здесь идет о почти 100 000 единиц жилья.

В данный момент возникает вопрос, а сколько реально стоит компенсация и почему государство собирается сделать такой подарок Bazan Group? Только ли это ради того, чтоб Bazan Group перестал бороться за заводы и по-доброму решил перенести их в другое место? Ответов пока нет.

На данный момент Управлением земельных ресурсов Израиля готовит свое решение по данному вопросу и надеется, что оно будет представлено на утверждение правительства в рамках краткосрочного бюджета. Согласно оценке, стоимость завода составила 1,7 млрд долларов (5,8 млрд шекелей). Согласно опубликованному отчету McKinsey, расчистка земли и маркетинг недвижимости для различных целей населения (торговля, жилье, офис) принесут от 7 до 20 млрд шекелей. Однако это цифры на период 2018 году, когда был написан данный отчет для  Национального экономического совета, сегодня эти цифры значительно выше.

Другими словами, Идан Офер может получить миллиарды шекелей на строительство зданий на земле, подлежащей расчистке. Важно подчеркнуть, что расчистка и очистка земель, а затем сбыт, как ожидается, займет не менее 7-10 лет.

Для справки.

 Идан Офер— израильский бизнесмен, самый богатый человек в Израиле ($6,5 миллиарда на март 2013 года), председатель Israel Corporation, основными активами которой  являются Oil Refineries (нефтепереработка), Zim Integrated Shipping Services (судовладельческий бизнес), Better Place (электромобили) и Israel Chemicals (химическая промышленность).

Различные чиновники, работающие над этим вопросом, редко говорят о нем, хотя никто не отрицает, что предложение находится на столе. Официальный псевдоним у проекта — «экономическая эвакуация», при этом тестируемая модель представляет собой эвакуацию объектов из различных частей страны. Другая возможность, которая кажется слабой, но все еще обсуждаемой, — это эвакуация лишь некоторых видов промышленности из районов Хайфского залива в южный регион в течение нескольких лет.

Однако самый большой вопрос, как владельцы Bazan Group отреагируют на такое предложение? Пока что  Bazan Group опубликовал в своих периодических отчетах, что государство «ставит на стол» возможность вывода предприятий, независимо от его вероятности.

Как сказано ранее в  отчете McKinsey ( см. Израиль: проблемы нефтеперерабатывающих заводов в Хайфе. Часть 5. От 20.06.20) , подготовленном по заказу Национального совета по экономике, площадь нефтеперерабатывающих заводов составляет около 1200 дунамов , где работают несколько компаний, и где трудиться около 5400 человек. Данные предприятия одни из самых проблематичных по мнению Министерства экологии. Так по состоянию на середину прошлого десятилетия, на нефтеперерабатывающий завод приходится до 30% загрязнения в Хайфском заливе. С другой стороны  данное предприятия производя  дизельное топливо и бензин, удерживает до 60% внутреннего рынка. Однако по сценарию Министерства энергетики и McKinsey к 2030 году спрос на данные виды топлива уменьшиться  на 25% -33%.

В тоже время чтобы избежать ненужных войн, между всеми интересантами как со стороны государственных структур, так и со стороны бизнеса в рассматриваемом проекте предлагается  назначить специального директора, который будет управлять всем мероприятием и находить решения для экономии топлива, трудоустройства тысяч людей, которым будет нанесен ущерб в случае закрытия НПЗ, решать вопросы потери государственных доходов от топлива и налогов на них, и, конечно же, стоимость затрат на комплексное перемещение.