- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (21-27 апреля 2008 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в зоне палестино-израильского конфликта и в Ираке. Безрезультатно завершился визит главы ПНА М. Аббаса в США – на переговорах с президентом Дж. Бушем не удалось достичь каких-либо подвижек в палестино-израильском мирном процессе. 22 апреля в Кувейте прошла третья международная конференция по Ираку. Ее участники заявили об уважении национального единства, суверенитета и территориальной целостности этой страны, осудили терроризм и насилие в Ираке.

Президент США Дж. Буш одобрил кандидатуру командующего американскими войсками в Ираке генерала Д. Петрэуса на пост нового главы Объединенного центрального командования ВС США. В случае утверждения генерала Сенатом Конгресса, он приступит к исполнению новых обязанностей в конце лета – начале осени 2008 г. Кандидатом на пост командующего иракской группировкой американских войск предложен генерал Р. Одьерно, бывший до февраля с. г. заместителем Д. Петрэуса в Ираке.

Афганистан, Индия, Пакистан и Туркмения 25 апреля подписали рамочное соглашение о строительстве трансафганского газопровода, кото-рый будет доставлять туркменский газ в Южную Азию. Строительство газопровода предполагается начать в 2010 г., а первые поставки газа – в 2015 г. В настоящее время Индия и Пакистан ведут переговоры с Ираном о строительстве газопровода, который должен доставлять иранский газ в эти страны.

Сложная, с заметными элементами напряженности сохраняется обстановка в зоне палестино-израильского конфликта. В ответ на продолжающиеся ракетные обстрелы и другие вооруженные вылазки боевиков палестинских экстремистских группировок ВС Израиля провели рейдовые операции на территории сектора Газа, а также нанесли авиационные удары по объектам экстремистов в анклаве. Вместе с тем, имеются жертвы и среди гражданского палестинского населения. Радикальное палестинское движение ХАМАС угрожает прорывом границ сектора с Египтом и Израилем с целью прекращения блокады анклава. В этой связи египетские и израильские силы безопасности в приграничных районах приведены в состояние повышенной боеготовности. Египтяне срочно перебрасывают к границе с сектором Газа дополнительные полицейские силы.

Глава ПНА М. Аббас в ходе своего визита в Вашингтон предупредил американскую администрацию, что разногласия между палестинцами и израильтянами «по-прежнему значительны». М. Аббас пессимистически оценил перспективы достижения хоть какого-нибудь соглашения с Из-раилем до конца текущего года. Главным же препятствием на пути продвижения переговорного процесса палестинский лидер считает продолжающееся расширение Израилем еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан.

Король Иордании Абдалла II, также находившийся на минувшей неделе в США, призвал президента Дж. Буша выработать временной гра-фик ведения переговоров по ближневосточному урегулированию, что, по его мнению, будет способствовать достижению палестино-израильского соглашения к январю 2009 г.

Движение ХАМАС заявило о согласии установить перемирие с Израилем сроком на полгода с возможным продлением. По мнению руководства исламистов, перемирие должно быть «обоюдным и одновременным» и сопровождаться снятием блокады с сектора Газа. В то же время глава ХАМАС Х. Машааль опроверг заявление бывшего президента США Дж. Картера о том, что движение готово признать Израиль. Израильские представители заявили об отказе принять предложение ХАМАС, т. к. считают его попыткой боевиков выиграть время для укрепления собственного военного потенциала.

Ближневосточное бюро ООН помощи палестинским беженцам и организации работ приостановило оказание гуманитарной помощи населе-нию сектора Газа из-за отсутствия в анклаве горючего. В настоящее время Израиль разрешает поставку топлива лишь для обеспечения работы электростанции в Газе.

Напряженная обстановка сохраняется в Ираке. В различных районах страны не прекращаются теракты, вооруженные нападения, другие насильственные действия. В багдадском районе Садр-Сити иракские правительственные силы при широком участии американских военных продолжали боевые действия против вооруженных отрядов «Армии Махди», возглавляемой радикальным шиитским лидером М. ас-Садром. Напряженная ситуация сохраняется в крупнейшем городе иракского севера Мосуле. В то же время, по заявлению властей, на минувшей неделе правительственные войска установили полный контроль над Басрой — крупнейшим городом на юге Ирака. Однако, как считают эксперты, здесь речь не идет о разгроме сил «Армии Махди», которые по приказу своего руководства ушли с улиц города. Сам же М. ас-Садр заявил, что его сторонники воюют не с иракским народом, не с иракскими армией и полицией, а с оккупационными (американскими) войсками.

Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики 25 апреля выдвинул четыре условия прекращения войсками и силами безопасности военных операций против боевиков «Армии Махди»: (1) боевики должны сдать властям все имеющееся у них «тяжелое и среднее оружие», (2) прекратить вмешиваться в дела государства, (3) освободить всех захваченных ими людей, (4) предоставить властям списки лиц, «вовлеченных в насилие». М. ас-Садр 27 апреля отверг эти требования.

В своем выступлении на международной конференции в Кувейте Н. аль-Малики в очередной раз обвинил арабские страны в отказе восстано-вить свои дипломатические представительства в Багдаде и призвал страны кредиторы (подразумевая под ними в первую очередь аравийские монар-хии) списать или сократить часть долгов Ираку. Однако «арабские братья», несмотря на эти призывы и прямое давление США, пока не спешат идти навстречу пожеланиям багдадского правительства.

На прошедшей неделе турецкие ВВС неоднократно наносили удары по объектам боевиков сепаратистской Курдской рабочей партии на терри-тории северного Ирака.

Пакистан заявил о готовности расширять сотрудничество с Афганистаном в борьбе с терроризмом. В то же время в Исламабаде подтверждают свою готовность начать переговоры с лидерами местного отделения движения «Талибан». По оценке ряда западных экспертов, в случае достижения перемирия боевики, действующие на пакистанской территории, получат возможность избежать опасной для них войны на два фронта и смогут значительно активизировать свои действия на афганской территории против войск международной коалиции и армии Афганистана. США выражают свою озабоченность возможностью проведения переговоров между Исламабадом и лидерами пакистанских талибов, однако представитель Евросоюза по внешней политике и безопасности Х. Солана поддержал намерение пакистанского правительства по налаживанию диалога с исламистами, но при этом выступил против пе-реговоров с «Аль-Каидой».

24 апреля лидер пакистанских талибов Б. Месхед приказал своим сторонникам прекратить нападения на пакистанских военных и полицию.

Пакистан вдвое (с 36 до 18) сократил количество приобретаемых в США истребителей F-16, что связано с ограниченными финансовыми воз-можностями страны. Также будут сокращены ассигнования на модернизацию самолетов этого типа, уже состоящих на вооружении пакистанских ВВС.

21 апреля Пакистан провел второе за последние несколько дней испытание баллистической ракеты «Шахин-2» («Хатф-6»). Пакистанские военные считают, что имеющиеся в их распоряжении ракеты способны доставить ядерный заряд в любую точку Индии, а также Ирана, Афганистана и Центральной Азии.

27 апреля в Кабуле террористы из движения «Талибан» предприняли неудавшуюся попытку покушения на президента Афганистана Х. Карзая.

По мнению Х. Карзая, ключевые решения о проведении военных операций на территории страны должно принимать афганское правитель-ство. Кроме того, Карзай подверг критике порядок и методы проведения американскими и британскими войсками боевых операций, особенно их «борьбу с терроризмом» в афганских деревнях.

Американские военные считают, что афганская национальная армия и полиция смогут обеспечивать безопасность и порядок на большей части территории страны к 2011 г., что позволит начать вывод коалиционных сил.

Председатель Комитета начальников штабов ВС США адмирал М. Муллен заявил 26 апреля, что Вашингтон готов пойти на военный кон-фликт с Ираном, хотя это и нежелательно для Соединенных Штатов. По утверждению адмирала, американской военной мощи хватит на то, чтобы подобным образом отреагировать на сложившуюся ситуацию. Вместе с тем, военачальник отметил, что война с Ираном вряд ли возможна в краткосрочной перспективе, т. к. это «не тот путь, по которому американцы хотели бы идти», предпочитая пока дипломатические методы и международное давление, в т. ч. финансовое. Считается, что заявление Муллена вызвано недавней информацией о значительном увеличении иранской помощи боевикам в Ираке.

Ранее, 22 апреля глава Пентагона Р. Гейтс заявил, что в Тегеране «одержимы идеей получения ядерного оружия», поэтому США «продолжают держать в своем столе военные варианты действий против Ирана», особенно принимая во внимание дестабилизирующую политику правящего в ИРИ режима и риски, связанные с будущей иранской ядерной угрозой.

25 апреля в Иране прошел второй тур выборов депутатов меджлиса (парламента). Как и в первом туре, победу одержали консервативные си-лы, поддерживающие президента страны М. Ахмадинежада. В новом составе меджлиса консерваторы будут иметь около 70 проц мест (200), сторонники реформаторских сил – 16 проц (50) и независимые депутаты – 14 проц (40).

На прошедшей неделе власти США предоставили информацию о том, что в Сирии с помощью северокорейских специалистов сооружался атомный реактор, якобы способный производить оружейный плутоний, но этот объект был уничтожен израильской авиацией в сентябре 2007 г. В Дамаске американскую информацию категорически отвергают, заявляя. Что разрушенный израильтянами объект не имел никакого отношения к ядерным исследованиям. Глава МАГАТЭ М. аль-Барадеи подверг Вашингтон критике за не предоставление агентству информации по сирийскому объекту, но заявил, что сотрудники МАГАТЭ тщательно проверят это сообщение.

26 апреля премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган посетил Дамаск. Главной темой его переговоров с президентом САР Б. Асадом было турец-кое посредничество в вопросе достижения мирного соглашения между Сирией и Израилем. По имеющейся информации, премьер-министр Израиля Э. Ольмерт через Эрдогана уже передал Асаду послание, в котором сообщил о готовности вернуть Сирии оккупированные Голанские высоты. Данная информация вызвала в Израиле «политический шторм», политики из различных партий обвиняют Ольмерта в «катастрофической ошибке».

На 13 мая назначен очередной (19-й) тур избрания нового президента Ливана. Между тем «Движение 14 марта», представляющее правящее парламентское и правительственное большинство, впервые после длительного перерыва выразило согласие на возобновление диалога с оппозицией, в т. ч. радикальным шиитским движением «Хизбалла», но при условии, что переговоры будут «продуктивными» и приведут к избранию нового главы государства. Одновременно представители правящего блока отказываются обсуждать состав будущего ливанского правительства.

Бахрейн 24 апреля подписал с НАТО соглашение об обмене разведывательной информацией по вопросам безопасности и борьбы с терроризмом.

Не прекращаются боевые действия в Сомали. 21 апреля исламистские боевики захватили еще два города. Бои между эфиопскими войсками и исламистскими боевиками продолжаются в столице страны Могадишо. Всего с начала 2008 г. в городе в результате боев и насилия погибли около 8 тыс. человек. Кроме того, в 2007-2008 гг. до 700 тыс. человек покинули Могадишо и его окрестности.

Приложение

Мавритания: проблемы обеспечения безопасности и стабильно-сти

Сложная обстановка в Магрибе и на западе Африки, рост террористической активности в регионе, наличие территориальных противоречий с соседними государствами, неурегулированность межэтнических отношений определяют приоритеты руководства Исламской Республики Мавритания (ИРМ) в области национальной безопасности. Необходимо также подчеркнуть, что ИРМ, являясь одной из наиболее слаборазвитых стран региона, не имеет заметного политического и влияния в Магрибе и Западной Африке.

Мавритания, обладая обширной территорией (1,031 млн кв. км) и протяженными границами (сухопутные – 5574 км, морские – 754 км), но, имея малочисленное население (ок. 3 млн чел.), слаборазвитую экономику, небольшую по численности (15,87 тыс. чел.), слабо подготовленную и плохо вооруженную армию, не в состоянии эффективно бороться с террористами, самостоятельно защищать себя от военного нападения или территориальных притязаний соседей.

Неурегулированность западносахарской проблемы продолжает оказывать негативное воздействие на Мавританию. Руководство ИРМ опасается, что в случае окончательного присоединения Западной Сахары к Марокко возможно активное проникновение сторонников Фронта ПОЛИСАРИО на территорию республики, т. к. народность заргауа, которая является преобладающей в Сахаре, этнически связана с народностью решбат, проживающей на севере Мавритании. Многие мавританцы имеют родственников среди приверженцев Фронта ПОЛИСАРИО. Переход племени зарагуа в ИРМ при неблагоприятном для него исходе возможного референдума в Западной Сахаре может привести к изменению баланса сил в ИРМ. К тому же военные силы Фронта по своей боевой мощи превосходят мавританскую армию.

Мавритания сохраняет недоверие к Марокко и его возможным претензиям на территорию республики. Так, мавританцев беспокоит близость к западносахарской границе жизненно важной для страны железной дороги, соединяющей месторождения железной руды в Тазадите с портом Нуадибу. Неурегулированным остается вопрос о принадлежности территории Гуэра — полуострова на крайнем юге Западной Сахары. Официальная граница разделяет его на две части — мавританскую и западносахарскую. По соглашению с Фронтом ПОЛИСАРИО Мавритания с 1979 г. занимает весь полуостров. Однако не исключено, что Марокко предъявит претензии на его западносахарскую часть. Потеря этой территории может подорвать нормальное функционирование главного экономического центра и порта страны — Нуадибу.

В отношении Алжира имеются опасения того, что в случае возобновления военных действий между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО мавританская территория вновь будет использоваться западносахарцами и их алжирскими союзниками. В настоящее время отдельные подразделения войск Фронта ПОЛИСАРИО продолжают находиться в северных районах республики.

На южном направлении у ИРМ существуют нерешенные проблемы с Мали и Сенегалом. Отсутствие точно установленных границ приводит к возникновению трений и конфликтных ситуаций, связанных с неконтролируемым перемещением кочевых племен и жителей приграничных районов. С Сенегалом периодические обострения отношений (1974-1978, 1989-1991 и 2000 гг.) происходили также на почве сложных этнорасовых отношений внутри каждого из государств. О полном урегулировании мавритано-сенегальских противоречий говорить пока рано. Однако возникновение крупномасштабного конфликта, тем более вооруженного, между двумя странами маловероятно.

Необходимо отметить, что, несмотря на существующие между Мавританией, Сенегалом и Мали разногласия, эти государства пытаются координировать действия своих правоохранительных органов в деле борьбы с терроризмом и бандитизмом в приграничных районах. В 2000 г. Мавритания и Мали договорились о проведении демаркации двусторонней границы. Более того, в последние годы Мавритания и ее западноафриканские соседи предприняли ряд важных шагов по укреплению мер доверия и безопасности, что должно способствовать укреплению стабильности в регионе. Тем не менее, наличие спорных пограничных и иных проблем не исключает рецидивов возникновения конфликтных ситуаций в отношениях между отдельными странами.

С 1995 г. по инициативе НАТО Мавритания, наряду с Марокко, Египтом, Тунисом, Израилем, Иорданией и Алжиром, является участницей совместного диалога, в ходе которого обсуждаются возможности налаживания сотрудничества между Североатлантическим союзом и указанными государствами. НАТО оказывает помощь в развитии национальных ВС. С США в рамках «Транссахарской антитеррористической инициативы» налажено сотрудничество в борьбе с терроризмом, который на сегодняшний день представляет одну из главных угроз национальной безопасности республики, существенно препятствует продвижению демократических процессов и экономическому развитию ИРМ.

Боеспособность национальных ВС, уровень боевой и технической подготовки личного состава находятся на низком уровне. Армия испытывает значительные трудности в вопросах поддержания в технически исправном состоянии вооружения и военной техники. Практически отсутствует ремонтная база. Воинские подразделения часто задействуются в работах по строительству дорог, борьбе с саранчой и др. В целом на сегодняшний день и на обозримую перспективу мавританские вооруженные силы в состоянии выполнять лишь задачи по обеспечению внутренней безопасности. В лучшем случае, они смогут также решать оборонительные боевые задачи в пограничном конфликте ограниченного масштаба.

В августе 2005 г. в Мавритании произошел государственный переворот. Президент М. Тайя был свергнут, а власть перешла в руки Военного совета за справедливость и демократию (ВССД). Бывший режим всячески препятствовал деятельности оппозиционных сил, активно используя при этом лозунг борьбы с радикальными исламистами и терроризмом. В конце 2006 – начале 2007 г. в Мавритании прошли парламентские и президентские выборы,

Мавритания, относящаяся к числу наиболее бедных и наименее развитых стран мира, остро нуждается в политическом, экономическом и социальном реформировании. В то же время в ИРМ очень сильны консервативные традиции и обычаи, племенные и клановые связи, но очень слабо развиты институты гражданского общества. Почти половина населения республики живет в нищете, а более трети трудоспособных мавританцев не имеют работы. Страна лишь на 30 проц обеспечивает себя продовольствием. Экономический рост в 2007 г. составил всего 0,9 проц. Надежды властей на быстрый подъем экономики в связи с обнаружением в ИРМ запасов нефти не оправдались: иностранные компании заявили, что оценка нефтяных месторождений была завышенной. Сейчас упор делается на стабильное получение иностранной помощи. В декабре 2007 г. на конференции стран-спонсоров в Париже ИРМ обещали выделить сумму в 2,1 млрд долларов.

К факторам, создающим угрозу внутриполитической стабильности в Мавритании, следует отнести неурегулированность отношений между арабо-береберами и негроидами. Периодически они приводят к конфликтам на этнорасовой почве. В 2008 г. начался процесс возвращения в страну беженцев из числа негроидного населения, покинувших ИРМ во время событий 1989-1991 гг. Сейчас перед правительством стоит сложный вопрос об их реинтеграции в мавританское общество. Потенциальная угроза внутриполитической стабильности исходит из возрастающей активности местных исламских фундаменталистов. Опасность для безопасности государства представляют также периодические обострения межплеменных и межклановых противоречий. Отмечается активизация сторонников бывшего президента М. Тайи.

Таким образом, ситуация в Мавритании остается сложной. Неконсолидированное, с устойчивыми консервативными традициями общество, нищее и неграмотное население, пребывающая в глубоком упадке экономика, неэффективная система управления не позволяют стране стабильно, поступательно идти по пути прогресса, укреплять национальную государственность, развивать демократические тенденции в общественно-политическом развитии.