- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Пакистан в планах НАТО

На прошедшем в начале апреля в Бухаресте саммите НАТО одним из основных вопросов, наряду с расширением членства в северо-атлантическом блоке, размещением ПРО и ситуацией вокруг Косово, обсуждался ход военной операции коалиционных сил в Афганистане. Развернутая после атаки террористами башен-близнецов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. глобальная антитеррористическая компания, с годами лишь набирает обороты. На сегодняшний день военный контингент сил НАТО в Афганистане насчитывает уже 47 000 военнослужащих из 40 стран.

Встреча в Румынии и последовавшие события выявили новые тенденции в антитеррористической компании альянса сил НАТО в Афганистане:

— необходимость усиления военной операции в Афганистане;

— определение Пакистана возможным объектом дислокации военной группировки США для отражения атак боевиков движения Талибан и «Аль-Каиды»(1);

— подключение России к инфраструктурной составляющей антитеррористической компании.

Вслед за кризисом в руководстве военной операции, отмеченный в конце 2007 г. – начале 2008 г., альянс переживает этап вдохновения и подъема. В марте 2008 г. парламент Канады после горячих дебатов все же проголосовал за дальнейшее присутствие своих вооруженных сил в Афганистане, но при условии направления дополнительных военных сил США в южные провинции Афганистана(2).

Франция в конце марта 2008 г. высказалась за присоединение к новому Европейскому оборонительному договору и о намерении дополнительно направить в Афганистан 800 французских военнослужащих в составе коалиционных сил НАТО.

В ходе работы саммита министр обороны США Роберт Гейтс заявил о намерении Вашингтона направить дополнительное количество солдат. В целом в 2008 г. планируется направить в Афганистан десятитысячный контингент. И президент США Дж.Буш объяснил подобное поведение альянса предельно просто: «Если мы не победим терроризмом в Афганистане, мы столкнемся с ним на нашей земле».

Линию на дальнейшую борьбу с терроризмом на саммите подчеркнул и Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, — «международные силы будут находиться в Афганистане с целью «обеспечения мира, безопасности, и их действия будут направлены на дальнейшее развитие разрушенной страны». В целом многие политологи полагают, что военная компания сил альянса в Афганистане продлится двадцать — двадцать пять лет.

Одной из составляющих успешной военной компании в Афганистане коалиционные силы, и в частности США, считают позицию Пакистана.

Сложившиеся взаимоотношения США с генералом-президентом П.Мушаррафом с конца сентября 2001 г. по 2008 г. в целом отвечали поставленным целям. Исламабад признан ключевым союзником в борьбе с международным терроризмом. Во-первых, Пакистан силами своих военных подразделений проводит военную операцию в пограничной с Афганистаном долине Сват и отдельных районах зоны пуштунских племен в Северо-Западной пограничной провинции; во-вторых, Пакистан в рассматриваемый период стал одним из главных заказчиков продукции военно-промышленного комплекса США; в-третьих, Пакистан сам получает значительную финансовую помощь от США по различных каналам на военные, социальные и образовательные нужды. Многие эксперты затрудняются назвать конкретную цифру, по косвенным данным она в целом составляет от 11 до 20 миллиардов долларов. Помощь носит адресный характер, не затрагивая крайне важные инфраструктурные или экономические проекты.

В то же время со своей стороны Пакистан на протяжении всех лет выдвигает и отстаивает ряд условий как США, так и альянсу в целом: Исламабад во-первых, категорически не разрешает ведение каких-либо военных операций сил коалиции на территории своего государства, а во-вторых, запрещает инспекцию государственных ядерных объектов международными наблюдателями.

Определенная несговорчивость Исламабада, алогичность с точки зрения западного менталитета поведение военно-гражданской администрации генерала-президента П.Мушаррафа, и те мощные долларовые ресурсы, которые закачиваются в страну, представляют Пакистан с точки зрения военных НАТО как страну «непредсказуемую. Степень непредсказуемости еще более возросла после проведения всеобщих парламентских выборов 18 февраля 2008 г. и формирования нового коалиционного правительства страны, основу которого составили оппозиционные президенту П.Мушаррафу силы.

Возможность изменения курса новым кабинетом министром Пакистана в вопросе борьбы с терроризмом противоречат планам США. Частые визиты в последнее время официальных представителей Белого дома в Исламабад, в частности, заместителя госсекретаря Дж.Негропонте и помощника госсекретаря Р.Баучера, говорят о крайней озабоченности Вашингтона курсом, который изберет новая правящая коалиция, в то время, когда «стратегия нового коалиционного правительства «направлена на договоренности с боевиками Талибан и «Аль-Каиды» и размежевание по данному вопросу во взаимоотношениях с Вашингтоном».

Со своей стороны многие пакистанцы сходятся во мнении, что США стремятся оказать определение давление на «новый» Исламабад с тем, чтобы заставить следовать той же тактике борьбы против международного терроризма, которая была начата еще генералом-президентом П.Мушаррафом вскоре после атаки террористами башен-близнецов в Нью-Йорке в сентябре 2001 г.

Первостепенное внимание нового кабинета министров к вопросам терроризма продиктовано не только стремлением эффективного его решения, но и позицией Вашингтона, который бесспорно уже оказал определенное давление на Исламабад.

Не успев коалиционное правительство Пакистана принять присягу 31 марта 2008 г., как на следующий день было назначено первое заседание. И одним из основных пунктов повестки дня был вопрос о борьбе с терроризмом. Генерал Ашфаг Первез Кияни/Ashfaq Parvez Kayani, назначенный на должность начальника штаба сухопутных сил 28 ноября 2007 г., предоставил парламентариям исчерпывающую информацию. Обсуждались вопросы «дислокации пакистанских войск вдоль границы с Афганистаном, зоне пуштунских племен; эффективность их борьбы с терроризмом, методы освобождения иностранных и местных граждан в районах временного нарушения закона и порядка» и т.д(3).

Со своей стороны недавно назначенный министр обороны Пакистана Чоудхри Ахмед Мухтар/ Chaudhry Ahmed Mukhtar подтвердил заинтересованность правительства в стабилизации обстановки в зоне пуштунских племен и в целом нормализации ситуации в долине Сват. Но для эффективной борьбы с терроризмом с его точки зрения необходим «всеобъемлющий стратегический подход, в основу которого должны быть положены политическая и экономическая составляющие при одновременной военной поддержке»(4).

Осознавая важность борьбы с международным терроризмом на территории Пакистана, новый кабинет министров продемонстрировал преемственность и в вопросе проведения военных операций коалиционных сил НАТО на пограничных с Афганистаном территориях Пакистана. Исламабад и ранее призывал США отказаться от высказываний о проведении прямых военных действий сил альянса в зоне пуштунских племен на территории Северо-западной пограничной провинции.

Как и в прошлые годы «новый» Исламабад резко отреагировал на заявления сил альянса о возможности военной операции на территории своего государства. Правительству США также было заявлено, что «любое одностороннее действие может нарушить и затруднить борьбу против терроризма». «Подобные действия могут быть безответственными и опасными. Если какая-либо страна имеет особенные разведданные, она должна связаться с нами, и наши силы безопасности предпримут необходимые шаги», — заявил пресс-секретарь МИД Пакистана М.Садиг/ Mohammad Sadiq(5).

В целом Пакистан и сегодня стремится избежать во-первых, создания на своей территории «особого района нахождения террористов и перегруппировки их во внутренние районах страны; во-вторых, ведения какими-либо силами НАТО военных операций в зоне пуштунских племен; в третьих, вмешательства во внутренние дела нового кабинета министров Северо-Западной пограничной провинции.

На недавних парламентских выборах (18 февраля 2008г.) после пяти лет забвения победу в провинции одержала старейшая в регионе пуштунская политическая партия Национальная народная партия, которая и создала с ведущей в стране Пакистанской народной партией коалиционное правительство. Прежний правящий альянс шести праворелигиозных партий «Муттахида маджлис-е-амаль»/ММА., победивший на антиамериканской волне в выборах 2002 г. в СЗПП и Белуджистане впервые в истории Пакистана (2002 — 2007 гг.) взял контроль над двумя «неспокойными» провинциями страны и был тесно связан с движением Талибан.

Разработав план действий «по удержанию» Пакистана в рамках широкомасштабных действий в борьбе с терроризмом в заокеанских территориях, НАТО:

— во-первых, стремится к прямым переговорам с новым правительством Пакистана. «Контакты между военными превосходные, но мне нужен политический диалог с Пакистаном, так как нестабильность в стране порождает нестабильность в Афганистане», заявил генеральный секретарь альянса Яап де Хооп Схеффер, который намерен лично посетить Исламабад в ближайшее время;

— во-вторых, планирует созвать международную конференцию под эгидой ООН с приглашением всех пограничных с Афганистаном стран и заинтересованных сторон(6);

— в-третьих, США в целом крайне заинтересованы в присутствии на территории Пакистана как стратегических воротах и в Центральную Азию, так и в Китай.

Одной из отличительных особенностей саммита НАТО в Бухаресте – подключение России к инфраструктурной составляющей компании в борьбе против международного терроризма.

В рамках саммита Россия — НАТО в Бухаресте, вопреки нежеланиям США, Россия и НАТО подписали договоренности о наземном транзите по территории Российской Федерации, Казахстана и Узбекистана невоенных грузов, главным образом гуманитарных, для тылового обеспечения Международных сил по содействию безопасности в Афганистане/ ИСАФ. Речь идет о поставке продовольствия, запасных частей, топлива и транспортных механизмов.

Экономическая составляющая подобных договоренностей очевидна. Часть грузов для коалиционных сил НАТО в Афганистане сначала поступает морем в порт Карачи, затем проходит через всю страну и поднимается в горные районы СЗПП для дальнейшей транспортировки в Афганистан. В Пакистане, где практически отсутствуют грузовые железнодорожные перевозки в силу ряда объективных и субъективных причин, до 80% всех грузов перевозится автомобильным транспортом. Местная логистика являются исключительно дорогими, учитывая, с одной стороны, галопирующие цены на бензин, а с другой стороны, постоянные перебои с его поставками. Каждый литр топлива уже на границе Пакистана с Афганистаном становится золотым, а в пункте назначения — платиновым. Поэтому вхождение России на рынок тылового обеспечения ИСАФ экономически оправдан.

Подписанные договоренности можно рассматривать как первый шаг сотрудничества Москвы и военного блока Запада в антитеррористической компании в Афганистане. Разрешение Казахстаном и Узбекистаном пропуск по своей территории гуманитарных грузов для ИСАФ уже удлиняет список стран-участниц. Учитывая, что и Россия, и Казахстан, и Узбекистан являются членами Шанхайской организации сотрудничества/ ШОС, то в перспективе можно ожидать новых инициатив, которые будут продиктованы, «непредсказуемостью претензий НАТО на глобальную роль в сфере безопасности, и его выходом за пределы зоны своей географической ответственности».

Спустя несколько дней после саммита в Бухаресте, выступая по случаю пятой годовщины антитеррористической компании и ввода американских войск в Ирак, президент США Дж.Буш четко определил Пакистан следующим объектом возможной военной операции сил НАТО. В интервью ABC News, он охарактеризовал «зону племен, расположенной вдоль афгано-пакистанской границы как наиболее опасный район в мире… «Аль-Каида» нашла себе безопасное пристанище там и замышляет атаки против Соединенных Штатов». Отвечая на вопрос, в случае если следующие 9/11 придут из региона, охватывающий Афганистан и Пакистан, почему он не направил еще больше войск в Афганистан, Дж. Буш ответил: «потому что они («Аль-Каида»-авт.) не в Афганистане. Они с корнем вырваны из Афганистана…угроза исходит от элементов «Аль-Каиды», нашедших убежите в Пакистане…»(7).

Недавнее покушение на жизнь президента Афганистана Х.Карзая, выступившего с резкой критикой военной компании НАТО на территории его страны, внесет определенные коррективы, как полагают многие политологи, в стратегию ИСАФ в регионе в целом.

1) ABC News 11.04.08

2) BBC 03.04.08

3) Dawn 03.04.08

4) Dawn 02.04.08

5) Dawn 03.04.08

6) Dawn 03.04.08

7) ABC News 11.04.08, Dawn 13.04.08