- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турецко-ливийские экономические отношения на современном этапе. Часть 2

В целом, до падения режима М.Каддафи общие торговые отношения между двумя странами имели устойчивую положительную тенденцию в течение четырех десятилетий. Хотя, в 1990-х годах совокупный объем торговли сократился по сравнению с 1980-ми годами, в последующее десятилетие, он почти утроился с 5,932 до 15,706 млрд долларов США.

Что еще более важно, несмотря на политические потрясения в стране, приведшие к свержению и падению Муаммара Каддафи и затем, в ходе последовавших перманентных разборок «революционеров», приведших к нынешнему плачевному состоянию ливийской государственности, объем торговли между Турцией и Ливией в 2000-х годах существенно не изменился. По сравнению с первым десятилетием 2000-х годов, во втором десятилетии объем торговли возрос и его наполнение выросло, увеличившись на 1,138 млрд долларов и достигнув 16,844 млрд. Появились новые торговые группы: минеральные масла, метиловый спирт и удобрения.

С точки зрения товарной номенклатуры, турецкий экспорт в Ливию включает ювелирные изделия, текстиль, мебель, лекарства, ковры, цемент и другие строительные материалы, в то время как основной ливийский экспорт в Турцию представлен сырой нефтью и сжиженным газом, золотом, металлоломом, алюминием и был последовательно смещен в пользу Ливии. Однако, после 2007 года эта тенденция начала смещаться в пользу Турции. Например, хотя общий объем торговли между двумя странами составил 2,786 млрд долларов, Турция столкнулась с дисбалансом торговли в 180 млн долларов в 2006 году. В следующем году объем торговли снизился до 1,043 млрд долларов, однако сальдо счета Турции с Ливией изменилось с десятилетий отрицательного к профициту. Основной причиной этого столь резкого изменения было то, что правительство Турции в 2007 году выбрало политику диверсификации импорта энергоносителей, такую ​​как увеличение доли импорта нефти из России, что значительно сократило импорт нефти из Ливии (EPDK 2007, p. 8). Как видно, турецкое руководство и тогда, и сейчас предпочитает, как раз прагматичный, а не политизированный подход к такому важному моменту, как обеспечение экономики энергоносителями. Выгоднее стало покупать нефть не в Ливии, а в РФ, пожалуйста, выгоднее стало покупать сжиженный газ у Катара и Алжира, а не у «Газпрома» — происходит переориентирование на нового поставщика в полном соответствии с постулатами свободного рынка.

На сегодняшний день основой ливийско-турецких экономических отношений является гражданское и промышленное строительство. Строительный сектор занимает особое место в турецко-ливийских торговых отношениях. Ливия является одной из первых стран, где турецкие подрядчики стали активно работать за рубежом. Начиная с 1970-х годов, Турция приобрела значительное присутствие в ливийской строительной отрасли. Как сообщалось в предыдущей части, специальные торговые соглашения, подписанные обеими странами в конце 1970-х годов, не остались очередной формальной бумагой по итогам очередного заседания межправкомиссии, а послужили реальной основой для этого развития. Ливия стала вторым по величине рынком для турецких подрядчиков после России. Несмотря на колебания в течение 1980-х годов, турецко-ливийское сотрудничество в строительной отрасли установило рекорд по объему торговли, который в 1993 году (в разгар санкционного периода против Джамахирии, когда СССР в нарушение всех подписанных им договоров, в одностороннем порядке, свернул все сотрудничество с Ливией –авт.) составил 14,5 млрд долл. США. Это был самый высокий объем, обеспеченный турецкими строительными компаниями в другой стране (Kologlu, 2007). Как хорошо известно, наибольшая доля строительного бизнеса Турции за рубежом, в период с 1972 по 2010 год приходилась на РФ, где турецкие фирмы завершили контракты на 34,132 млрд долларов, что составляет 24% от всех выполненных работ. За ней следует Ливия с 26,427 млрд долларов и, соответственно, с 19%, затем — Туркменистан с 21,197 млрд долларов и 15%. Можно упомянуть, что присутствие РФ на ливийском строительном рынке при М.Каддафи, свелось к попыткам структур А.Абрамяна и группы компаний «Бородино», приватизировавшей к тому времени «Зарубежстрой», заключить контракты на, даже не на строительство, а на модернизацию инфраструктуры, ремонт сетей ЖКХ, в основном, в Триполи. Ничем конкретным эта деятельность не закончилась, так же как и попытки ряда частных компаний получить отдельные мини-подряды.

Когда в 2011 году в Ливии начался мятеж против режима Каддафи, 12% от всех строительных контрактов, которые турецкие фирмы имели за границей на общую сумму 2,460 млрд долларов, приходилось на эту страну. Однако, строительные площадки некоторых из этих проектов были серьезно повреждены во время боевых действий, или работы на них были приостановлены из-за возникших финансовых проблем. Чтобы подготовить эффективный план координации действий по реагированию на возникающий конфликт в Ливии и его влияние на проекты, осуществляемые турецкими компаниями, Министерство торговли Турции сразу после февральских событий 2011 года, организовало «Оценочную встречу по Ливии». Высокопоставленные чиновники, представлявшие Министерство иностранных дел, Ассамблею экспортеров Турции (TIM) и Совет по внешнеэкономическим связям Турции (DEIK), а также представители турецких компаний, работающих в Ливии, собрались для обсуждения ситуации. В ходе встречи Зафер Каглайян, тогдашний министр торговли Турции, заявил, что турецкие компании имеют в Ливии проектов на сумму в около  15,3 млрд долларов. Он также сообщил, что порядка 200 турецких фирм осуществляют свыше 214 проектов на более чем 100 строительных площадках. В частности, только в восточноливийских городах Тобрук, Бенгази и Дерна действовали 28 турецких компаний, работающих в 31 проекте на общую сумму 3 млрд долларов США. Нам не приходилось слышать, что бы подрядчики из РФ, или ОАЭ, или Египта ранее работали, или хоть раз высказывали желание работать на гражданском строительстве в этих городах и в этой части Ливии.

Кроме того, из приведенного ниже списка, следует, что в таких городах, как Триполи, Бенгази и Дерна, 14 из 24 строительных площадок, которые эксплуатировались турецкими подрядчиками, были серьезно повреждены из-за боевых действий, в результате обстрелов и пожаров, организованных проправительственными силами и мятежниками (Ergan & Kuburlu, 2011). Председатель Делового совета Турция-Ливия, Музаффер Аксой в переписке с Всемирным исследовательским центром TRT отметил, что, поскольку многие из этих проектов находятся на стадии завершения, турецким компаниям пришлось покинуть страну, не взыскивая дебиторскую задолженность. Они также оставили в Ливии оборудование на сумму 500 млн долларов (М.Аксой, личное сообщение, 14 мая 2019 г.). Например, турецкий подрядчик Mesa Construction Ltd лишился на 200 млн долл. США строительных площадок для университетов, шесть строительных площадок Arsel Construction были разграблены, а строительная площадка Ozaltin Holding, которая осуществила инфраструктурные проекты на сумму 1 млрд долларов США, была сожжена дотла. Турция пришлось предпринять самую крупную эвакуацию в своей истории, когда в 2011 году усилиями внешних спонсоров в Ливии вспыхнуло насилие. В то время в стране находилось около 25 000 турецких рабочих и инженеров, и почти все эти рабочие были эвакуированы в конце февраля 2011 года (Reuters, 2011)

Перечень турецких строительных компаний, чье имущество и объекты пострадали, были частично уничтожены и разграблены в ходе гражданской войны и иностранной военной интервенции в Ливии в 2011 году.

  1. Arsel Construction Company Limited
  2. MRA Construction Company Limited
  3. Aska Construction Company Limited
  4. NA Construction Company Limited
  5. Qukurova Construction Company Limited
  6. Ozaltin
  7. Enka
  8. Ustay Construction Company Limited
  9. Mas Construction Company Limited
  10. System Construction Company Limited
  11. Mesa Construction Company Limited
  12. STFA
  13. MNG Construction Company Limited
  14. Tekfen

31 января 2019 года в Стамбуле была проведена совместная рабочая группа по контактам между Турцией и Ливией, чтобы оживить экономические отношения между двумя странами. Совещание группы было организовано совместно, министром торговли Турции Рухсаром Пекджаном и министром планирования ПНС Тахером аль-Джехайми. Заседание группы прошло под их руководством, а главной темой на встрече стало начало диалога между двумя странами для обеспечения правовой платформы, чтобы турецкие компании могли продолжить работу над своими незаконченными проектами в Ливии.

На этой встрече присутствовали почти все основные заинтересованные стороны в торговле между двумя странами. К ним относятся Ассоциация подрядчиков Турции, DElK, Деловой совет Турции и Ливии, Ассоциация банков Турции (TBB), Ассоциация подрядчиков, занимающихся бизнесом в Ливии, а также представители администраций работодателей, осуществляющих проекты в области инфраструктуры и строительства в Ливии, агентства по обеспечению выполнения проектов в области инфраструктуры и транспорта, Ливийское государственное контрольное управление и Организация по развитию административных центров (ODAC). В конце встречи между двумя странами был подписан меморандум о взаимопонимании и было отмечено, что он признается в качестве основы для консенсуса в отношении того, как фирмы и работодатели незаконченных проектов турецких компаний в Ливии должны продолжать свои диалог.

Согласно докладу Daily Sabah Business, председатель Турецкой ассоциации подрядчиков Митат Йенигун заявил на этом заседании, что Меморандум о взаимопонимании представил новую дорожную карту по решению давних проблем турецких подрядчиков в течение трех месяцев. Из-за внутренних беспорядков в Ливии, операции турецких фирм были значительно затронуты. В письменном заявлении, опубликованном после конференции, указывалось, что общий объем незавершенных проектов турецких фирм составляет 19(!) млрд долларов, в то время как непогашенная начисленная дебиторская задолженность составляет 1 млрд долларов, залоговая сумма — 1,7 млрд долларов, а прочие потери — около 1,3 млрд долларов (Daily Sabah Business, 2019). Тем не менее, М.Йенигун добавил в отношении подписанного Меморандума о взаимопонимании: «Мы считаем, что эта работа станет важным шагом к решению наших давних проблем», несмотря на продолжающийся конфликт.

Представляется обоснованным, когда у вас в стране имеются активы, пассивы, незавершенные проекты, незаконченные расчеты на десятки миллиардов долларов, государство может и должно предпринимать усилия по их защите, возобновлению работ, созданию условий для этого, что и составляет основу действий Турции в Ливии, вытекающих, повторим свою мысль, не из геополитических амбиций и мечты возродить Османскую Империю, как таковых, а из имеющегося накопленного потенциала, интересов турецкого бизнеса, традиций и сформированного бизнес-пространства, культуры и этики делового общения. Насчитывающих к тому же даже не десятки, а сотни лет, и невзирая на форму общественно-политического строя в Турции или в Ливии.