- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Судане и Южном Судане: май 2020 г.

4 мая МИД Судана сообщил, что США дали согласие на направление в Вашингтон суданского посла, первого за последние 22 года. В коммюнике ведомства отмечалось, что «получено согласие правительства США на назначение Нуреддина Сати на пост чрезвычайного и полномочного посла Судана» в Вашингтоне. С 1998 г. интересы Судана в США были представлены на уровне временного поверенного.

В начале декабря 2019 г. в ходе визита в Вашингтон премьер-министра Судана Абдаллы Хамдока госсекретарь США Майк Помпео объявил о назначении американского посла в Хартуме.

Дипломатические отношения между двумя странами не прерывались, однако в последние 30 лет были на самом низком уровне. В 2017 г. США отменили экономические санкции против Судана, однако он остается в американском «черном списке» стран, поддерживающих международный терроризм. Последнее обстоятельство препятствует иностранным инвестициям в экономику Судана.

Про Н.Сати известно, что он – карьерный дипломат. Работал в Париже и в ООН, где курировал миротворческие миссии в ДРК и Руанде.

7 мая канцелярия премьер-министра Судана А.Хамдока сообщила о гибели 30 человек в межобщинных столкновениях в штате Южный Дарфур.   В коммюнике отмечалось, что «губернатор Южного Дарфура представил детальный доклад о ситуации в провинции, сообщив, что в межплеменных столкновениях погибли 30 человек».

«Я выражаю соболезнования родственникам погибших и призываю к строгому соблюдению законов с тем, чтобы подобного рода инциденты не повторялись», — написал А.Хамдок на своей странице в Твиттере.

Столкновения имели место между членами арабского племени ар-разикат и негритянского племени аль-фалата после инцидента с кражей скота. Они развернулись в 80 км к юго-востоку от г.Ниала, столицы штата Южный Дарфур. Чтобы прекратить столкновения, в этом районе были развернуты суданские военные.

Напряженность между арабскими и негритянскими племенами в Дарфуре ведет отсчет с 2003 г. Именно тогда возникло повстанческое движение этнических меньшинств, посчитавших, что они подвергаются дискриминации со стороны арабского по сути режима Омара аль-Башира, низложенного в апреле 2019 г.

По данным ООН, гражданская война в Дарфуре привела к гибели по меньшей мере 300 тысяч человек, 2,5 млн человек стали беженцами.

В феврале с.г. новый власти Судана, призванные обеспечить переход к гражданскому правлению, решили выдать О.аль-Башира Международному уголовному суду (МУС). МУС с 2009 г. обвиняет последнего в геноциде, военных преступлениях и преступлениях против человечности в Дарфуре.

Про аналогичный инцидент, на этот раз – на юге Судана в штате Южный Кордофан, стало известно 13 мая. Столкновения прошли в столице штата г.Кадугли. Там погибли по меньшей мере 26 человек, до 20 получили ранения.

17 мая суданские военные сообщили о гибели двух человек, которые в нарушение установленного для борьбы с коронавирусом полного запрета на перемещения попытались преодолеть один из блок-постов в Хартуме. Они были убиты солдатами, открывшими огонь на поражение по транспортному средству, на котором перемещались нарушители. Перед открытием огня солдаты неоднократно предупреждали нарушителей об этом.

Изначально суданские власти из-за коронавируса ввели круглосуточный комендантский час в Хартуме на три недели начиная с 18 апреля. Затем он был продлен еще на 10 дней. В Хартуме и его городе – спутнике Омдурмане проживают свыше 5 млн человек. По состоянию на 17 мая в Судане были зафиксированы 2289 заболевших коронавирусом, 97из них умерли.

27 мая суданские власти сообщили, что трое близких сподвижников бывшего президента Судана О.аль-Башира заразились коронавирусом в тюрьме «Кобер» в Хартуме. Али Осман Таха, Ахмед Мухаммед Харун и Абдельрахим Мухаммед Хусейн в ожидании суда оказались в тюрьме после низложения О.аль-Башира в апреле 2019 г. Все трое занимали различные высокие посты при прежнем режиме. Второй и третий разыскиваются МУС в связи с их ролью в конфликте в Дарфуре. Оба они также занимали высокие посты в правившей ранее Партии национального конгресса. После заражения Таха и Харун были доставлены в один из центров изоляции в Хартуме, Хусейн – в одну из больниц в Омдурмане.

К тому дню в Судане были зафиксированы 4146 заболевших коронавирусом, 184 из них умерли.

В Южном Судане 14 мая официально была зафиксирована первая смерть от коронавируса человека «высокого ранга». Он скончался в военном госпитале. К этой дате гуманитарные организации забили в набат по поводу распространения инфекции в перенасыщенных лагерях беженцев, находящихся под защитой ООН. Первый случай инфицирования в Южном Судане был зафиксирован 5 апреля. К 14 мая их было уже 231.

18 мая кабинет вице-президента Южного Судана и бывшего главы повстанцев Риека Машара сообщил о позитивном тесте на коронавирус у последнего и об его изоляции в карантине на 14 суток.

20 мая Миссия ООН в Южном Судане сообщила о межобщинных столкновениях на северо-востоке страны, в которых погибли, в частности, 3 сотрудников гуманитарных организаций. Столкновения между членами племен мурл и лу нуэр вспыхнули в городе Пиери (штат Джонглей). Среди погибших гуманитариев один работал на организацию «Врачи без границ». Он был южносуданцем по национальности. Многие участники столкновений – по некоторым неподтвержденным данным, до 200 —  погибли. Известно про как минимум 60 раненых. «Врачи без границ», содержавшие в Пиери медицинский центр, были вынуждены объявить об его закрытии.

29 мая Совет Безопасности ООН продлил до 31 мая 2021 г. эмбарго на поставки оружия в Южный Судан, а также индивидуальные санкции в отношении ряда южносуданских политиков и военных. Это решение было принято несмотря на то, что при голосовании проекта резолюции, подготовленного США, Россия, Китай и ЮАР воздержались. 12 других членов Совбеза проголосовали «за». При этом предусмотрено, что Совбез может пересмотреть санкции против Южного Судана до 15 декабря 2020 года как в сторону смягчения, так и в сторону ужесточения «в зависимости от ситуации». Решение на этот счет будет приниматься на основании доклада, который должен быть подготовлен до 31 октября 2020 года. В нем должна прозвучать тема о роли эмбарго на поставки оружия в реализации мирного соглашения, заключенного сторонами южносуданского конфликта в 2018 г.

Южный Судан погрузился в пучину гражданской войны в декабре 2013 г. Она разделила политиков и страну по этническому признаку – президент Южного Судана Сальва Киир – выходец из племени динка, его оппонент Риек Машар – нуэр. В ходе войны погибли свыше 380 тысяч человек. Мирное соглашение позволило последнему вновь стать вице-президентом и вернуться в феврале с.г. в Джубу.

Правозащитная организация «Международная амнистия» приветствовала продление срока действия эмбарго на поставки оружия в Южный Судан. Одновременно она призвала все страны – участницы ООН неукоснительно соблюдать это эмбарго.

В целом, судя по фигурам инфицированных коронавирусом как в Судане, так ив Южном Судане, можно предположить, что пандемия может заметно сказаться на ситуациях на верхушках властных пирамид в обеих странах.