- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О назначении первого израильского посла бедуинского происхождения

В начале текущей недели стало известно об одобрении кандидатуры И.Халди в качестве главы израильского посольства в Эритрее. Новый глава дипмиссии имеет солидный опыт работы в структурах внешнеполитического ведомства. Начинал свою карьеру он в качестве представителя правительства в арабских СМИ, а впоследствии успел поработать в США (Сан-Франциско и Майами), а также в Великобритании, где в лондонском посольстве занимался борьбой с кампанией по бойкоту Израиля (BDS-Movement). Кроме того, при министре иностранных дел А.Либермане И.Халди был советником по связям с арабскими странами. Этот тандем получил весьма спорные оценки с разных сторон, включая бедуинскую общину, критиковавшую своего представителя за поддержку правого политика. Вместе с тем сам дипломат высоко отзывался о своем тогдашнем начальнике, считая его курс «реалистичным». А.Либерман поздравил с новой должностью бывшего коллегу в твиттере, отметив, что И.Халди «известен как израильский патриот, отчаянно защищающий Государство Израиль».

Впрочем, уникальность пути, пройденного И.Халди все же заключается в его происхождении, которое многим казалось непреодолимой преградой для карьеры дипломата. Так, на курсы кадетов МИД будущий посол записался еще в 2004 г., вопреки скептическим настроениям даже ближайшего окружения из его родной деревни близ Хайфы, живя в которой он был пастухом. На такой шаг, как позднее отмечал будущий дипломат в интервью, его вдохновил опыт двух друзей из той же общины, служивших в ЦАХАЛе и погибших на службе. Любопытно, что в самом внешнеполитическом ведомстве, где после успешного завершения обучения оказался И.Халди, его корни оказались во многом полезны, поскольку там существует точка зрения, что представители национальных меньшинств способствуют улучшению имиджа страны. Так, вместе с И.Халди в США работал друзский дипломат Р.Мансур, позднее назначенный послом страны в Эквадоре и ставший тогда самым молодым главой дипломатической миссии.

Впрочем, активность И.Халди и ситуация вокруг него далеко не всегда создают безоблачную картину. К примеру, в середине прошлого месяца стало известно, что дипломат подвергся избиению охранниками на автобусном вокзале израильской столицы, когда решил сделать там фото. По версии полиции он не предъявил им удостоверение личности. МИД со своей стороны охарактеризовал инцидент как «позорный», а глава внешнеполитического ведомства Г.Ашкенази принес И.Халди извинения.  Ранее И.Халди отмечал, что в отношении его общины в государстве действительно существуют притеснения, однако, он принял решение все же служить этой системе, дабы попытаться изменить ее изнутри.

Эритрейское направление израильской внешнеполитической активности, которым теперь будет заниматься И.Халди, представляет для страны большое значение в контексте проблемы с нелегальными инфильтрантами. Так, адвокаты просителей убежища в Израиле неоднократно настаивали на необходимости раскрытия информации о двусторонних договоренностях между государствами, а также о ситуации с правами человека в Эритрее, на основании которых выезд в африканскую страну опасен. При этом на двустороннем треке одной из наиболее сложных является информационная сфера, поскольку для эритрейцев в Израиле и граждан, остающихся в этой африканской стране интернет и особенно социальные медиа, пожалуй, главный способ обмена информацией и привлечения внимания к их проблемам, что далеко не всегда позитивно для имиджа Израиля. Таким образом, предыдущий опыт работы И.Халди в этих обстоятельствах может оказаться особенно полезен.

С другой стороны, данное назначение в целом позитивно для нового правительства, где представители национальных меньшинств министерских портфелей не получили. Ввиду проводимой государством политики привлечения внимания к евреям-выходцам из стран Ближнего Востока и Северной Африки они имеют заметное представительство в кабинете министров. Кроме того, политик эфиопского происхождения П.Тамано-Шата («Кахоль-лаван») стала в 35-м правительстве министром алии и интеграции, что во многом является следствием необходимости гарантировать представительство во властных кругах общины, в прошлом году организовавшей серию протестов из-за дискриминации и полицейского произвола. В настоящий момент свидетельства недовольства своим положением наблюдаются в бедуинской среде. В этой связи экс-министр транспорта Б.Смотрич высказался за то, чтобы заниматься их «вестернизацией», что будет способствовать снижению уровня рождаемости в их общине, который, в свою очередь, представляет собой, не его взгляд, «демографическую бомбу замедленного действия».

В целом, назначение И.Халди отвечает дипломатическим интересам страны на порученном ему направлении. Параллельно с этим данный шаг помогает повысить представительство общины бедуинов в государственных структурах, что должно восприниматься как свидетельство равенства возможностей всех граждан пусть и в государстве еврейского народа. При этом собственный опыт И.Халди во многом вписывается в модель, к воплощению которой на практике призывает Б.Смотрич. Вместе с тем текущая ситуация имеет и определенные основания для нарастания противоречий. Высказывания бывшего министра в сочетании с инцидентом с участием И.Халди в Иерусалиме создают почву для подстрекательства, которой уже пользуются депутаты от Объединенного арабского списка, для того, чтобы максимально настроить против правительства бедуинский сектор, тем самым получив их поддержку.