- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К итогам брюссельской донорской конференции по Сирии

В конце июня в Брюсселе под председательством Евросоюза и ООН была проведена четвертая ежегодная международная донорская конференция по Сирии, впервые в виртуальном формате.

По традиции, в фокусе внимания этой конференции была проблема сирийских беженцев в соседних странах в контексте привлечения финансовых ресурсов на проекты содействия. Большой приоритет в дискуссии был уделен дискуссиям по углублению диалога с гражданским обществом, представители которого приняли активное участие в этом форуме.

Основные результаты донорской конференции следующие:

Первое. Конференция оказалась довольно представительной и привлекла широкое внимание международного сообщества. В ней приняли участие более 80 стран, а также авторитетные международные организации, агентства ООН и руководство Евросоюза.

Второе. Несмотря на «донорский» статус конференции, международные игроки в полной мере использовали ее как политическую площадку, в частности для обсуждения перспектив политического процесса и разблокирования женевского переговорного трека. В итоговой декларации брюссельской конференции стороны подтвердили намерение содействовать всем сирийцам и держать этот вопрос в топ-приоритетах мировой повестки.

Третье. В политической повестке также активно тиражировался аспект взаимодействия западных стран с сирийскими общественными организациями, преимущественно настроенными оппозиционно к нынешней власти в Дамаске. За закрытыми дверями в Брюсселе с участием руководства Евросоюза и спецпосланника ООН по Сирии они провели диалог о перспективах и будущем политического процесса в Сирии.

Четвертое. Особое место в обсуждениях заняла проблема гендерного равенства и прав сирийских женщин, а также их роли в установлении устойчивого мира и стабильности в Сирии. Диалог был проведен под эгидой некоего Консультативного совета сирийских женщин. Никаких революционных итоговых решений, но некие кулуарные договоренности об активизации участия женщин в сирийском политическом процессе.

Пятое. Помимо политической составляющей, конференция детально обсудила гуманитарные аспекты сирийского конфликта, особенно в контексте обостряющейся пандемии COVID-19 и ее негативного воздействия на гуманитарную ситуацию. Особенно высокие риски сегодня среди сирийских беженцев, особенно компактно размещенных в лагерях в соседних странах. С учетом отсутствия достаточных санитарно-гигиенических средств и условий в лагерях, а также высокой концентрации населения там, риски распространения коронавируса в этих поселениях чрезвычайно высоки.

Шестое. Теперь что касается собственно финансовых итогов брюссельской конференции, которая проводилась именно в целях привлечения внимания доноров и мобилизации новых ресурсов на поддержку сирийских программ. Примечательно, но вопреки неутешительным прогнозам, особенно в контексте COVID-19, итоги оказались достаточно успешными. Конференции удалось мобилизовать 5.5 млрд долларов США в форме твердых обязательств, на период до конца 2020 года. Это совокупный бюджет, который мобилизован в Брюсселе для содействия сирийцам внутри страны и беженцам в соседних странах – Турции, Ливане и Иордании.

Седьмое. Некоторые доноры сразу озвучили свои долгосрочные обязательства на несколько лет вперед, благодаря которым удалось мобилизовать по меньшей мере 2.2 млрд долларов на 2021 год и более отдаленную перспективу.

В целом с учетом обстоятельств (COVID-19 и прочее), нынешняя донорская конференция по Сирии оказалась довольно успешной в плане мобилизации ресурсов. Уровень мобилизованных средств превысил ожидания и прогнозы специалистов. Однако если сравнить эти бюджеты с реальными, неизменно растущими потребностями сирийцев, то картина складывается не совсем благоприятная.

Только в рамках Плана гуманитарного реагирования внутри Сирии в 2020 году потребности оцениваются на уровне 3.4 млрд долларов. Этот бюджет является минимально необходимым для самой срочной поддержки 9.8 млн сирийцев внутри страны. Не говоря уже о более долгосрочных проектах развития, которые остро необходимы и требуют еще более масштабных инвестиций и ресурсов.

Помимо этого, региональный план ООН для сирийских беженцев в Турции, Иордании, Ливане, Ираке и Египте предусматривает 5.2 млрд долларов в качестве бюджета на 2020 год. Он охватывает еще 9 млн сирийских беженцев, а также уязвимых местных общин, которым оказывается содействие.

В итоге, как видим, совокупные бюджетные потребности для Сирии и сирийских беженцев в регионе составляют не менее 8.6 млрд долларов. Брюссельская конференция смогла мобилизовать 64% от требуемой суммы, что в принципе довольно таки неплохой результат. Тем более, что впереди еще второе полугодие 2020 года. Основные доноры, которые ангажировали главные ресурсы для Сирии в Брюсселе до конца 2020 года – европейские страны. Евросоюз обязался выделить в 2020 году 1.5 млрд долларов, что составляет 30% всех обязательств. Далее следуют Германия – 1.1 млрд (20%), CШA – 0.7 млрд (13%), Великобритания – 0.4 млрд (7%). Во второй группе доноров, выделивших от 100 до 200 млн долларов – Канада, Норвегия, Франция, Япония. Среди арабских стран обязательства взял на себя только Катар, выделивший 100 млн долларов.  Что касается долгосрочных обязательств на 2021 год и далее, то здесь довольно узкая группа стран-доноров, которую возглавляют Евросоюз, Германия, Нидерланды и Канада, а также к большому удивлению и более «экзотические» доноры на сирийском фронте – Венгрия, Швейцария, Италия.

Но проблема финансирования сирийской операции в 2020 году и позднее — в непредсказуемости и отсутствии твердых гарантий доноров. COVID-19 ведет к существенному ограничению донорского финансирования с одной стороны, и к росту гуманитарных потребностей в таких кризисных странах как Сирия, c другой. По оценкам ООН, дополнительные нужды на поддержку сектора здравоохранения Сирии и исправление социально-экономических последствий кризиса составят по меньшей мере 385 млн долларов, и еще 800 млн долларов потребуется на поддержку сирийских беженцев и уязвимых категорий местного населения в регионе. Ставки в борьбе с пандемией продолжают расти, и к концу года очевидно эти потребности еще более увеличатся.