- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об информационном противостоянии ОАЭ и Саудовской Аривии с Катаром

На фоне экономического кризиса и пандемии коронавируса новый импульс получил и внутриарабский конфликт между «арабской четверкой» (АРЕ, КСА, ОАЭ и Бахрейна) и Катаром. В ответ на  «вводящие в заблуждение» замечания официальных лиц Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) о том, что они отвергают предложения по урегулированию кризиса со своими соседями, Катар объявил 3 июля, что он «всегда заявлял о своей открытости к безусловному диалогу для разрешения кризиса Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ)». Эти замечания прозвучали в ответ на заявления государственного министра иностранных дел ОАЭ Анвара Гаргаша во время виртуального мероприятия в Вашингтонском институте Ближнего Востока, суть которых сводились к тому, что «Катар принципиально не хочет решать кризис». Напомним, что 5 июня 2017 года Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и Египет объявили о своей блокаде Катара и ввели против него санкции в связи с заявлениями о поддержке терроризма. Катар отверг эти претензии и обвинил эти страны в попытке навязать свою волю его суверенитету. С тех пор противостояние пришла из экономической сферы в основном в гуманитарную и дипломатическую, а все попытки (впрочем, малоактивные и в большей степени формальные) Вашингтона выступить в этом внутриарабском споре в качестве посредника, к успеху не привели. Собственно приведенный выше обмен заявлениями и был вызван очередной попыткой США запустить процесс примирения, пытаясь использовать на этот раз необходимость совместно бороться с последствиями пандемии. И не случайно, в заявлении посольства Катара в Вашингтоне подчеркивается: «именно страны — инициаторы блокады тормозят процесс примирения, отвергая многочисленные призывы администрации США к объединению фронта ССАГПЗ. Мир все еще помнит список из 13 требований, который включал, что неудивительно, закрытие свободных СМИ [Аль-Джазиры] странами, известными своим антагонизмом по отношению к журналистам и свободе выражения мнений». Посольство Катара продолжило: «Катар предпринял законные шаги для рассмотрения односторонних мер стран-блокадников в Международном суде (МС), Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и Всемирной торговой организации (ВТО). В то же время страны блокады не представили никаких доказательств против Катара. В 2018 году Международный суд удовлетворил просьбу Катара о временных мерах, требующих, чтобы ОАЭ разрешили воссоединение семей, катарским студентам была предоставлена возможность завершить свое образование в ОАЭ или получить свои записи, а катарцам был разрешен доступ к трибуналам и судебным учреждениям ОАЭ».
Эта борьба между в основном КСА и Объединенными Арабскими Эмиратами против Катара все больше выходит  из-под контроля США. Американские эксперты говорят о том, что ни пандемия коронавируса, ни нынешние экономические проблемы государств Персидского залива не ослабили рвения ОАЭ и Катара в рамках противостояния. На это раз в центре борьбы оказался Париж, а вернее столичный футбольный клуб ПСЖ, владельцем которого являются катарцы. Антикоррупционная кампания, которая развернулась сейчас во Франции, по оценке Дохи, была полностью инициирована именно консультантами из ОАЭ. Эти подозрения имеют все основания: по некоторым данным, частные следователи, работающие на ОАЭ, непрямую причастны к недавним разоблачениям о Насере аль-Хелаифи, главе французского футбольного клуба «Пари Сен-Жермен» (ПСЖ) и руководителе западноевропейских катарских сетей. Собственно тема «Братьев-мусульман» является центральной для ОАЭ и КСА в рамках их противостояния с Катаром. Так, частные следователи, нанятые этими монархиями Персидского залива в основном сосредоточены на отношениях Дохи с «Братьями-мусульманами» и исследовании степени влияния движения, особенно в Европе. Причем ОАЭ уже пытались сделать это с самого начала  кризиса в ССАГПЗ. В 2014 году Служба государственной безопасности ОАЭ подготовило огромное досье на эту тему, которое они передали своим западным союзникам, но реакция последних была слабой. При этом, справедливости ради надо сказать, что собранные ОАЭ обвинения носили весьма общий характер. Проводимые в настоящее время расследования направлены на то, чтобы дать гораздо более подробную информацию о деятельности «Братьев-мусульман» и их источниках финансирования. Одновременно происходит и соответствующая «антикатарская» обработка западного общественного мнения с помощью издания соответствующих книг и брошюр.
В этой связи в французском издательском бизнесе сейчас развернулась серьезная борьба по вопросу издания ряда книг, посвященных жизнеописанию идеологов глобального движения «Братьев-мусульман». По мере того, как французский издательский бизнес возвращается к активности после ослабления пандемии, французский журналист Ян Хамель объявил о готовящемся арабском переводе своей книги «Тарик Рамадан: история Шама» (издательство «Фламмарион»), посвященной выдающемуся исламскому ученому и гражданину Швейцарии, внуку основателя египетского движения «Братья-мусульмане» Хасану аль-Банна. Тарик Рамадан, который был постоянным консультантом одного из центральных катарских фондов в течение многих лет, стал недавно объектом уголовного расследования по обвинению вза изнасиловании четырех женщин. Согласно ряду источников, издательство малоизвестного Global Watch Analysis (GWA), которое будет курировать перевод в партнерстве с Исламским книжным магазином Librairie Averroes во Франции, египетским издательством Kenouz Publishing и малоизвестным алжирским издательством Тira Editions. GWA, которое объявило о начале работы по переводу книги Я.Хамеля на арабский язык, также намерено вскоре издать франкоязычное книгу The Closed Circle (Columbia University Press), которая анализирует подрывную деятельность «Братьев-мусульман» на Западе. Эта книга был написан итальянским академиком Лоренцо Видино, директором программы по экстремизму в Университете Джорджа Вашингтона. Каталог будущих изданий GWA также включает в себя еще одну «мину замедленного действия» против Катара: английскую и арабскую версии книги  французских журналистов Кристиана Шесно и Жоржа Мальбруно, которая была опубликована на французском языке Мишелем Лафоном. В книге, основанной на просочившихся документах катарской благотворительной организации «Чарити фонд», подробно рассказывается о финансировании Дохой мечетей в Европе. GWA объявила о переводе книги, также в партнерстве с Kenouz и Tira, на пресс-конференции в парижском отеле Napoleon в январе. При этом французские эксперты утверждают, что представители разведывательных служб ОАЭ в Париже с трудом скрывают свое ликование по поводу этих утечек, которые нанесли большой ущерб репутации Катара. Это надо рассматривать как ответный удар со стороны ОАЭ. В 2017 году Абу-Даби сам стал жертвой катарских хакеров, когда была взломана учетная запись электронной почты  посла ОАЭ в Вашингтоне Юсефа аль-Отайбы. Утечка была организована через анонимную учетную запись электронной почты, называющей себя GlobalLeaks, утверждающей, что она является «платным осведомителем».
Отметим в этой связи, что французы Кристиан Шесно, Жорж Мальбруно и Ян Хамель позиционируются в качестве экспертов на веб-сайте GWA, который был запущен в мае прошлого года. Веб-сайт редактируется алжирским журналистом Атмане Тазагартом, который ранее работал в нескольких арабских изданиях, включая Al Majalla, панарабском журнале, издаваемом Saudi Research and Marketing Group (SRMG) и принадлежащей королю Саудовской Аравии Сальману бен Абдель Азизу. Тазагарт был главным редактором службы арабского языка французского новостного канала France 24 в течение ряда лет, прежде чем был уволен в 2016 году из-за замечаний, которые он сделал в интервью в 2013 году ливанскому каналу «Аль-Манар» в рамках критики ливанской «Хизбаллы». Тазагарт тогда подал в суд на телеканал France 24 за неправомерное увольнение, выиграл его и получил щедрую компенсацию от канала. GWA, которое утверждает, что базируется в Париже, является частью малоизвестной лондонской компании Countries Report Publishing Ltd, единственным исполнительным директором которой является  Томас Эшман. Сайт зарегистрирован в Италии. Он не несет никакой рекламы, полагаясь на подписку на свой информационный бюллетень для получения дохода, даже если ряд выпусков являются бесплатными. Такая система финансирования объясняется, по оценке ряда французских экспертов, прямым финансированием со стороны ОАЭ. Тазагарт всегда позиционировал себя как антиисламиста, сумел сплотить вокруг себя целый ряд коллег-единомышленников. Он и молодой активист Надер Аллуш опубликовали статью во французском еженедельнике Marianne в декабре о прокатарском и мусульманском мозговом центре Carep. Аллуш был близок к Жану-Фредерику Пуассону, с которым он организовывал поездки в Сирию и Марокко в 2015 и 2016 годах. В то время он пытался продать свои услуги посольствам ОАЭ и Саудовской Аравии. По иронии судьбы, затем он продолжил работать с лоббистом Катара Сихемом Суидом во Франции. Их сотрудничество закончилось плохо, и теперь Аллуш стал образцом борьбы с исламизмом, помогая ОАЭ, чьим давним лоббистом во Франции является Нахида Накад.
GWA приняла эстафету «антикатарской борьбы» от парижского «Центра этюдов Дю Мойен-Ориент» (CEMO), с которым раньше работал Тазагарт. Центр, основанный в 2017 году, организует конференции по критике и анализу оси Иран-Турция-Катар и их связей с исламистским движением «Братьев-мусульман». Его возглавляет египетский депутат Абдельрахим Али, близкий к президенту Египта Абдель Фаттаху ас-Сиси. Али в частности известен как основной куратор работы по укреплению отношений между французской ультраправой «Партией национального единства», возглавляемой Марин Ле Пен, и режимами в Египте и Абу-Даби, чей наследный принц Мухаммед бен Заид решил всячески стимулировать личную ненависть Ле Пен к «Братьям-мусульманам». В этой связи в 2016 году, Абу-Даби заплатил серьезные деньги за то, чтобы Ле Пен посетила Каир и встретилась с А.Ф.ас-Сиси. Али также является главной фигурой в рамках контактов между французскими журналистами и египетскими политиками.
Катар отреагировал на обвинения в отношении Тарика Рамадана и ПСЖ оперативно и жестко. Наряду с активизацией своих лоббистов во Франции, таких как академик Франсуа Бургат, через несколько месяцев после публикации книги франзузских журналистов, в книжных магазинах Франции появилась книга La Face Cachée des Emirats Arabes Unis («Скрытое лицо Объединенных Арабских Эмиратов»). Книга, написанная журналистом-консультантом Мишелем Таубе, который связан с прокатарским издательством Souid, не получила большого внимания средств массовой информации, несмотря на сдержанную поддержку со стороны Бертрана Безансено, бывшего посла Франции в Катаре и Саудовской Аравии, который сейчас является консультантом ESL & Network и некоторое время работал официальным лоббистом Катара. Книга была выпущена во Франции издательством Le Cherche Midi, которое также является партнером издательства Souid.
С тех пор как его соседи обрушили на Катар экономическое эмбарго в июне 2017 года, Абу-Даби и Доха наняли ряд консультантов, чтобы склонить западные правительства на свою сторону. До настоящего времени основными бенефициарами этой бурной деятельности были многочисленные частные сыскные, лоббистские и судебно-следственные фирмы. При этом саудовцы в данном случае не сильно отстают в своих антикатарских усилиях от эмиратовцев. Эр-Рияд все активнее использует частных детективов, в основном базирующихся в США и Великобритании, в своих попытках дискредитировать Доху. Эти разоблачения, которые являются смесью фактической информации и слухов о катарском режиме, в основном распространяются  через такие платформы, как Qatarileaks. В США за распространение такой рода информации отвечают просаудовские лоббистские группы, такие как базирующийся в США Саудовско-американский комитет по связям с общественностью (SAPRAC) и множество PR-фирм, работающих на Саудовскую Аравию на западе, от APCO Worldwide до Publicis и другие. Саудовская Аравия и ее союзники надеются, что если им удастся создать Дохе плохую репутацию в СМИ и ускорить антикоррупционные судебные расследования против Катара, то Международная федерация футбола ФИФА может лишить эмират права проведения Чемпионата мира 2022 года. В докладе, вышедшем в июне 2017 года, подготовленном для ФИФА независимым прокурором США Майклом Гарсией, приводился ряд ключевых свидетелей и упоминался целый ряд подозрительных финансовых сделок в связи с присуждением Катару право на проведение Чемпионата мира 2022 года. Скандал с ПСЖ призван оживить эту тему. Как и попытки КСА заблокировать региональную трансляцию матчей Бундеслиги одного из катарских операторов. Катар в долгу и здесь не остается: он одержал в этом вопросе промежуточную победу. Группа экспертов Всемирной торговой организации 7 июля обязала Саудовскую Аравию придерживаться глобальных правил интеллектуальной собственности в решении по спору с Катаром, который обвиняет Эр-Рияд в блокировании своего телевещателя. Доха подала свою жалобу в 2018 году, заявив, что Саудовская Аравия блокирует принадлежащую Катару вещательную компанию beIN и отказывается принимать эффективные меры против предполагаемого пиратства контента beIN с помощью beoutQ, сложной пиратской операции. Группа из трех человек вынесла решение о том, что бездействие Саудовской Аравии в отношении beoutQ является нарушением правил ВТО. « … группа рекомендует Саудовской Аравии привести свои меры в соответствие с ее обязательствами по соглашению трипс», — заключила она, ссылаясь на глобальный пакт об интеллектуальной собственности. Однако группа также поддержала мнение Саудовской Аравии о том, что она может заблокировать катарскому вещателю доступ к юридическому консультанту в Саудовской Аравии по соображениям национальной безопасности. «Катар в целом выходит вперед», — сказал  чиновник ВТО, знакомый с этим постановлением. Эр-Рияд может обжаловать это решение, хотя апелляция может оказаться юридически недействительной, поскольку Апелляционный орган ВТО не располагает достаточным количеством судей для рассмотрения новых дел.