- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ливия: о наращивании возможностей ПВО ПНС с применением украинской модернизации ЗРК С-125

Турция последовательно продолжает выполнять свой план по наращиванию военного потенциала и обустройству военных баз в Ливии. Основное внимание турецким военным командованием уделяется совершенствованию средств противовоздушной обороны в свете угрозы со стороны соседних Ливии стран, прежде всего Египта, задействовать против сил ПНС в Триполитании свою боевую авиацию.

Спустя несколько дней после бомбардировки авиабазы Эль-Ватыя, в результате которой, как предполагается, были частично уничтожены турецкие системы ПВО на этой базе, источники в Мисурате и в Триполи сообщили о прибытии новых комплексов, призванных, как восполнить потери, так и качественно усилить группировку ПВО в Триполитании.

Одной из характерных особенностей текущих боевых действий в Ливии является большая протяженность ТВД, отсутствие у противников средств дальнего радиолокационного контроля наземного и воздушного базирования, позволяющих, хоть как-то, прикрыть отдельные районы или области. Отрицательно сказываются на возможностях сил ПВО местный климат, отсутствие инфраструктуры, трудности с поддержанием средств в высокой степени технической исправности и боевой готовности, нехватка личного состава: у сил ЛНА, это главным образом, прикомандированные специалисты из вооруженных сил ряда  иностранных государств и наемный персонал, прошедший ускоренные курсы обучения, со стороны ПНС – частично, старые кадры ПВО СВН Джамахирии, плюс турецкие и украинские военные советники. В подобных условиях не приходится говорить о создании эшелонированной и комплексной системы ПВО, поэтому обе стороны используют очаговый, или районный способ ее построения, когда наличные силы и средства, радиотехнические и зенитно-ракетные, используются смешано, для защиты какого-то объекта, как правило, аэродрома. Так построена ПВО авиабазы в Джуфре, и точно так же турки собирались обустроить ПВО авиабазы Эль-Ватыя.

Ситуация для Турции изменилась после удара по последней. Его последствия, судя по имеющимся данным, весьма скромные: уничтожен один из прибывших комплексов MIM-23 Hawk, который даже не успел вступить в строй. Отдельные элементы еще одного комплекса могли быть повреждены. Те, кто готовил и выполнял удар, а, официально, ответственность на себя взяли ОАЭ, чьи самолеты «Мираж-2000» могли вылететь с египетской базы в Сиди-Баррани, не обязательно должны обладать изощренными средствами разведки: ливийские активисты в социальных сетях активно делились фотографиями военного конвоя, который состоял из нескольких грузовиков, загруженных снаряжением и техникой, которые выехали с аэродрома Миитига после разгрузки турецкого военного-транспортного самолета и направились на запад. Характерные особенности позволили легко идентифицировать комплекс MIM-23, остальное, что называется, было делом техники, тем более, что есть еще одна версия, к которой мы также склоняемся: атака авиабазу Эль-Ватыя была делом рук французских «Миражей» с базы в Мали. Выполнение подобных миссий ночью является уделом очень подготовленных экипажей, которые, вряд ли, имеются в ВВС ОАЭ. Так или иначе, турки, взвесив все появившиеся факторы угрозы, приняли решение о развертывании, на сей раз, эшелонированной ПВО, которая будет сосредоточена вокруг Триполи и Мисураты, а также, Эль-Ватыи, в преддверии подготовки ее к приему и базированию истребителей F-16 ВВС Турции.

На сайтах глобального мониторинга воздушного движения приводятся подробности полетов ВВС Турции в Ливию, в частности, недавних, Lockheed C-130E с номером 63-13188 и Airbus. A400M и с номером 16-0055, покинувших аэропорт Стамбул 8 июля около 17:00 по местному времени.

Почти одновременно, турецкий веб-сайт Haber 7 сообщил о доставке ВВС Турции в Ливию украинских систем ПВО, в количестве 6 ракетных батарей. Одна из них будет развернута у Сирта, а пять других будут установлены в различных стратегических пунктах на западе Ливии.

На сайте добавлено, что эти действия Анкара предприняла после визита министра национальной обороны Турции, Хулуси Акара и ряда турецких военных представителей в Ливию, в ходе которого было подчеркнуто намерение Турции укрепить военное присутствие, особенно в свете подготовки будущих военных баз.

Похоже, что одним из основных элементов ПВО Триполитании станет  ЗРК, типа С-125 «Нева», в экспортном варианте, «Печора», еще советской разработки, но модернизированный украинскими предприятиями и закупленный Турцией.

[1]

В 2015 году веб-сайт «Кибер Беркут» опубликовал материалы, свидетельствующие о том, что концерн «Укроборонпром» вел переговоры о поставке зенитно-ракетных комплексов версии С-125-2Д «Печора-2Д» Катару. Переговоры эти совпали с развертыванием в Сирии российских самолетов для нанесения ударов по позициям террористов, отмечено в комментарии «Кибер Беркута». В письме от 21 сентября, группы, директор компании «Спецтехноэкспорт», входящей в «Укроборонпром», Павел Барбул сообщал о том, что его организация заинтересована в поставке вооруженным силам Катара зенитно-ракетных комплексов и не возражает против заключения необходимых договоров. Делегация катарских военных была отмечена среди гостей международной выставки «Оружие и безопасность-2015», которая проводилась в Киеве с 22 по 27 сентября.

Вряд ли катарцы собирались передать «Печору» сирийской оппозиции, все-таки, это достаточно габаритное оружие, в отличие от ПЗРК, но, несомненно то, что С-125, чьи базовые версии широко распространены и до сих пор состоят на вооружении нескольких десятков стран, в том числе, африканских, будучи модернизированным, вполне мог привлечь внимание катарских военных для его возможной поставки своим «вассалам». Возможно, Доха профинансировала впоследствии закупку этого ЗРК турками для ливийцев, удостоверившись в возможностях ОПК Украины.  ЗРК «Печора» также модернизировалась в РФ и в Белоруссии, эти варианты поставлялись в свое время в Ирак, а также Египту и Венесуэле.

Украинская компания «Аэротехника-МЛТ» тоже создала свой вариант модернизации зенитного ракетного комплекса С-125 «Печора», получивший обозначение С-125-2Д. Разработка велась на протяжении последних трех лет в инициативном порядке. «Аэротехника-МЛТ» разработала новую цифровую кабину управления УНК-2Д, заменила приемо-передающее устройство, установила новые дисплеи и систему климат-контроля. УНК-2Д получила беспроводной интерфейс связи, обеспечивающий обмен информацией с радиолокационной станцией и пусковыми установками на расстоянии до пяти километров. Благодаря модернизации расчет пункта управления сократился с 6 до 3-4 человек. Практически все оборудование антенного поста УНВ-2, за исключением магнетрона, было заменено современными и компактными системами. В результате дальность обнаружения воздушных целей повысилась на 20%. В рамках модернизации значительных изменений пусковой установки 5П83 произведено не было, однако в результате небольших доработок точность и оперативность «Печоры» повысилась. Ресурс ЗРК увеличился на 15 лет. Украинская компания уже провела испытания модернизированного комплекса. Всего было выполнено шесть успешных пусков ракет в различных режимах.  ЗРК С-125-2Д способен обнаруживать цели типа «истребитель» на высоте до 7000 метров и на дальности до 100 километров. При этом комплекс способен поражать цели на расстоянии от 20 метров до 21 километра. Пакет модернизации комплекса адресно создавался для поставки на экспорт — сегодня С-125 стоит на вооружении около 30 стран. В настоящее время «Аэротехника-МЛТ» выполняет два контракта на модернизацию С-125. Один из них был заключен в 2008 году с неназванным африканским заказчиком при посредничестве «Укроборонсервиса». Предположительно, заказчиком является Уганда, которая намерена модернизировать четыре комплекса С-125. Первый усовершенствованный ЗРК государство-заказчик получил до конца 2010 года, а остальные — в 2011 году. Второй контракт был заключен в сентябре 2010 года. Предположительно, заказчиком является Ангола.

В декабре 2019 года государственная компания «Укрспецэкспорт» в декабре 2019 г. поставила в адрес турецкой компании K.B.A.T. Ithalat Ihracat Mumessillik Ve Danismanlik Ticaret Ltd. первую партию из двух зенитно-ракетных комплексов под наименованием С-125М1 «Печора-M1», на сумму 30 млн долларов в составе:

— Антенный пост УНВ из состава зенитно-ракетных комплексов С-125М1 «Печора-M1» (SA-3) — 1 шт.  Вес – 14700 кг. Цена – 1,123 млн. долл.

— Учебные зенитные управляемые ракеты 5В27Д УД — 2 шт. (Учебно-действующие зенитные управляемые ракеты боевого ЗРК С-125М1 «Печора-M1». Воспроизводит массово-габаритные, функциональные возможности базовой ракеты, предназначена для подготовки военнослужащих зенитно-ракетного дивизиона с целью получение ими практических навыков боевой работы операторов и стартового расчёта в режиме имитации пуска и заряжания/разряжения ракеты). Вес – 1911 кг. Цена – 140 тыс. долл.

— Кабина УНК-М1 из состава зенитно-ракетных комплексов С-125М1 «Печора-M1» (SA-3) — 1 шт. (Выполняет функции командного пункта зенитного ракетного дивизиона, а также:

— Комплект кабелей управления и сигнализации КУ-Н;

— Комплект кабелей питания и связи KC-H;

— Комплект ЗИП, приборов электрорадиоизмерительных, электрических машин, трансформаторов, принадлежностей и материалов, необходимых для технического обслуживания и ремонта ЗРК С-125М1 «Печора-М1» (SA-3) в условиях эксплуатации.

Примерно в тот же период в Турцию несколькими партиями была отгружена радиолокационная техника, модернизированная ООО «Аэротехника-МЛТ», включая РЛС П-180У. Ранняя версия этой РЛС хорошо известна и освоена ливийцами.

Важной особенностью выбора Турцией именно этого, одного из самых удачных советских ЗРК, модернизированных  Украиной, является наличие достаточно большого количества специалистов бывшей ПВО Джамахирии, а также самих элементов инфраструктуры этого комплекса, сохранившихся после войны 2011 года.  В настоящее время проводится оценка всего наличествующего запаса материалов, ракет, запасных частей к этому комплексу, попавших в распоряжение ПНС. По предварительным оценкам, в строй может быть введено не менее 3-5 дивизионов С-125, которые могут быть также модернизированы с помощью Украины и интегрированы в объектовую ПВО Триполи и Мисураты. Такое решение выгодно по следующим соображениям: еще есть достаточное количество специалистов, могущих пройти переподготовку и аттестацию для работы с этим ЗРК, стоимость модернизации и восстановления ЗРК невысока по сравнению с приобретением новых систем. И, наконец, в наличии имеется большое количество материалов и оборудования, включая транспортно-заряжающие машины, средства юстировки и контроль-проверочную аппаратуру. Все это, как не парадоксально, видимо сказывается запас прочности и высочайшая эксплуатационная надежность советской техники, создает тот задел, с опорой на который, ПВО ПНС может в течении ближайшего года-двух создать над Триполитанией достаточно надежный «зонтик», где помимо «Печор», будут развернуты и Hawk и новые турецкие системы.

Ливия вполне может стать для Украины тем полигоном, на котором, в случае успеха тех же модернизированных «Печор», возможных поставок ПТРК семейства «Стугна – Корсар», модернизированных РЛС, можно будет сформировать солидный пакет заказов на модернизацию ряда образцов вооружения советского производства. Пускай, и в другой ценовой нише, но вполне тянущей на десятки миллионов долларов США. Без присмотра в Триполитании остались и бывшие производственные комплексы по выпуску стрелкового оружия и боеприпасов, ремонту бронетанковой и авиационной техники: ПНС, кстати, не раз обращалась в профильные организации РФ с предложениями о сотрудничестве по эти объектам, но, соображения высокой политики преобладают над всем прочим.

Возможно, инициатива украинских оборонщиков, с подачи турок, удачно для первых, выступивших с этой темой, сподвигнет их коллег из российско-белорусской компании АО «Оборонительные системы» на соответствующую ревизию «Печор», сохранившихся в Киренаике и поставки туда своей версии модернизированной «Печоры», возможно, нет, но представляется разумным присмотреться к фактам такого сотрудничества самым внимательным образом.