- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Алжире: июнь 2020 г.

5 июня министр обороны Франции Флоранс Парли с хорошо понятным удовлетворением объявила о «большом успехе» Парижа: «3 июня французские военные (из состава контингента «Бархан») при поддержке их партнеров нейтрализовали эмира «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» («Аль-Каида» запрещена в РФ) Абдельмалека Друкделя и несколько его ближайших сподвижников в ходе операции, проведенной на севере Мали».

До этого всегда считалось, что главарь «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (АКИМ) алжирец А.Друкдель (боевой псевдоним Абу Мусаб Абдельвадуд) скрывался в горной местности на границе Алжира и Туниса.

У А.Друкделя было «богатое» боевое прошлое. Он родился в алжирском предместье Мефтах в 1970 г. Успел повоевать против советских войск в Афганистане. В Алжире в 1993 г. присоединился к Вооруженной исламской группе (ВИГ), в которой выполнял функции пиротехника. В 1996 г. присоединился к обосновавшейся в Кабилии Салафистской группе проповеди и джихада (СГПД) во главе с Хасаном Хаттабом, которая в том году выделилась из ВИГ. Позднее он сменил убитого Набиля Сахрауи во главе СГПД и в 2006 г. привел ее «под знамена» «Аль-Каиды». Тогда одной из задач главаря СГПД была подготовка и направление бойцов из Алжира, Мавритании, Мали, Нигера, Туниса и Ливии в Ирак для джихада в формированиях «Аль-Каиды». Эта работа была организована на крайнем юге Алжира.

Считается, что с 2018 г. главарь АКИМ мог находиться не в Алжире, а зоне Сахеля, о событиях в которой выходили подписанные им коммюнике. В Алжире роль главаря местного крыла АКИМ стал играть Абу Убейда Юсеф аль-Аннаби, глава Консультативного совета АКИМ.

Политическим и военным ментором А.Друкделя стал иорданец Абу Мусаб аз-Заркауи, убитый в Ираке американцами в 2006 г. Именно в память о нем он включил в свой боевой псевдоним его имя. Знавшие А.Друкделя рассказывали о нем как о сильной личности, блестящем ораторе, беспощадном полевом командире, готовом убивать даже своих подельников, если они не выполнят его инструкции или не разделят его идеологические взгляды.

По имеющимся данным, в настоящее время АКИМ состоит из двух достаточно автономных структур. Одна из них действует в Кабилии, другая – в Сахеле. При этом А.Друкделю не удалось привлечь под свое начало формирования джихадистов в Тунисе и Ливии.

По одной из версий, в 2011 г. после уничтожения американцами Усамы бен Ладена А.Друкдель отказался присягать новому главарю «Аль-Каиды» Айману аз-Завахири и отправился в самостоятельное «плавание». По другой версии, он был третьим в иерархии «Аль-Каиды» после А.аз-Завахири.

Про операцию, итогом которой стало уничтожение А.Друкделя, известно следующее. Она была комбинированной с участием 8 вертолетов, в том числе 2-х боевых типа «Тигр», а также ударного беспилотника. Операция проводилась в дневное время в условиях 45-градусной жары в районе уэда Урдджан в регионе Тальхандак близ границы Мали и Алжира, в 20 км к западу от алжирского города Тимиауин и в 60 км к востоку от малийского города Тессалит. Там А.Друкдель собрал совещание полевых командиров АКИМ. Две «Газели» высадили десант из 15 бойцов сил специальных операций, остальные вертолеты прикрывали огнем их действия на земле. Франция заранее уведомила несколько стран о проведении этой операции с тем, чтобы заручиться их поддержкой на земле и не допустить ухода боевиков в соседние с Мали страны. США тут же заявили, что предоставили Франции разведывательную информацию, позволившую выследить главаря АКИМ, а также «блокировали» его перемещения.

В ходе операции во время «ближнего боя» кроме А.Друкделя был уничтожен Туфик Шаиб, отвечавший в АКИМ за координацию действий различных отрядов и пропаганду. Один джихадист без сопротивления сдался. Спецназовцы захватили важную цифровую информацию – мобильные телефоны и компьютеры, содержимое которых изучается. Операции предшествовало 2-хдневное слежение за целью.

Очевидно, что ликвидация А.Друкделя – мощный удар по группам джихадистов, действующих в Алжире, Тунисе и зоне Сахеля. Он был последним полевым командиром алжирского происхождения из числа действовавших в Сахеле. В Алжире А.Друкдель пять раз приговаривался к смертной казни заочно. Известно, что в подчинении у главаря АКИМ находились несколько джихадистских группировок, объединенных в «Группу поддержки ислама и мусульман» (ГПИМ) и действующих в зоне Сахеля.

9 июня на уничтожение А.Друкделя отреагировала канцелярия президента Алжира. Как заявил на пресс-конференции ее представитель Моханд Уссаид Белаид, эта операция «вписывается в международную борьбу с терроризмом». Тем самым он поддержал действия Франции.

18 июня стало известно, что АКИМ распространила видеозапись, содержание которой признавало смерть А.Друкделя. Кроме этого признания запись содержала обещание АКМ продолжить борьбу против Франции и других иностранных сил в Северной Африке и Сахеле.

 

1 июня возобновилось паромное сообщение между Алжиром и Марселем, приостановленное из-за пандемии коронавируса. В тот день французский паром «Даниэль Казанова» компании Corsica Linea вышел из Алжира. Несколькими часами ранее он без груза и пассажиров прибыл в порт алжирской столицы. Паром способен перевозить свыше 1 тысячи пассажиров и несколько сотен автомашин. Другие линии паромного сообщения между портами АНДР и Франции предполагалось вновь открыть до 15 июня.

Алжир закрыл свою морскую границу 19 марта.

С 7 июня в Алжире начала постепенно оживать торговля при строгом соблюдении мер предосторожности. С 14 июня алжирцы получили возможность пользоваться такси и посещать рестораны. По состоянию на 7 июня в Алжире были зафиксированы 10050 случаев инфицирования коронавирусом, от которого 698 человек скончались. Первый случай инфицирования в Алжире был отмечен 25 февраля.

13 июня алжирские власти продлили на неопределенный период частичную домашнюю изоляцию в 29 из 48 вилай страны, включая Алжир.

2 июня глава оппозиционной партии «Джиль Джадид» Софиан Джилали заявил для АФП, что два видных деятеля протестного движения «Хирак» Карим Таббу и Самир Бенларби будут освобождены в ближайшее время. По его словам, он ходатайствовал за них двумя днями ранее на встрече с президентом Алжира Абдельмаджидом Теббуном. Встреча состоялась по просьбе С.Джилали. «Президент Теббун заверил меня, что он использует свои президентские прерогативы с тем, чтобы К.Таббу и С.Бенларби вышли на свободу», — сказал он. С.Джилали процитировал президента, согласно которому при этом он «не будет прямо вмешиваться в дела юстиции».

Согласно алжирским законам, глава государства имеет право помиловать заключенных, в отношении которых вынесены окончательные вердикты. Это могло касаться К.Таббу, получившего 1 год тюрьмы строгого режима по обвинению в «покушении на целостность национальной территории». Что касается С.Бенларби, то он находился в предварительном заключении с 7 марта.

Согласно Национальному комитету за освобождение (политических) заключенных (НКОЗ), по состоянию на начало июня за решеткой находились порядка 60 активистов движения «Хирак».

4 июня один из активистов – 49-летний Шериф Гессуль – был освобожден после того, как провел  9 месяцев в тюрьме. День освобождения совпал с днем вынесения приговора. Суд города Бордж Бу Арреридж приговорил его к 6 месяцам тюрьмы строгого режима, поэтому он тут же оказался на свободе. Свой срок он получил за то, что в ходе манифестации нес плакат с призывом к гражданскому неповиновению. Кстати, в НКОЗ о нем ничего не знали.

В пятницу 19 июня, несмотря на запрет на массовые мероприятия из-за пандемии, в ряде городов Алжира состоялись манифестации сторонников движения «Хирак». По данным НКОЗ, шествия прошли в трех крупных городах Кабилии —    Беджаие, Тизи-Узу и Буире. В первом из них до 10 активистов были арестованы. Немногочисленные аресты были также проведены в Оране, Тлемсене, Релизане, Аннабе, Бордж Бу Арреридже. Таким образом, очевидные надежды властей на спад протестного движения из-за коронавируса не оправдались.

Возможно, из-за этого 28 июня президент А.Теббун заявил, что границы Алжира останутся закрытыми до завершения пандемии. С другой стороны, этот шаг мог быть оправдан ростом числа заражений алжирцев. На тот день были зафиксированы 13273 случаев инфицирования, около 900 человек скончались.

7 июня в Алжире было объявлено, что дефицит торгового баланса в 1-м квартале 2020 г. составил 1,5 млрд долларов, что на 26% больше в аналогичном периоде в 2019 г. Алжирский экспорт – а это главным образом углеводороды — сократился на 24,89% с 10,14 млрд долларов до 7,62 млрд долларов. Эти данные опубликовала алжирская таможенная служба. Импорт также сократился – на 19,52% — с 11,33 млрд долларов до 9,12 млрд долларов.

9 июня стало известно, что генеральный консул Марокко в Оране, громкие высказывания которого – на встрече с соотечественниками он назвал Алжир «враждебной страной» — вызвали дипломатический кризис между двумя странами, покинул Алжир по требованию властей этой страны. Представитель канцелярии президента Алжира обвинил генконсула в том, что тот якобы является кадровым сотрудником марокканских спецслужб. Последнюю деталь, Рабат, понятно, опроверг.

16 июня раздался отзвук еще одного дипломатического конфликта. В тот день стало известно, что днем ранее Алжир вернул во Францию своего посла, отозванного в конце мая «для консультаций» после публикации на двух государственных телеканалах этой страны документального фильма об алжирском протестном движении «Хирак». Со времени достижения независимости Алжиром в 1962 г. это был второй случай, когда АНДР отзывала своего посла из Парижа.

В июне Алжир продолжил усилия на ливийском треке в поиске своего варианта урегулирования проблем соседней страны. 20 июня президент АНДР А.Теббун принял в Алжире главу ливийского Правительства национального согласия (ПНС) Фаиза Сарраджа. Как сообщило информагентство АПС, последний пытался привлечь Алжир в качестве посредника для урегулирования конфликта в Ливии. Еще 9 июня представитель канцелярии президента заявил, что Алжир бы «играть роль посредника для того, чтобы собрать стороны» ливийского конфликта, одновременно оставаясь «нейтральным».

За неделю до главы ПНС в Алжире побывал спикер избранного ливийского парламента (поддерживает восточное правительство) Акила Салех.

21 июня Минобороны АНДР объявило, что накануне 1 солдат погиб в ходе перестрелки с вооруженными исламистами в провинции Айн Дефла в центральной части страны.

28 июня стало известно, что накануне алжирские военные понесли новые потери. В ходе операции по зачистке местности в провинции Медеа в результате подрыва на самодельном взрывном устройстве погибли 2 военных – офицер и солдат.

24 июня президент АНДР А.Теббун произвел частичные перестановки в правительстве. Они коснулись ключевых для страны постов министров финансов и энергетики.

Министром энергетики стал Абдельмаджид Аттар, бывший генеральный директор алжирского нефтегазового гиганта СОНАТРАК (1997-2000). Он сменил на этом посту Мухаммеда Аркаба, перешедшего на пост министра шахт.

Министром финансов стал Аймен Бен Абдеррахман, бывший до этого управляющим Центрального банка. Он сменил на министерском посту Абдеррахмана Рауйю.

Поменялись также главы министерств высшего образования, сельского хозяйства, транспорта и туризма. Не обошлось без скандала. Едва назначенный на пост министра-делегата по делам алжирской диаспоры Самир Шаабна тут же был снят с должности из-за его отказа аннулировать имеющееся у него двойное франко-алжирское гражданство.

24 июня алжирская Фемида вынесла суровые приговоры в отношении большой группы бывших политиков эпохи А.Бутефлики и одного из патронов автомобильного сектора в рамках очередного дела о коррупции. Из 17 человек, проходивших по делу, 15 получили тюремные сроки от 2 до 20 лет. В частности, неоднократно бывший премьером Ахмед Уяхья получил 12 лет тюрьмы. Мурад Ульми, генеральный директор группы Sovac, занимавшейся продажами и сборкой автомобилей Volkswagen, получил 10 лет строгого режима, его брат Хидер Ульми – 7 лет. Находящаяся в бегах жена М.Ульми – Фатиха Бенмуса –получила заочно 20 лет, также как и скрывающийся за границей бывший министр промышленности Абдеслям Бушуареб.

Бывший шеф алжирской полиции генерал Абдельгани Хамель, недавно осужденный на 15 лет по обвинению в «незаконном обогащении», 26 июня получил еще 4 года по обвинении в «злоупотреблении властью». Занимавший такой же пост Нуреддин Беррашди по тому же делу также получил 4 года. Напомним, что одно время А.Хамель одно время даже считался возможным преемником А.Бутефлики. Он был отправлен в отставку в июне 2018 г. после скандала с наркотрафиком через территорию Алжира в Европу. Тогда возникло предположение, что некие спецслужбы не договорились …

В июне Алжир получил первую партию боевых машин поддержки танков (БМПТ) «Терминатор-2» производства «Уралвагонзавода». Об этом сообщил специализированный алжирский сайт menadefense.net.

«Национальная народная армия (ННА) получила первую партию БМПТ-72 «Терминатор-2» из 60 машин», — отмечалось в сообщении. В нем подчеркивалось, что поставка выполнена в момент, когда исполняющий обязанности начальника Генштаба ННА генерал-майор Саид Шенгриха находился с визитом в Москве — он принимал участие в торжествах по случаю 75-летия Парада Победы.

По данным издания, переговоры о поставках Алжиру БМПТ шли с 2013 года. Планируется к поставке «несколько сотен машин». Ранее оно же сообщало, что Алжир заказал 300 БМПТ. Их планируется поставить в   танковые дивизии ННА, имеющие на вооружении танки Т-90СА производства «Уралвагонзавода».

По данным издания, до поездки в Москву генерал-майор С.Шенгриха наблюдал за учениями «Щит – 2020» войск 2-го военного округа с участием 8-й танковой дивизии и 38-й механизированной бригады. В маневрах было задействовано много военной техники российского производства. Это, в частности, истребители Су-30МКА, бомбардировщики Су-24, вертолеты Ми-28НЭ, Ми-171. Впервые на учениях были использованы противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) «Корнет-ЭМ». Были показаны БТР-80, модернизированные в Алжире путем установки двух турелей с ПТРК «Корнет», зенитный ракетный комплекс «Бук-М2Э» на колесном шасси МЗКТ-6922, боевые машины пехоты БМП-1 с боевым модулем «Бережок», танки Т-90СА.

В целом, уничтожение А.Друкделя как любое явление имеет свои положительные и отрицательные стороны. АКИМ в Сахеле долгое время враждовало с джихадистской организацией «Исламское государство в Большой Сахаре» (ИГБС, «Исламское государство» запрещено в РФ) во главе с Аднаном Абу Валидом Сахрауи. Теперь последнее в связи с гибелью А.Друкделя получает определенные преимущества. Франция объявила в январе ИГБС своим главным противником в регионе. А единственным представителем главаря «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири в Сахеле, похоже, станет руководитель ГПИМ Айяд аг Гали.