- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О причинах ухудшения отношений ОАЭ с Эритреей и Сомали

Объединенные Арабские Эмираты больше не приветствуются с распростертыми объятиями в Эритрее, несмотря на усилия Абу-Даби подсластить дипломатическую пилюлю гуманитарной помощью для борьбы с пандемией коронавируса. ОАЭ на сегодня предоставляют продовольствие и медицинскую помощь нескольким странам в Африке, пострадавшим от пандемии, и командование контингента ВС ОАЭ на  базе в Асэбе надеялись распространить эту мягкую дипломатию на Эритрею. Но когда они предложили свою помощь местному населению в Асэбе, это предложение было недвусмысленно отклонено генералом Теклаем Кифле (он же «Манджус»), который в феврале взял на себя бразды правления Восточной оперативной зоной 4, где находится база ОАЭ. Наряду с полковником Мелаке Теклемариамом, начальником штаба командующего ВМФ Эритреи Хумеда Мохаммеда Ахмеда (он же «Карикаре»), генерал Т.Кифле является главным контактом лицом со стороны командования  эритрейской армии с эмиратскими коллегами. При этом оба они солидарно  выступают против военного присутствия ОАЭ в Эритрее. В частности, они резко критиковали Абу-Даби за то, что он пренебрегает указаниями президента Эритреи  Исайяса Афеворки и пытается установить прямы контакты  с местным населением.

Это внезапное ухудшение отношений с Эритреей застало Абу-Даби врасплох, поскольку в ОАЭ были в очень хороших отношениях с  «Карикаре», когда тот еще мог выполнять свои обязанности в полном объеме. Хотя официально он все еще является главой ВМФ Эритреи, из-за серьезной болезни он был вынужден передавать секретные досье своему начальнику штаба и часто отсутствует на службе по причине прохождения лечения. В частности, благодаря его хорошим отношениям с эмиратскими военными, он неоднократно проходил лечение в госпитале на их базе в Асэбе. Ключевым элементом дипломатической стратегии Абу-Даби стало предоставление медицинского оборудования для борьбы с коронавирусом с целью укрепления  влияния ОАЭ в ряде африканских стран и в частности на Африканском Роге.  Для доставки медикаментов в Харгейсу и Босасо, чтобы помочь Сомалиленду и Пунтленду бороться с пандемией коронавируса, в начале апреля Министерство иностранных дел ОАЭ обратилось к украинской грузовой компании ZetAvia. Самолеты этой компании уже совершили несколько рейсов туда и обратно между ОАЭ и столицами Сомали и Пунтленда. Один из украинских грузовых самолетов был замечен 15 апреля на базе ОАЭ в Асэбе. Но Эритрея отказалась от всех поставок, будь то для правительства или местного населения, и является единственной страной на континенте, которая отказалась от помощи в том числе и со стороны Джека Ма, бывшего босса Alibaba. В этой связи надо заметить, что нынешняя позиция Асмэры в общем-то обусловлена несколько моментами, и в основном — это вопрос финансовый: ОАЭ в условиях своего вывода войск из Йемена резко сократили свое финансирование в виде прямых взяток президенту Эритреи и местным военным.  Роль базы в Асэбе сильно снизилась после вывода  контингента ОАЭ из Йемена, поскольку там в основном базировались транспортные корабли и военные самолеты И материально-техническая поддержка сил в Йемене и их прикрытие с воздуха сейчас снизились в разы, отсюда и уменьшение финансовой подпитки Асмэры. Причем не только со стороны ОАЭ.

Это недовольство уровнем финансирования Асмэра продемонстрировала в начале года и Саудовской Аравии. Импульсивный эритрейский президент Исайяс Афеворки был принят в Эр-Рияде 17-19 февраля королем Сальманом бен Абдель Азизом и наследным принцем и министром обороны Мухаммедом бен Сальманом. Они заверили его, что быстро предоставят финансовую помощь, обещанную в рамках своего  спонсирования эфиопско-эритрейского мирного соглашения от июля 2018 года и участие Эритреи в альянсе стран на Красном море и Аденском заливе, который Саудовская Аравия создала для сдерживания влияния Ирана, Турции и Катара. Саудовские власти были очень серьезно обеспокоены критикой со стороны Афеворки в адрес королевства. 8 февраля он публично преуменьшил важность возглавляемого Саудовской Аравией альянса, заявив, что речь идет скорее о позерстве, чем о конкретных действиях. Ранее Асмэра резко отреагировала в прессе на заявление государственного секретаря Саудовской Аравии по африканским делам Ахмеда бен Абдель Азиза аль-Каттана, который в интервью газете «Аш-Шарк аль-Аусат» 9 января назвал мирное соглашение между Эфиопией и Эритреей первым достижением Саудовской Аравии в ее роли лидера исламского мира. Эритрея обвинила КСА в преувеличении той роли, которую оно играло.  При этом отметим, что обещанные Эр-Риядом деньги так до Асмэры в полном объеме и не пришли. В любом случае констатируем, что ОАЭ могут лишиться в конечном счете своей базы не только Асэбе, но и в Бербере (Сомалиленд). Это вполне вероятный сценарий с учетом зыбкой правовой базы с точки зрения международного признания сделки по покупке базы в Бербере у непризнанной международным сообществом Сомалиленда и нынешних консультаций по этому вопросу между Могадишо и Харгейсой.

Обратим внимание, что это ухудшение отношений происходит на фоне нового витка аналогичного ухудшения отношений ОАЭ с Сомали.  Могадишо отвергло как «нелепое» предложение ОАЭ африканскому государству присоединиться к войне в Йемене в обмен на финансовую помощь, сообщил министр иностранных дел Сомали Ахмед Исса Авад на прошлой неделе. ОАЭ предложили вновь открыть госпиталь им. шейха Зайда в Могадишо при условии, что Сомали примет участие в войне в Йемене, официально заявив о том, что архипелаг Сокотра является сомалийской территорией. Госпиталь им. шейха Зайда предлагал сомалийским гражданам бесплатную медицинскую помощь, пока  не была закрыт ОАЭ в 2018 году в рамках дипломатического скандала между Абу-Даби и Могадишо. «Сомалийцы — это не дешевые инструменты, используемые для реализации ваших требований ( … ) Йемен — соседняя и братская страна, имеющая свой суверенитет и достоинство своего народа», — сказал Ахмед Исса Авад. «Мир знает, что Сокотра — это йеменская земля, и так было с древних времен», — заключил он. Некоторые сомалийцы считают стратегически расположенный остров сомалийской территорией, и еще в 2010 году сообщалось, что Сомали обратилась в ООН с просьбой определить статус архипелага. В прошлом году Авад заявил, что отношения его страны с ОАЭ находятся не на том уровне, на котором они должны быть. Сомалийские власти также недавно разоблачили шпионскую сеть, работающую на ОАЭ. Однако на прошлой неделе ОАЭ направили самолет помощи с семью тоннами медикаментов в Джубаленд, чтобы поддержать усилия Сомали по сдерживанию распространения коронавируса.