- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турецкая противокорабельная ракета «Атмака»: состояние и перспективы проекта

Курс военно-политического руководства Турции на развитие вооруженных сил с опорой на национальные ресурсы успешно реализуется по многим направлениям. В области военно-морских вооружений в соответствии с логикой проекта последовательно продвигается разработка дозвуковой управляемой противокорабельной ракеты «Атмака», совместного производства турецких компаний Roketsan и Aselsan.

Первые испытания новой противокорабельной ракеты (ПКР) под обозначением «Атмака» (Atmaca) состоялись в 2016 году. Тогда же было объявлено, что испытательные пуски прошли успешно, и, как ожидается, в течение нескольких ближайших лет ракета поступит на вооружение ВМС Турции.

Согласно открытым источникам, ПКР «Атмака» разрабатывается как средство поражения морских и наземных целей и пригодна для пуска с наземных и морских боевых платформ. По ряду экспертных оценок, исходя из своих ТТХ и анализа поведения боеприпаса во время испытательных пусков, турецкая разработка может рассматриваться, как гибрид французской крылатой ПКР «Экзосет» (ММ40 Exocet) и американской КР «Гарпун» (AGM-84 Harpoon).

ПКР «Атмака» имеет калибр 350 мм и размах крыльев – 1,3 м. Длина ракеты в зависимости от источника колеблется в диапазоне от 4,8 (сайт компании Roketsan) до 6 м (другие источники). При общем весе в 800 кг ПКР  несет фугасную боевую часть весом до 250 кг. В ходе проведенных испытаний прототипы достигли максимальной дальности полета в 220 км.

Первые модификации ПКР оснащались двигательной установкой Microturbo. В настоящее время на ракету устанавливается турбореактивный двигатель TR40 производства французской компании Safran. Предполагается, что силовые блоки ПКР обеспечивают ей крейсерскую скорость между 0,85 — 0,95 Маха. Кроме того, если двигатель Teledyne CAEJ402-CA-400 Turbojet, используемый в КР «Гарпун», обеспечивает тягу 2,92 кН и имеет продолжительность работы 15 минут, то  турбореактивный двигатель TR40, установленный в ПКР «Атмака», развивает тягу 2,5-3,4 кН и находится в активном состоянии 25 минут. Одновременно, сообщается об организации  серийного производства аналогичных двигателей турецкой разработки под обозначением KALE-3500. Весьма вероятно, что интеграция силовых блоков KALE-3500 в изделие произойдет на этапе близком к серийному производству боеприпаса.

Система наведения «Атмака» включает инерциальный модуль, действующий на среднем участке траектории, и блок системы глобального позиционирования GPS, подключаемый по мере приближения к району объекта поражения. На участке подлета к цели поиск противника выполняет активный высокочастотный искатель головки самонаведения (Bank Aktif RF) от компании Aselsan. Для использования в прототипах ракет Aselsan поставила более 20 радиочастотных искателей Ku-диапазона (используемых при стрельбе) с «механически управляемыми лопастными антеннами». При их изготовлении используется полупроводниковая технология вместо так называемых «трубок бегущей волны» (Traveling Wave Tubes, TWT), устанавливаемых в ракетах «Гарпун».

Оператор боевого поста корабельного ракетного комплекса получает информацию от ПКР «Атмака» по цифровому каналу связи. Для повышения его защищенности планируется установка блока двусторонней шифрованной связи (Atmaca Data Terminal, ADT), его разработка ведется в рамках проекта KEMENT. В перспективе модуль ADT дополнит радиоэлектронную начинку ракеты.

По утверждению производителя, ПКР «Атмака» может применяться в любых погодных условиях, имеет низкое радиолокационное отражение и возможность трехмерного планирования миссии. Непосредственное взаимодействие с целью осуществляется в одном из трех режимов: прямая атака, атака сверху и повторная атака.

В течение 2019 года турецкие СМИ активно освещали испытательные пуски ракеты с наземной пусковой установки, а также первый морской старт ПКР «Атмака». Наземные тестовые пуски состоялись в мае и сентябре на ракетном полигоне «Синоп». Ракеты стартовали в направлении Черного моря. Управление оборонной промышленности Турции (SSB) 25 сентября 2019 года выложило сообщение и короткое видео о сентябрьском испытании на своей странице в социальной сети «Твиттер».

Презентация морского старта «Атмака» состоялась на 9-м семинаре по военно-морским системам, проходившем 14-15 октября 2019 года. В ходе мероприятия Командующий тыловым обеспечением ВМС Турции (Turkish Naval Forces Naval Technical Commander) контр-адмирал Рамис Акин (Ramis Akin) объявил о намеченном на начало ноября испытательном пуске управляемой ракеты «Атмака» с борта корвета «Киналиада» (TCG Kınalıada, F 514, тип ADA). Выступавший за ним исполняющий обязанности директора проектно-конструкторского бюро (DPO) ВМС Турции полковник Эркан Юлкю (Erkan Ülkü) уточнил, что пусковая установка с предназначенными для тестов ПКР «Атмака» установлена по левому, а ПУ с ПКР «Гарпун» – по правому борту корвета.

Состоявшийся 3 ноября 2019 года первый морской старт «Атмака» с надводной платформы командование ВМС Турции признало удачным, о чём сообщило на следующий день в очередном видео на странице в «Твиттере».

Несмотря на краткость видеоматериалов, предоставленных Управлением оборонной промышленности, зарубежные военные специалисты обратили внимание на ряд особенностей проведенных тестов и летных характеристик ПКР «Атмака». Прежде отмечено, что пока для испытаний используются прототипы ракет без реальных боевых зарядов (предположительно произведено около 20 единиц). В качестве надводной цели в море применяется трехмерная фиксированная плавающая сетчатая мишень с уголковым радиолокационным отражателем.

Согласно видео от 25 сентября 2019 года, стартовый двигатель ракеты, запущенной в направлении Черного моря с наземной пусковой установки на полигоне «Синоп», отделился от корпуса ПКР «Атмака» примерно через 6 секунд. Во время стрельбы с борта корвета «Киналиада» 3 ноября 2019 года после выхода ракеты в 10:15 из одной из четырех труб ПУ отделение стартового двигателя произошло уже на 5-й секунде.

Другим примечательным моментом, стало то, что на начальном этапе траектории ПКР «Атмака» имеет профиль полета более характерный для ракеты «Экзоскет», а не «Гарпун». Как известно, покинув пусковую установку, ракета «Гарпун» сначала поднимается на высоту 600 м, с которой затем спускается к своей цели. Существует мнение, что подобная концепция представляет высокий риск, поскольку профиль полета боеприпаса по восходящей линии позволяет вычислить местоположение огневой платформы. С другой стороны, ракета «Экзосет» после старта направляется к цели на более низкой высоте (100 м и ниже). Согласно снимку испытательного пуска, который проводился в полдень 18 сентября 2019 года ПКР «Атмака» почти коснулась водной поверхности: выполняя полет на предельно малой высоте (режим Super Sea-Skimming) ракета опустилась до 0,93 м над уровнем моря.

На видео первого морского старта также отчетливо видно, что на участке подлета к цели ПКР «Атмака» на высоте 5-10 м над поверхностью воды первоначально уходит влево, а затем снова поворачивает вправо и возвращается к своему первоначальному курсу. Аналитики полагают, что данный маневр выполняется с целью преодоления угрозы корабельных зенитно-артиллерийских средств ближнего действия (CIWS). Кроме того, видео ясно показывает, что противокорабельная ракета при поражении мишени проходит чуть выше радиолокационного отражателя. Считается, что это доказывает прямое попадание ПКР «Атмака» в цель «с идеальной точностью» (5 м и ниже).

Как известно, в последнем квартале 2018 года между Управлением оборонной промышленности Турции и компанией Roketsan был подписан договор на серийное производство управляемых ракет класса «поверхность-поверхность» («Атмака»). Официальное объявление о заключенном контракте появилось 2 ноября 2018 года.

Согласно публикациям, на рубеже конца 2019, начала 2020 года исследования в рамках проекта продолжались, а производство находилось на начальной фазе изготовления оружия в небольшом количестве (Low Rate Initial Production, LRIP). Первоначально предполагалось, что в рамках этапа LRIP будут поставлены 64 ракеты «Атмака» для использования на фрегатах проекта İSTİF. Однако, когда проект İSTİF  отложили, командование ВМС Турции приняло решение интегрировать ракету в корветы типа ADA. Поскольку  намеченная установка ПКР «Атмака» на корветы «Киналиада» и «Бургазада» (TCG Burgazada) предполагает увеличение потребности в необходимом количестве боеприпасов – соответствующие изменения внесли и в контракт на производство оружия.

Корвет «Киналиада» оснащен системой боевого управления ADVENT. Система БУ в настоящее время проходит модернизацию, которую планируется завершить в 2020 году. Корвет «Бургазада» оборудован СБУ GENESIS. Как отмечают турецкие источники ни одна, ни вторая СБУ не имеют в своем составе отдельной консоли оператора (AN/SWG-1/1A) для управления ПКР «Гарпун», а функция пуска как КР «Гарпун», так и ПКР «Атмака» могут выполняться со всех пультов операторов в комбинированном информационном центре (Combat Information Center, CIC).

Первоначально сообщалось, что если текущие исследования продолжатся в соответствии с планом, то поставки «Атмака» на этапе LRIP начнутся в 2019 году и будут завершены к 2020 году. Однако, по мнению ряда экспертов, высока вероятность того, что из-за дополнительных доработок ракет и международного эмбарго первоначальный график претерпит изменения в сторону увеличения сроков. Фактически, 4 ноября 2019 года на официальной странице SSB в «Твиттере» было объявлено, что ПКР «Атмака» должна поступить в арсеналы ВМС Турции во второй половине 2020 года. Вместе с тем, несмотря на то, что первый фрегат типа İSTİF «Стамбул» (F-515) планировалось ввести в эксплуатацию в 2021 году, ожидается, что в этот период корабль только спустят на воду, а введение в эксплуатацию, согласно текущему графику, произойдет уже во второй половине 2023 года.

В конце 2019 года стартовала вторая фаза проекта «Атмака», направленная на разработку версии блок II, пригодной для запуска из торпедных труб подводных лодок (ПЛ). Предполагается, что модифицированная ракета сможет выходить из 533 мм торпедного аппарата с использованием специальной капсулы (по аналогии с инкапсулированный версией КР «Гарпун»). Кроме того, ожидается, что ГСН блока II получит продвинутый двухрежимный активным искатель типа RF+IIR. Особенности реализации второй фазы проекта «Атмака» были доложены специалистами компании TÜBİTAK SAGE в ходе международного симпозиума в ноябре 2019 года. Компания TÜBİTAK SAGE выбрана в качестве головного подрядчика, ответственного за разработку версии ПКР для подводных лодок. Ожидается, что ПКР «Атмака» блок II будут оснащаться турецкие ПЛ типов «Превезе» и «Рейс».

Таким образом, можно констатировать, что разработчикам ПКР «Атмака» удалось создать современный боеприпас для поражения морских и наземных целей. Несмотря на то, что в конструкции испытанных прототипов пока имеются импортные модули, турецкая промышленность последовательно работает над их замещением. Можно ожидать, что серийное производство ракет для использования с наземных и надводных боевых платформ будет запущено в течение ближайших полутора лет. Блок II для ПЛ, вероятно, поступит на вооружение через 3-4 года. В целом, же ПКР «Атмака» представляет значительную угрозу для противника и способна существенно повысить огневые возможности ВМС Турции.