- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильские эксперты моделируют развитие событий в случае аннексии частей Западного берега р. Иордан. Часть 3

Ведущий израильский аналитический центр Институт исследований национальной безопасности (INSS) в Тель-Авиве провел военную игру, имитирующую развитие событий, которое, по мнению его экспертов, последует за решением премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху аннексировать части Западного берега р. Иордан. Они отмечают, что план Б.Нетаньяху вернул палестинскую проблему в политическую повестку дня международного сообщества. Эксперты INSS предупреждают, что принятие израильским руководством решений по этому вопросу мотивировано краткосрочными тактическими соображениями, а не стратегией. Односторонняя аннексия может привести к «драматическим шагам, которые изменят правила игры». Выводы, к которым пришли участники моделирования, заключаются в том, что реализация плана аннексии будет приостановлена на фоне ряда потенциально усиливающихся негативных для Израиля дипломатических последствий и проблем в сфере безопасности. Конфликтующие стороны будут вынуждены присоединиться к плану «квартета» международных посредников ближневосточного урегулирования, включающего Россию. План заключается в приостановке, как аннексии, так и создания палестинского государства, возвращении конфликтующих сторон к столу переговоров на основе «сделки века» Д.Трампа и Арабской мирной инициативы[i] [1].

Иерусалимский институт стратегии и безопасности (Jerusalem Institute for Strategy and Security, JISS) совместно с проправительственной газетой Israel Hayom также провели трехчасовую игру, задача которой заключалась в том, чтобы определить направление развития событий после решения израильского правительства об аннексии. Результатом игры стала частичная аннексия Израилем территорий Западного берега р. Иордан. В ходе ситуационного моделирования выяснилось, насколько сложным будет решение об аннексии, последствия которой сразу же будут ощущаться во всем регионе и мире. Несмотря на то, что в игре так и не было решено много вопросов, и долгосрочные последствия аннексии так и остались неопределенными, все-таки правительство Нетаньяху-Ганца решилось на «распространение израильского суверенитета» на части Западного берега р. Иордан. При этом отмечается, что из-за аннексии Израиль понесет финансовые издержки, столкнется с проблемами на международной арене и высокими расходами на обеспечение безопасности, но все это не приведет ни к чему такому, с чем Израиль не смог бы справиться.

Отметим, что Иерусалимский институт стратегии и безопасности, созданный в конце 2017 года «командой опытных экспертов в сфере национальной безопасности, офицеров разведки и ученых, а также бывших лиц, принимающих решения, самого высокого уровня, включая руководителей израильских служб безопасности», продвигает «консервативное стратегическое мировоззрение». Это правый «ястребиный» аналитический центр в сфере безопасности, эксперты которого (в отличие от Иерусалимского центра публичной политики) меньше акцентируют внимание на международную аудиторию, и стараются больше влиять на внутренний дискурс в Израиле[ii] [2].

В моделировании приняли участие ведущие эксперты JISS:

— генерал-майор (в отставке) Яаков Амидрор, бывший советник по национальной безопасности и старший научный сотрудник JISS (при поддержке Энн и Грега Росхандлер) – в роли советника по национальной безопасности премьер-министра;

— профессор Эфраим Инбар, бывший директор Центра стратегических исследований Бегин-Садат и в настоящее время президент JISS – в роли премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху;

— Роберт Сильверман, дипломат Государственного департамента США в отставке – в качестве президента США Дональда Трампа;

— д-р Джошуа Красна, сотрудник JISS, который работал в израильском посольстве в Иордании и руководил аналитическим отделом в канцелярии премьер-министра – в ходе игры выступил от имени Иордании и арабского мира;

— д-р Эммануэль Навон, сотрудник JISS и лектор по международным отношениям в Тель-Авивском университете – в качестве представителя ЕС;

— полковник (в отставке) д-р Эран Лерман, вице-президент JISS и бывший заместитель директора по внешней политике и международным делам в Совете национальной безопасности – в роли главы Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуда Аббаса и других палестинских фракций;

— Мики Ахаронсон из JISS, бывшая глава Управления внешних связей Совета национальной безопасности – выступила в качестве модератора дискуссии[iii] [3].

По сценарию, за три дня до объявления об аннексии на заседании кабинета министров Израиля Совет национальной безопасности готовит решение для правительства в виде четырех вариантов. В этих условиях М.Аббас заявил, что «протест ПНА не будет насильственным». Палестинцы «заблокируют дороги через территории, которые сионистский оккупант планирует захватить, особенно по маршруту 90 и дороге, известной как Алон-роуд», но при этом они не повторят ошибки прошлого и предшественника М.Аббаса (Ясира Арафата) и не будут использовать огнестрельное оружие.

В ходе игры, власти ПНА «попросят Египет провести экстренный саммит Лиги арабских государств и друзей Палестины – Индонезии, Кувейта и Южной Африки, – чтобы внести в Совет Безопасности предложение, которое в дополнение к осуждению [аннексии] будет ссылаться на пункт 7 Устава ООН, позволяющий ввести санкции и даже применить силу для восстановления международного мира и безопасности». ПНА также инициирует обращение к прокурору Международного уголовного суда в Гааге и просит ее предъявить обвинение премьер-министру Израиля, министру обороны, начальнику генштаба [ЦАХАЛа] и другим лицам в соответствии со статьей 8 Римского статута».

Министр иностранных дел Иордании Айман ас-Сафади (Дж.Красна) заверил председателя ПНА в том, что «Иордания также не будет безучастно смотреть на израильские действия, которые призваны перечеркнуть решение проблемы [путем создания] двух государств». Он пообещал «еще раз проверить, отвечает ли газовая сделка между Израилем и Иорданией иорданским интересам». Амман «решил отозвать своего посла для консультаций и пересмотреть темпы и масштабы нормализации отношений [с Израилем]».

На вопрос, рассматривает ли Иордания вариант аннулирования или отмены мирного договора с Израилем и допускает ли возможность того, что Израиль постарается использовать в качестве рычага давления ее особый статус на Храмовой горе, ас-Сафади (Дж.Красна) заявил, что «все варианты на столе, но есть надежда, что Израиль придет в себя, прежде чем нам [иорданцам] придется задуматься о шагах, касающихся мирного соглашения». Что касается Храмовой горы, министр иностранных дел Иордании четко предупредил, что если Израиль пойдет по этому пути, Амман расценит это как серьезное нарушение мирного договора, что «будет иметь последствия для всех мусульман во всем мире».

Тем временем позиция ХАМАСа в секторе Газа заключается в том, что движение «не инициирует провокации, но и не мешает своим людям реагировать». Если иранцы попросят запустить несколько ракет в сторону Израиля в качестве послания евреям, власти в Газе не смогут этому воспрепятствовать.

ЕС «продолжает поддерживать решение о двух государствах и рассматривает одностороннюю израильскую аннексию как нарушение международного права, Женевских конвенций и Резолюции 2334 Совета Безопасности ООН. Подобно тому, как ЕС ввел санкции против России из-за «аннексии Крыма», он также введет санкции против Израиля. Брюссель пересмотрит свое участие в строительстве газопровода между Израилем, Кипром, Грецией и другими странами ЕС. По-видимому, Брюссель не включит Израиль в программу исследований и инноваций Horizon 2021 для научно-промышленного сотрудничества, и значительно сократит экономические связи с Израилем, как это было сделано в отношении России.

В ходе игры рассматривался вопрос, чья позиция по аннексии более близка президенту США Дональду Трампу – Джареда Кушнера, его зятя и старшего советника, или Дэвида Фридмана, посла США в Израиле, ярого сторонника еврейского поселенческого движения на Западном берегу р. Иордан. При этом отмечено, что «дипломатия – не сильная сторона Д.Трампа». Сам он придерживается простых принципов. Во-первых, победить претендента на президентских выборах от Демократической партии США. Д.Трамп поддержит все, что ему в этом поможет, и заблокирует все, что может встать на его пути. Во-вторых, сохранить дружбу и союз с Израилем. Глава Белого дома также критикует Иорданию, исходя из того, что «она нуждается в США». По вопросу о согласии между Б.Нетаньяху и Б.Ганцем, которое является условием для получения от американцев «зеленого света» для аннексии, позиция Д.Трампа следующая: «США не вмешиваются во внутренние дела Израиля, но предпочитают, чтобы было достигнуто широкое согласие».

В условиях различного отношения к реализации «сделки века» – посол Д.Фридман продвигает идею немедленной аннексии, в то время как Дж.Кушнер настаивает, чтобы Израиль не выдвигал каких-либо дальнейших требований в отношении «зоны С», части которой не будут аннексированы Израилем, – позиция Д.Трампа заключается в том, что «Д.Фридман – отличный посол, но тот, кто представляет его мнение, это Дж.Кушнер, к словам которого он прислушивается».

Тем временем, кабинет министров Израиля собирается на заседании, на котором планируется рассмотрение вопроса об объявлении аннексии частей Западного берега р. Иордан. О ходе дискуссии и принятых решениях в следующей части статьи.

[i] [4] INSS War Game: The Annexation Trap and the Emergency Exit // INSS. 08.07.2020 — file:///C:/Users/user/Downloads/special-publication-080720.pdf

[ii] [5] New hawkish security think tank launched in Jerusalem // The Times of Israel. 07.11.2017 — https://www.timesofisrael.com/new-hawkish-security-think-tank-launched-in-jerusalem/

[iii] [6] Game of sovereignty: Experts imagine the ‘day after’ // JISS. 02.07.2020 — https://jiss.org.il/en/jiss-game-of-sovereignty/