- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильские эксперты о новом военном соглашении между Ираном и Сирией

В Дамаске 9 июля этого года Иран и Сирия в лице высокопоставленных военных двух стран договорились о расширении военного сотрудничества. Подписанное соглашение призвано укрепить военное взаимодействие между двумя союзниками «на всех уровнях». Высокопоставленные чиновники двух стран заявили, что координация между Ираном и Сирией будет продолжаться в свете «растущих» угроз терроризма, «поддерживаемого иностранными державами».

После церемонии подписания соглашения начальник Генерального штаба ВС ИРИ генерал Мохаммад Багери заявил, что Дамаск «решительно отреагировал» на действия Израиля на сирийской территории, особенно перед лицом авиаударов. «С сегодняшнего дня Иран будет укреплять военные отношения между двумя странами, в том числе усиливать сирийские оборонительные системы», – сказал иранский генерал. По его словам, «в рамках подписанного соглашения мы усилим системы ПВО Сирии и поможем ей справиться с давлением со стороны США». «Любой, кто рискует разрушить связь между Дамаском и Тегераном, живет в иллюзиях и должен проснуться», — заявил он. Он также добавил, что «Турция медлит с выполнением своей роли в соответствии с соглашениями, достигнутыми в Астане, о выдворении террористических групп из Сирии. Турции необходимо осознать, что решение ее проблем безопасности – это переговоры и взаимопонимание с Сирией, а не присутствие на сирийской территории». М.Багери сказал, что Иран присутствует в Сирии по требованию Дамаска, «чтобы защитить свой суверенитет».

В последние месяцы возросла активность Израиля в Сирии, и некоторые источники в сфере безопасности еврейского государства даже заявили, что в результате Иран начинает сокращать свое присутствие в стране. М.Багери отметил, что иранцы на сирийской территории «помогли в борьбе с террористическими организациями и послужили народу, армии и правительству Сирии»[i] [1].

Министр обороны Сирии генерал Али Абдулла Айюб в конце встречи сказал: «Если бы правительство Соединенных Штатов могло поставить страны сопротивления на колени, включая Сирию и Иран, оно не колебалось бы ни минуты. Нет сомнений, что сирийская армия победит и на этот раз».

Jerusalem Post отмечает, что сирийские и иранские официальные лица в ходе встречи обсудили необходимость вывода «иностранных сил, незаконно вошедших в страну». А.Айюб заявил, что «Закон Цезаря», предполагающий санкции США против режима Башара Асада и его сторонников, направлен против сирийцев, детей, снабжения их продовольствием и лекарствами, и подчеркнул необходимость противостоять санкциям. По словам министра обороны САР, сирийская армия идет к «победе»; он подчеркнул, что Израиль является сильным партнером в войне против Сирии и что повстанческие группировки – «часть израильской агрессии»[ii] [2].

Израильская проправительственная газета Israel Hayom пишет о том, что соглашение между Ираном и Сирией было подписано на фоне американских призывов к иранским войскам покинуть сирийскую территорию. В прошлом месяце Fox News опубликовал документ «о продолжении создания Исламской Республики на территории Сирии». Спутниковые снимки, сделанные международным разведывательным агентством Imagesat International, показывают, что Иран строит сеть бункеров для хранения оружия в юго-восточной Сирии, недалеко от иракской границы. Судя по фотографиям, бульдозеры Корпуса стражей исламской революции (КСИР) строят подземные сооружения на базе Имама Али, используемой «Аль-Кудс», спецподразделением КСИР, недалеко от иракской границы и города Абу-Камаль. На фотографиях видны бульдозеры рядом с протяженными сооружениями, в которых, по оценкам агентства, могут содержаться ракеты средней дальности[iii] [3].

Йони Бен Менахем, аналитик правого Иерусалимского центра публичной политики (Jerusalem center for public affairs, JCPA), полагает, что важной частью соглашения является поставка совершенно новой системы противовоздушной обороны, разработанной Ираном, аналогичной российскому зенитно-ракетному комплексу (ЗРК) С-300, для укрепления ее системы противовоздушной обороны. Речь идет о ЗРК «Хордад-3», с помощью которого иранцы сбили американский беспилотник Global Hawk в июне прошлого года. Со ссылкой на сообщения в СМИ он отмечает, что один из командиров КСИР, который присутствовал на церемонии подписания соглашения, заявил, что отныне «правила конфликта изменятся».

С.Франтцман, колумнист и аналитик по Ближнему Востоку в Jerusalem Post, полагает, что поставка в Сирию ЗРК «Хордад-3» или других систем противовоздушной обороны может представлять угрозу для Израиля, но скорее всего, заключенное соглашение станет лишь политическим стимулом для Дамаска без реальных военных последствий в ближайшем будущем. Помощь Ирана в усилении сирийской ПВО также может иметь последствия для военного присутствия на сирийской территории Турции, которая «совместно с Ираном и Россией регулярно занимается вопросами, связанными с Сирией». «Все они выступают против присутствия США в Сирии, а Турция и Иран вместе противостоят курдским диссидентам и боевикам. Это означает, что усиление противовоздушной обороны Сирии является иранским посланием Израилю, США и, возможно, Турции».

С.Франтцман пишет, что ЗРК «Хордад-3», основанный на российском С-300, появились в Сирии еще в апреле 2018 года, когда, согласно сообщению в израильском новостном портале Ynet, они были доставлены на базу Т-4 и сразу же уничтожены израильскими ВВС. «По-видимому, командир спецподразделения КСИР Касем Сулеймани был настолько разгневан разрушением драгоценной системы, что приказал запустить ракеты по Израилю». В публикации за 2018 год также говорится о том, что ««Хордад-3» был доставлен на Т-4 после серии инцидентов, в ходе которых Иран в феврале запустил с базы Т-4 в израильское воздушное пространство БПЛА, который был сбит Израилем». Ynet отмечает в своей статье от 15 мая 2018 года, что последующие удары по T-4 привели к тому, что Иран установил ЗРК, но они также были уничтожены израильскими военными.

Аналитик Jerusalem Post отмечает, что сирийская ПВО за эти годы не смогла остановить как израильские авиаудары по стране, так и со стороны США в 2017 году, и часто срабатывала настолько неадекватно, что ставила под угрозу союзников Сирии. В 2017 году беспорядочно запущенная ракета С-200 была перехвачена израильским противоракетным комплексом «Стрела» («Хец»). Ynet в то время сообщил, что ракета несла 200-килограммовую боеголовку и направлялась в сторону Иорданской долины. В сентябре 2018 года сирийский ЗРК С-200, целясь по израильскому истребителю, сбил российский военный самолет ИЛ-20. Со ссылкой на The National Interest, израильский аналитик отмечает, что в январе 2019 года израильский беспилотник уничтожил сирийский ЗРПК российского производства «Панцирь». Он напомнил о публикации на индийском новостном портале Defense World, в которой предполагалось, что к обнаружению и уничтожению ЗРПК привел мобильный телефон, используемый сирийским военным. В июле 2019 года сирийцы выпустили ракету С-200, которая упала на Кипре. Аналитик Jerusalem Post цитирует Business Insider, который пишет о том, что ПВО Сирии «сильно пострадала от израильских сил в Сирии». В мае i24 (израильский новостной канал) на своем сайте написал, что сирийский радар российского производства также «мало полезен против предполагаемого израильского авиаудара».

Короче говоря, согласно аналитику Jerusalem Post, у сирийской ПВО много проблем. Сирийцы хотели получить С-300 из России после инцидента в сентябре 2018 года, но так и неясно, были ли эти комплексы развернуты. В сообщениях за июнь 2019 года указывалось, что сирийские С-300 могли быть приведены в рабочее состояние и были развернуты в Масьяфе близ Хамы. В целом, заключает С.Франтцман, ПВО Сирии в значительной степени не смогла остановить израильские авиаудары по Сирии. Это, по его словам, не означает, что она не соответствует стандартам, но может говорить об уровне сложности, с которым сталкиваются сирийские военные, или о сложности израильских атак. Это еще вопрос, получит ли Сирия иранские системы ПВО. Даже у Ирана есть проблемы с его ПВО, хотя иранцы сбили американский БПЛА, который был относительно крупной целью. В январе этого года Иран по ошибке сбил украинский гражданский авиалайнер[iv] [4].

Йони Бен Менахем, ссылаясь на сирийские источники, пишете о том, что Россия отказалась дать «зеленый свет» президенту Сирии Башару Асаду для использования систем С-300, которые находятся в Сирии более года и эксплуатируются российскими военными, поэтому Дамаск обратился к Тегерану за помощью в условиях продолжающихся израильских авиаударов по сирийской территории.

Заключив новое соглашение о военном сотрудничестве, полагает аналитик JCPA, Сирия и Иран, похоже, посылают сообщение Соединенным Штатам и Израилю о том, что Иран продолжит военное закрепление в Сирии, и что это долгосрочное военное сотрудничество, а американский «Закон Цезаря» не помешает им в осуществлении их планов. Он отмечает высказывание Бусейны Шаабан, политического советника Б.Асада, телеканалу «Аль-Масира», относительно того, что новое военное соглашение между Сирией и Ираном призвано противостоять «Закону Цезаря» США и улучшить координацию действий между странами «Оси сопротивления» против США и Израиля.

Он также ссылается на источники в Сирии, согласно которым, соглашение призвано сигнализировать Турции о том, что Тегеран находится на стороне Дамаска, когда речь заходит о турецкой угрозе на севере Сирии. Начальник Генштаба ВС ИРИ М.Багери заявил на совместной пресс-конференции с министром обороны Сирии, что «Турция должна вывести своих военных из северной части Сирии и начать диалог с сирийским режимом».

В любом случае, полагает Йони Бен Менахем, Израиль не может игнорировать тот факт, что Иран и Сирия планируют эскалацию в регионе на фоне взрыва на ядерном объекте в Натанзе и кибератак на Иран, приписываемых Израилю, и продолжающихся израильских атак в регионе.

Он задается вопросом, планирует ли Иран нападение на Израиль с сирийской территории. Другой вопрос для него заключается в том, сообщил ли Дамаск президенту РФ В.Путину о заключении нового военного соглашения с Тегераном, которое усиливает позиции Ирана в Сирии и делает иранцев партнерами сирийской регулярной армии. Президент Б.Асад, по мнению Йони Бен Менахема, не складывает все яйца в одну корзину (Москвы). Соперничество между Россией и Ираном за контроль над природными ресурсами Сирии не является секретом, и Дамаск пытается получить максимальную выгоду от обеих сторон. После церемонии подписания военного соглашения, состоявшегося в Министерстве обороны Сирии, Б.Асад приветствовал генерала М.Багери и высоко оценил стратегические отношения между двумя странами.

Аналитик JCPA полагает, что сирийско-иранский альянс является посланием Израилю и США. Неудивительно, что оно было заключено сразу после вступления в силу американского «Закона Цезаря», который допускает расширение санкций в отношении Сирии и всех тех, кто ее поддерживает, и взрыва на иранском ядерном объекте в Натанзе. Он отмечает, что по оценкам израильской разведки, после убийства в начале этого года иранского генерала Касема Сулеймани, последствия взрыва на ядерном объекте в Натанзе и возможное повреждение объекта с баллистическими ракетами в Парчине стали еще одним болезненным ударом по Ирану и его стратегическим амбициям в регионе. Взрыв в Натанзе задержал иранскую программу обогащения урана на два года. Иранцы расценивают эту диверсию как результат тесного сотрудничества между главой Моссада Йоси Коэном и государственным секретарем США Майком Помпео, который возглавлял ЦРУ. Прежде чем ответить, иранское руководство ожидает официальный отчет Высшего совета национальной безопасности Ирана о причинах взрыва.

Со ссылкой на появляющиеся оценки американской и израильской разведок, аналитик JCPA полагает, что иранцы попытаются ответить без «отпечатков пальцев» до ноября этого года, когда состоятся президентские выборы в США, «чтобы избежать резкого американского ответа президента Д.Трампа и сильного израильского ответа при американской поддержке. В настоящее время в высших эшелонах власти Ирана существуют разногласия относительно характера и времени ответного удара, и они ожидают решения верховного лидера Али Хаменеи».

Поэтому израильский аналитик выделяет несколько сценариев возможной иранской реакции:

— Кибератака на инфраструктурные объекты в Израиле.

— Террористические нападения за границей на израильские или еврейские объекты.

— Ракетный обстрел посольства США в Багдаде и иракских баз, на которых размещены американские военные.

— Ракетные обстрелы Израиля с сирийской территории, запуск БПЛА проиранскими ополченцами или «Хизбаллой».

Поэтому, полагает израильский аналитик, «соглашение о военном сотрудничестве, подписанное между Ираном и Сирией, имеет большое значение, дыма без огня не бывает, две страны готовятся к эскалации насилия в регионе»[v] [5].

В целом, очередное ирано-сирийское соглашение о военном сотрудничестве не вызвало в Израиле видимого интереса, хотя бесспорно оценивается и анализируется соответствующими аналитическими центрами ЦАХАЛа и Моссада.

[i] [6] ישראליות תקיפות מפני ההגנה מערכות לשיפור הסכם על סוריה עם חתמה איראן // Walla. 08.07.2020 — https://news.walla.co.il/item/3372502

[ii] [7] Iran commits to improve Syrian air defenses in military cooperation deal // Jerusalem Post. 08.07.2020 — https://www.jpost.com/middle-east/iran-commits-to-improve-syrian-air-defenses-in-military-cooperation-deal-634293

[iii] [8] צבאי פ»שת הסכם על חתמו וסוריה איראן // Israel Hayom. 08.07.2020 — https://www.israelhayom.co.il/article/778911

[iv] [9] Will Iran deploy its 3rd Khordad lethal air defense in Syria? // Jerusalem Post. 09.07.2020 — https://www.jpost.com/middle-east/iran-news/will-iran-deploy-its-3rd-khordad-lethal-air-defense-to-syria-634471

[v] [10] ב”ולארה לישראל מסר :איראן –סוריה ברית // JCPA. 13.07.2020 — https://jcpa.org.il/article/ברית-סוריה-איראן-מסר-לישראל-ולארהב/