- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Сирия: о лагере беженцев Рукбан и лагере палестинских беженцев Ярмук

Мужская часть населения лагеря беженцев Рукбан в Сирии вынуждена вступать в вооруженные отряды, подконтрольные США. Об этом говорится в распространенном 17 июля совместном заявлении российского и сирийского межведомственных координационных штабов.
«Чтобы выжить в «Рукбане» и прокормить семьи, мужское население вынуждено вступать в ряды подконтрольных США вооруженных отрядов», — говорится в заявлении.
Такие показания дали прорвавшиеся на подконтрольную сирийскому правительству территорию боевики вооруженного бандформирования «Магавир-ас-Саура». Они также сообщили, что «подконтрольными американской стороне боевиками умышленно создаются условия, при которых люди, не желающие воевать и быть участниками каких-либо группировок, не получают продовольствия, медицинской помощи».
РФ и Сирия призвали США прекратить оказывать дестабилизирующее влияние на обстановку в Сирии, строго соблюдать международное право, принципы ООН и незамедлительно передать правительству Сирии контроль над всеми незаконно оккупируемыми сирийскими территориями. «Дальнейшая оккупация США и их союзниками территорий Сирии только увеличивает страдания мирных граждан и затягивает возвращение к мирной жизни в стране», — говорится в документе.
Совместное заявление межведомственных координационных штабов подписали руководитель межведомственного координационного штаба РФ по возвращению беженцев на территорию Сирии — начальник Национального центра управления обороной РФ Михаил Мизинцев и руководитель межведомственного координационного штаба Сирии по возвращению беженцев на территорию страны — министр местного самоуправления Хусейн Махлюф. В связи со сказанным снова отметим, что наличие лагерей сирийских беженцев  продолжает оставаться «головной болью» для сирийского режима и российских военных. Мы уже сообщали и повторим, что наличие таких лагерей является фактором дополнительной дестабилизации ситуации с точки зрения превращения их в оплоты вооруженной оппозиции и центры по рекрутированию новых боевиков. И в данном случае говорить о «бедных сирийских гражданах», которых американцы или кто-то еще морят голодом, излишне. Такой выбор эта категория суннитского населения сделала сама и осознанно, и он был предопределен самим межконфессиональным в первую очередь характером гражданской войны. В этой ситуации взывать к гуманитарным аспектам можно только с точки зрения пропаганды, при этом она должна не мешать реальной работе по максимальной минимизации негативного влияния этого фактора на ситуацию. Что касается лагерей беженцев на неподконтрольных Дамаску территориях, то фактически повлиять на ситуацию там нереально, можно только говорить «об ужасах», которые испытывают беженцы, и, что более, существенно, мониторить ситуацию там через оперативные позиции, Главное, что не надо делать – это помогать этим лагерям гуманитарными интервенциями: если США решили их сохранить под своим влиянием, то пусть кормят население лагерей исключительно сами. Что же касается внутренних лагерей, то есть находящихся на подконтрольных сирийскому режиму территориях, то они подлежат расформированию через возвращение беженцев в места их постоянного проживания, Несколько иначе обстоит дело с лагерями палестинских беженцев, часть из которых на первом этапе гражданской войны превратились в оплоты оппозиции, В этой связи примечательна история фактической ликвидации палестинского лагеря Ярмук, чьи жители в своей массе примкнули или сочувствовали антиасадовской вооруженной оппозиции.
Напомним, что в апреле 2018 года силы правительственные силы и союзные с ними палестинские группировки под прикрытием российской авиации нанесли военный удар по лагерю палестинских беженцев Ярмук и соседнему району Аль-Хаджар аль-Асвад с заявленной целью изгнания отрядов «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). После 33 дней боевых действий сторонники ИГ и их семьи покинули Южный Дамаск и направились в пустыню Свейда в соответствии с секретной сделкой, спонсируемой Россией. В результате боевых действий было разрушено или повреждено около 80% зданий лагеря и погибло много мирных жителей; некоторые тела, как полагают, до сих пор находятся под завалами. Согласно опросу, проведенному учебным и исследовательским агентством ООН (ЮНИТАР) в марте прошлого года, лагерь Ярмук площадью менее 2,11 кв. км занял седьмое место в списке наиболее разрушенных районов Сирии. Жителям до сих пор не разрешили вернуться в свои дома под предлогом того, что вывоз щебня еще не закончен и необходимо убедиться, что дома находятся в безопасности от мин, заложенных ИГ. Основные коммуникации также должны быть восстановлены. Тем не менее, жителям было разрешено проверять свое имущество и забирать вещи во время быстрых посещений лагеря после получения разрешений службы безопасности. Заявления о судьбе лагеря и планах его восстановления были неоднозначными, и 160 000 палестинских беженцев, зарегистрированных в БАПОР, ждали, когда им станет известна судьба их лагеря и их имущества. Несмотря на молчание официальных сирийских властей, лидеры палестинских общин неоднократно заявляли, что реконструкция лагеря будет проведена, и отрицали существование планов по изменению географии и демографии. После того как БАПОР объявило, что оно ожидает решения сирийского правительства относительно реконструкции лагеря Ярмук и того, позволит ли режим палестинским жителям вернуться или нет, в декабре 2018 года заместитель министра иностранных дел Сирии Фейсал аль-Микдад был вынужден заявить, что сирийское правительство не возражает против возвращения палестинцев в Ярмук. Он добавил, что есть план организовать их возвращение, хотя сроки для этого не уточняются. С тех пор только несколько человек вернулись в свои дома в наименее пострадавших районах лагеря. Этот шаг сопровождался эпизодической активностью проправительственных сирийских и палестинских партий, которую правительственные СМИ стремились изобразить как победу воли народа над терроризмом ИГ.
Опасения палестинцев, перемещенных из лагеря Ярмук, усилились после принятия закона №10 от 4 апреля 2018 года (поправка к Декрету 66, изданному в 2012 году), направленного на  воссоздание зон восстановления в пределах провинции Дамаск. Палестинские фракции и официальные лица пытались убедить жителей Ярмука в том, что сирийские политические лидеры и руководители служб безопасности заверили их, что лагерь не будет частью реорганизации Дамаска и что он будет восстановлен в течение короткого периода времени. Однако в начале июля 2018 года Совет министров Сирии принял решение опровергнуть такие заверения и поручил Министерству общественных работ и жилищного строительства завершить разработку новых организационных планов для районов Джобар, Барзе, Кабун и Ярмук-кемп в рамках правительственного плана по возрождению районов, освобожденных от «террористов». Попытки включить лагерь в организационную структуру так называемой «провинции Большого Дамаска» потерпели неудачу из-за административной независимости, предоставленной лагерю сирийским правительствомв 1964 году, в соответствии с которой лагерь стал независимой административной единицей, связанной с Министерством местной администрации и управляемой местным комитетом лагеря Ярмук. Его возглавлял палестинец, назначенный Главным управлением по делам палестинских арабских беженцев в партнерстве с руководством страны и партией Баас (палестинское отделение), а также муниципальным советом, состоящим из представителей лагеря.
Чтобы устранить административные и юридические препятствия, которые препятствовали включению лагеря в планы развития провинции Дамаск, в правительстве заявили в ноябре 2018 года, что администрация провинции Дамаск должна заменить местный комитет лагеря Ярмук, включая его права и обязанности, и что члены комитета  теперь должны быть официально подчинены местной администрации, Аргумент властей состоял в том, что подготовка к этапу реконструкции лагеря и необходимые для этого финансовые возможности не доступны местному комитету лагеря Ярмук. На самом деле, однако, это решение было фактическим отказом от решения 1964 года о передаче лагеря в юридическое автономное управление, что означает по факту ликвидацию лагеря как места, где были нарушены правила планирования, и создание новой организационной зоны.
В сентябре прошлого года член исполнительного комитета провинции Дамаск Самир Джазаэрили представил оценку организационного плана восстановления лагеря Ярмук, отметив, что закон № 10 не будет применяться к старой части лагеря (между улицами Ярмук и Палестина, от центра Хельва Зайдан до старого медицинского центра Мухаммеда V, связанного с БАПОР), что не позволит рассматривать его как зону реконструкции, поскольку земля юридически является собственностью фонда палестинских беженцев, и строить там могут только те, кто живет в лагере. Что касается объектов, построенных в лагере незаконно, то, если они были разрушены в ходе боевых действий, они не будут восстановлены, и будут применяться обычные правила планирования. Бывший глава Совета министров Имад Хамис положил конец дискуссии, которая продолжалась с того дня, как сторонники ИГ покинули лагерь, о том, будет ли изменен статус Ярмука, как лагеря палестинских беженцев, или нет. Он объявил в октябре прошлого года, что организационный план для Ярмука и Кабуна будет объявлен в январе этого года. Хотя этот крайний срок прошел, детали этого плана оставались неясными до июня, когда провинциальный комитет согласился на внеочередной сессии объявить подробный организационный план № 105 для районов Ярмук и Кабун. Он также согласился представить планы гражданам в течение 30 дней, чтобы они могли доказать свое право на собственность и представить свои возражения.
План делит лагерь на три зоны, классифицированные в зависимости от степени ущерба (высокая, средняя и легкая); в зонах «высокого ущерба», которые включают центральные и более людные районы и улицы, будет проведена всесторонняя и радикальная реорганизация, в то время как жителям районов легкого ущерба, которые составляют 40% процентов от общей численности населения лагеря, будет разрешено вернуться в свои дома. Таким образом, план оставляет судьбу недвижимости и имущества 60 % жителей лагеря уязвимой для экспроприации гместными властями. И рискнем сказать, что вернуться в места своего прежнего проживания будет разрешено только тем лицам, которые доказали свою лояльность режиму. Компенсация тем, кто может доказать право собственности, будет предлагаться в небольших размерах. Без какой-либо компенсации останутся те жители, которые строили в нарушение законов планирования. Если этот план будет осуществлен, то он будет иметь негативные последствия для вопроса о палестинских беженцах и их праве на возвращение в лагерь с еще худшими экономическими условиями, поскольку они являются группой, наиболее пострадавшей от краха сирийской экономики; более 90% семей палестинских беженцев живут в абсолютной нищете. Это также подорвет символику Ярмука, как свидетеля изгнания палестинских арабов (Накбы), и сотрет его с карты палестинских беженцев, поскольку он будет определен как район Дамаска.