- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Что стоит за ирано-китайским стратегическим соглашением

Мировые, региональные и иранские СМИ много пишут в последние дни о некоем, рассчитанном на четверть века, стратегическом соглашении, якобы, тайно подписанном между Ираном и Китаем. Это соглашение породило массу слухов и инсинуаций, откликов и реакций как внутри Ирана, так и за его рубежами. Как становится понятно из текста документа, полученного The New York Times, соглашение открывает качественно новую страницу в диалоге двух стран, вбирая в себя взаимодействие в различных сферах, ранее не затрагиваемых в рамках билатерального сотрудничества. Китай получает взамен гарантированные поставки нефти в течение всего срока действия документа, то есть на 25 лет.

В Иране по поводу нового солашения уже идут оживленные дискуссии. Его, в частности, уже жестко осудил предыдущий президент страны М.Ахмадинежад, ряд других политиков, видящих в  нем серьезные угрозы национальной безопасности. Соглашение способно привести в действие новую протестную волну, которая, похоже,  уже начинается. Участники протестных акций считают, что документ носит неравноправный для страны характер, который даже характеризуют как колониальный. В связи с этим власти решили дать указание  имамам пятничных намазов поддержать в своих проповедях это соглашение, оценить его как имеющий полное соответствие с законами ислама. Выполняя это решение, пятничные имамы, подчиняющиеся Всеиранскому совету политики проведения намазов, структуре, работающей под патронажем верховного лидера страны аятоллы Али Хаменеи, следуя поступившим указаниям, всячески поддержали это соглашение на намазах в пятницу 17 июля.

Выступая на проповеди в центральной мечети южноиранского города Шираза, аятолла Лотфолла Дэжкам выразился таким образом, что в ирано-китайском диалоге не важна политическая линия, а существенным является основа действий, изложенная в коранических наставлениях, ниспосланных свыше, изложенных в суре «Момтаханэ». Эта сура говорит о том, разъяснил аятолла Дэжкам, что  с неверными, которые с вами не воевали, можно иметь справедливые отношения, поэтому договор вполне легитимен. Комментируя слова пятничного имама Шираза, консервативная тегеранская газета «Джомхурийе эслами» написала в субботу 18 июля, что  исходя из этого коранического наставления, Ирану не следует  иметь дела с Америкой, ибо это не богоугодное дело.  Далее это авторитетное издание написало, что хотя высказываться на подобные темы позволительно всякому, но апеллировать при этом к Корану не представляется необходимым. Как считает «Джомхурийе эслами», лучший способ высказаться по поводу этого документа, «подписанного на 25 лет вперед», это дать возможность высказаться в свободной атмосфере и с пониманием важности учета национальных интересов всем – согласным и противникам, обсудить его в СМИ, чтобы те, кто принимают решения,  сделали это взвешенно и обдуманно.

Обмен мнениями уже идет.  Махмуд Ахмади-Бейгаш, депутат Собрания исламского совета, член Комиссии по внешней политике и национальной безопасности, в своем телеинтервью с тревогой предположил, что Иран передаст Китаю право на обладанием рядом  островов в Персидском заливе. Но, считает парламентарий, протестные акции и другие виды гражданского давления способны нейтрализовать такого рода решения властей.   Он подтвердил, что  такой пункт является частью соглашения, но высказывает мнение о том, что несогласие народа, активность протестного лагеря и противодействие парламента могут привести к тому, что шаг не будет реализован.  Отметим, что глава иранского МИДа Мохаммад Джавад Зариф, выступая несколько дней назад перед парламентариями, отрицал факт  возможной передачи островов Китаю, заявив: «Мы никогда отдавали и впредь не отдадим как ни метра нашей земли, так и монопольного права на  ее использования ни Китаю,  ни какой бы то ни было другой стране». Что касается договора, то по словам министра, он на стадии обсуждения, пока еще нет разрешения правительства на принятие договоренностей,  и лишь только затем договор поступит на рассмотрение  законодательного органа – парламента. При этом упомянутый выше депутат Махмуд Ахмади-Бейгаш, работающий в профильной комиссии по внешней политике и национальной безопасности, добавил в своем интервью, что китайцы, по сути, убеждены, что иранские острова им достанутся. «Разумеется, законопроект нуждается в экспертной доработке, парламент как раз этим и займется, чтобы не допустить его нестыковки с национальными интересами иранского народа». Парламентария не устраивает и срок действия Договора, ибо «25 лет – чрезмерно большой срок действия подобного документа».

Части этого документы уже были опубликованы в последние недели, вызвав широкое недовольство иранцев не только внутри страны, но и за ее пределами. Это вызвало замешательство среди официальных представителей. Так, Махмуд Ваэзи, глава президентской канцелярии, назвал причину протестов «иллюзорной», добавив, что Исламская Республика ведет аналогичные судьбоносные переговоры с Россией и некоторыми другими соседями. Заместитель министра иностранных дел по экономическим вопросам Голам-Реза Ансари сказал, что «некоторые его аспекты типа передача острова Киш китайцам, очень нелепы и неправдоподобны».

Издание Petroleum Economist, которое цитируют иранские СМИ, написало в этой связи, что в Договоре предусмотрены скрытые преимущества для Китая, касающиеся, например, китайских возможностей инвестиций в иранский нефтяной и газовый сектор и нефтеперерабатывающую промышленность на астрономическую сумму 280 млрд долларов. В документе речь идет и об инвестициях на сумму 120 млрд в долларов на развитие транспортной и промышленной инфраструктуры. В Договоре включены и большие преференции Китаю на покупку нефти, обустройство и развитие нефтяных месторождений. СМИ ссылаются и на то, что предусмотрено размещение на иранской территории 5 тысяч китайских военнослужащих для охраны своих объектов, оплата импорта иранской нефти в другой валюте, нежели доллар и др.  Кроме портов на иранских островах, в соответствии с новым соглашением, Китай может воспользоваться и портами на Каспии и портом Чахбахар, в строительстве и расширении которых Китай сможет участвовать.

Интересную точку зрения на новый договор высказал и израильский аналитик по вопросам обороны и безопасности Рон Бен-Ишай. По его мнению, этот документ превращает Иран в китайскую колонию, а в плане безопасности, может иметь разрушительные последствия для всего ближневосточного региона, и, в частности, Израиля.  Израильский аналитик считает, что кроме катастрофических последствий в экономической сфере, несущих ущерб национальным интересам Ирана, документ создает серьезные угрозы в сфере безопасности на региональном уровне. Как предполагает Рон Бен-Ишай, точку зрения которого излагает фарсиязычная израильская радиостанция «Пейямэ Эсраиль»,  серьезная инвестиционная деятельность Китая может привести к созданию китайских баз на суверенной иранской территории, что обусловит высокий  уровень военного сотрудничества между двумя странами. Хотя китайские технологии, несомненно, уступают западноевропейским, американским или израильским, пишет израильский аналитик, но они превосходят иранские. Если они поступят на вооружение Корпуса стражей исламской революции (КСИР), это поднимет его уровень с точки зрения оснащенности, подняв наступательный потенциал. Весьма опасным может оказаться для региона, в том числе – и Израиля, и сотрудничество в сфере обмена разведывательной информацией между Ираном и Китаем. Такое, подчеркивает израильский аналитик, уже проверено на опыте целого ряда стран, подписавших с Китаем соответствующие соглашения. Израильские СМИ ссылаются и на другого, анонимного аналитика, отметившего, что Китай подписал целый ряд международных соглашений, позволивших ему поставить под свой контроль сырьевые запасы разных стран. Именно таким бывает результат китайского инвестирования в сферы добычи полезных ископаемых в десятках стран мира, вслед за чем КНР приобретает права на  первоочередные преференции в этой области. Кроме этого, Китай старается прибрать себе и потребительский рынок таких стран, что является звеньями одной цепи китайской экспансии.

В целом, на сегодня трудно сказать что-либо однозначное по поводу этого важного для нынешнего этапа развития Ирана документа. Несомненно, он несет большие плюсы развитию экономики страны, находящейся  на острой кризисной фазе. Но его подписание способно еще больше обострить противостояние с США, входящей в зону серьезной конфронтации с самой населенной страной мира, приближающейся к мировому лидерству. Кроме того, Ирану важно учесть весь комплекс своих национальных интересов, чтобы не попасть в западню, ловко расставленную дальневосточным партнером.