- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турецкие эксперты о позиции Анкары в армяно-азербайджанском противостоянии

В середине июля обострилась обстановка на границе Азербайджана и Армении, что некоторые эксперты оценили как возможность возобновления вооруженного конфликта между двумя странами. При этом правительство Турции недвусмысленно заняло сторону Азербайджана в конфликте и выступило с угрозами и предупреждениями в адрес Армении. Несмотря на это, турецкие эксперты сомневаются в желании Анкары вмешиваться в конфликт между постсоветскими государствами другими средствами кроме дипломатических. По их мнению, у турецкого правительства  нет ни ресурсов, ни желания, чтобы помогать Азербайджану военным путем, а грозные инвективы Анкары служат дополнительным средством давления на Россию  для того, чтобы договориться о выгодных для Турецкой Республики условиях урегулирования в Сирии и в Ливии.

12 июля в ходе столкновения на линии разграничении между Арменией и Азербайджаном погибло 16 человек, из них 11 – азербайджанские военнослужащие. Называть границей линию соприкосновения ВС двух стран можно условно, так как военные силы Армении де-факто оккупируют несколько районов Азербайджана. Вслед за этим министр национальной  обороны Турции Хулуси Акар на переговорах с заместителем министра обороны Азербайджана и командующим ВВС Рамизом Тахировым заявил, что «Армения определенно заплатит за свои действия». Он также отметил, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган находится в постоянном контакте со своим азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым и «внимательно отслеживает ситуацию». «Боль азербайджанских турок – это наша боль. Вы должны понять, что все беды, которые падают на Азербайджан, глубоко переживаются здесь в Турции. Кровь наших азербайджанских братьев не останется неотомщенной», — добавил Акар. В свою очередь министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу предложил Армении «образумиться и прийти в себя», добавив, что Турция будет помогать Азербайджану всеми доступными средствами. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил 14 июля, что «агрессивное наступление Армении находится за пределами политического веса этой страны». По его словам, целью агрессии является блокировать усилия по урегулированию карабахского кризиса и создать новые конфликтные зоны в регионе.

Некоторые турецкие политики рассуждают о возможном «заговоре», стоящем за армянскими действиями. Лидер небольшой оппозиционной исламистской партии Фатих Эрбакан отметил, что Армения намерена захватить Тавуш, небольшой регион, расположенный на стыке транспортных и энергетических путей, ведущих из Азербайджана в Грузию и Турцию. Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и железная дорога Баку-Тбилиси-Карс проходят по территории Тавуша всего в 20 километрах от границы с Арменией.

Необходимо отметить, что турецко-армянские отношения носят сложный и комплексный характер. В 2000-х годах в рамках реализации доктрины Ахмета Давутоглу о «нулевых проблемах с соседями» турецкое правительство делало попытки нормализации отношений с Ереваном. В 2008 году Турция и Армения подписали протокол об установлении дипломатических отношений и открытии границы. Однако это соглашение так и не было ратифицировано турецким парламентом, а позже Анкара и вовсе потеряла к нему интерес. В ноябре 2018 года президент Армении Серж Саргсян объявил о выходе Армении из данного договора, так как Турция не прилагает усилий к его реализации. Представляется, что изменение турецкой позиции было вызвано несколькими факторами. Во-первых, нормализация отношений с Арменией должна была служить более широким целям – европейской интеграции Турции. Однако в  2009 году два главных участника Евросоюза – Франция и Германия заблокировали турецкое членство в этой организации. Во-вторых, турецкие политики побоялись, что урегулирование отношений с Арменией нанесет ущерб партнерству с Азербайджаном. В 2009-2010 годах готовилось соглашение об экспорте азербайджанского газа в Турцию по выгодным для турецкой стороны ценам. Одновременно в Анкаре были озабочены тем, что отдаление от Турции приведет к дальнейшему укреплению позиций Израиля в Азербайджане.

Турецкая журналистка Амберлин Заман, освещающая военные аспекты политики руководства страны пишет о том, что агрессивные комментарии Анкары породили спекуляции о том, что Турция может вмешаться в армяно-азербайджанский конфликт военным путем. По ее мнению, президенты Эрдоган и Алиев  находятся в близких, дружественных отношениях, подкрепленных энергетическими сделками между Баку и Анкарой. Доказательством является недавний арест в Турции азербайджанского нефтяного миллиардера Мубариза Гурбаноглу Мансимова, попавшего в немилость к азербайджанскому руководству после своего разрыва с компанией SOCAR. Несмотря на это, она отвергает возможность военного вмешательства Анкары в разгоревшийся конфликт. Турецкий эксперт по российским делам Айдын Сезер убежден в том, что одной из причин воинственной риторики Эрдогана является попытка набрать очки у турецкого электората. На это в значительной степени было рассчитано недавнее возвращение Айя-Софии статуса мечети. Эта мера, по мнению эксперта, во многом не достигла своих целей.

Сезер предлагает еще два объяснения позиции Эрдогана. Во-первых, турецкий лидер может быть вдохновлен сближением с США на почве противодействия российской политике в Ливии и хочет распространить свою наступательную политику на Закавказье. Сам эксперт скептически относится к такой точке зрения.  Авантюра, предпринятая Грузией в Южной Осетии в 2008 году, показала, что Россия решительно защищает свои интересы в этом регионе и не позволит распространиться туда турецкой экспансии. Во-вторых, Анкара  может попытаться таким образом «прессовать» Россию в Сирии и в Ливии. Особенно в Ливии, где Россия обозначила Сирт и Эль-Джуфру как «красные линии». Переговоры с Россией о возможном компромиссе в Ливии пока идут трудно.  Таким образом, по мнению Сезера, турецкая поддержка Азербайджану вряд ли выйдет за рамки политических и дипломатических усилий. «Я не думаю, что шаги Турции базируются на хорошо просчитанном стратегическом планировании, но, может быть, наше правительство полагает, что давление на Кавказе  может побудить Россию к более гибкой политике в Ливии и в Сирии», — заключает Сезер.

Турецкий журналист и эксперт Фехим Таштекин, освещающий турецкую политику в Сирии и положение в Сирийском Курдистане, отмечает, что Россия проводит в Закавказье выверенную, сбалансированную политику, позволяющую ей сохранять влияние как в Армении, так и в Азербайджане. После распада СССР России удалось сохранить военные базы как в Армении, так и в Азербайджане. Военная база в Гюмри (Армения) функционирует до сих пор, а радиолокационная станция (РЛС) в Габале (Азербайджан) была закрыта в 2012 году. Правда, в 2015 году в СМИ появилось сообщение о том, что Москва и Баку достигли соглашения об открытии в Азербайджане новой российской военной базы, строительство которой должно было быть начато в 2017 году. Армения является союзником Российской Федерации по ОДКБ, но при этом Москва поставляет оружие Азербайджану. Российская сторона добилась от Еревана гарантий, что поставленные Армении системы ПВО С-300 не будут использоваться против Азербайджанской Республики. Одновременно такие же системы ПВО и системы залпового огня «Ураган» были проданы Азербайджану. По информации Таштекина, Баку, ведя активное военно-техническое сотрудничество с Россией, одновременно покупает у Израиля такие системы вооружений как баллистические ракеты LORA, дроны Hermes-900 и радарные системы EL/M-2106-ATAR, а у Турции системы противодействия беспилотникам IHTAR и управляемые ракеты SOM-B1. По мнению турецкого эксперта, несмотря на активное сотрудничество с Турцией, Баку зависит от Москвы гораздо больше, чем от Анкары. Фехим Таштекин отмечает: «Турецкие отношения с Азербайджаном в действительности никогда не дотягивали до провозглашенного лозунга «два государства, одна нация». Выступая в азербайджанском парламенте в 2009 году, премьер-министр Эрдоган заявил, что его страна никогда не нормализует свои отношения с Арменией до тех пор, пока не будет освобожден Карабах. Это несколько сгладило азербайджанское недовольство от сделки 2008 года, но неприятный осадок в восприятии Турции у Баку остался. Возлагая надежды на турецкую поддержку, Азербайджан никогда не будет игнорировать Москву. Это доказывается тесными связями Баку с Россией в сферах обороны и энергетики».