- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильские эксперты о волне социальных протестов в стране

Вечером 21 июля тысячи израильтян приняли участие в акции протеста в Иерусалиме против коррупции и поведения правительства в период пандемии коронавируса.

Ранее, в ночь с 18 на 19 июля, тысячи людей также вышли на улицы в Тель-Авиве и Иерусалиме для участия в антиправительственных акциях протеста с требованием отставки главы правительства.

Протестующие также выступают против ограничений на работу ресторанов и так называемого «закона о согласии», позволяющего правительству Израиля вводить в действие чрезвычайные постановления, а также вводить и изменять карантинные ограничения, без согласия Кнессета и парламентских комиссий.

Режим самоизоляции нанес огромный ущерб израильской экономике. Люди, лишившиеся своих бизнесов и просто минимального заработка, начали все громче протестовать. Появились очень сильные  группы давления: промышленники, рестораторы, владельцы залов торжеств, транспортные компании, представители туристического бизнеса, работники фитнес-клубов, люди искусства.

Основатель крупной инвестиционной фирмы Meitav Dash Investments Цви Степак уверен, что в ближайшее время ещё больше безработных израильтян, оставшихся без средств к существованию, выйдут с протестами на улицы. И если правительство будет бездействовать — Израиль ждет революция.

«Уже всем ясно, что в результате нынешнего кризиса бюджетный дефицит значительно возрастет. И следует сформировать план постепенного снижения бюджетного дефицита, рассчитанный на несколько лет. Нам приходилось успешно справляться с этой задачей в прошлом. Правительству не стоит бояться увеличения бюджетного дефицита из-за срочных мер по оказанию помощи предпринимателям и рядовым гражданам», — цитирует слова Степака экономический обозреватель издания «Калькалист» Ирит Ависар.

Степак подчеркивает, что отказ от экстренных мер несет в себе не только экономическую, но и социальную угрозу. «Миллион сидящих дома людей накапливают недоверие к государственным институтам, которое трансформируется в гнев и отчаяние. В такой ситуации разрушительный массовый протест — лишь вопрос времени», — говорит он.

Джуди Мальц, обозреватель издания «Гаарец», пишет о том, что социальные протесты вовлекают все большее количество молодых израильтян: если 14 июля они составили около половины, то 18 июля — подавляющее большинство. «У молодых участников протеста пока нет ни вышедших из их среды лидеров, ни реальной повестки дня. Они выходят на улицы, потому что опасаются за свое будущее»,- пишет Мальц.

В своей публикации она приводит мнение сразу нескольких  экспертов на этот счёт. Так Роби Натансон, директор макроэкономического центра политической экономики в Тель-Авиве, считает, что это молодое поколение израильтян, перед которым еще несколько месяцев назад были открыты все двери. «Они могли выбирать себе работу, получить образование, путешествовать по всему миру. Когда началась пандемия, всему этому пришел конец, и они поняли, что им придется дорого заплатить за то, что сейчас происходит», — заявил он.

В отличие от предыдущих поколений израильских рабочих, которые, как правило, вступали в профсоюзы, эти молодые израильтяне по большей части не работают по найму, многие из них — фрилансеры, и социальной защиты у них практически нет. «Многие из них даже не имеют права на пособие по безработице», — отмечает Натансон.

Так же Мальц в своей статье приводит мнение Тамар Герман, директора Центра общественного мнения и политических исследований им. Гутмана при Иерусалимском институте демократии Израиля: «Сейчас лето, у людей есть свободное время, погода хорошая, отчего бы не выйти на улицу, — говорит Герман. — Не будем забывать, что именно в это время года в 2011 году вспыхнули массовые социальные протесты, где тоже преобладали молодые люди».

Социальные протесты 2011 года, которые вовлекли почти полмиллиона человек, вспыхнули из-за дороговизны жизни. Их девизом было «Народ хочет социальной справедливости!»

Как и в случае с нынешними акциями протеста, отмечает Герман, большинство участников движения девять лет назад больше волновало состояние их банковских счетов, нежели высокие идеологические принципы. Герман отмечает, большинство протестных движений в мире, добившихся успеха, начались именно таким образом.

Также же Герман считает, что сейчас очень сложно предсказать, к чему все это приведет, но она не склонна считать, что результатом этого станет революция. «Если Нетаньяху решит остановить это движение, он может с легкостью это сделать, забросав участников протестов деньгами. Если это произойдет и начнут снова открываться рабочие места, многие из протестующих отправятся по домам».

В публикации Мальц также переведено мнение  гендиректор движения «Даркену» Яя (Яира) Финка, который считает, что среди молодых израильтян растет понимание того, что «основной договор между государством и его гражданами нарушен. Это — молодые люди, которые чувствуют, что страна, которую они любят и которой они так много дали, не выполняет свою часть договора и лишает их надежды на будущее». По его мнению именно в этом и есть суть нынешних протестов.

В другой публикации издания «Гаарец» бывший министр туризма и внутренних дел  Узи Барам выражает мнение, что в скором времени, в свете общественных протестов, власти Нетаньяху придёт конец. «При всех провалах Нетаньяху его сторонники продолжали утверждать, что он незаменим из-за его успехов в сфере экономики. Сейчас он рухнет не из-за коррупции — он рухнет из-за краха, который ударил по каждому гражданину. Новые демонстранты, ведущие явную общественно-экономическую борьбу, могут свергнуть его власть»,- пишет автор.

Отметим, что по различным прогнозам в Израиле ожидается еще большее ухудшение экономической ситуации. Так по информации, представленной главным экономистом Минфина Широй Гринберг, ВВП Израиля по итогам года сократится на 5,9–7,2%. В следующем году рост ВВП, по самым оптимистичным прогнозам, может составить 5,7%, в худшем случае – 2,2%.

Ожидается, что дефицит бюджета в нынешнем году вырастет до 13,1% ВВП с перспективой увеличиться до 14,2%. В 2021 году дефицит составит 9,4%, а в 2022 году — 6% — или, по более мрачному сценарию, 12,5% в 2021 году и 8,9% в 2022 году. Отношение совокупного долга к ВВП вырастет до 75,8% в этом году и до 85,1% в 2023 году.

Также заметим, что в западных странах безработица при пандемии составляет около 10% и менее, в Израиле же — более 20%.

Очевидно, что без четкой и скоординированной политики исполнительной власти экономическое положение израильтян продолжит ухудшаться, что приведет к росту недовольства и усилению волны протеста. Это является серьезной угрозой для правительства, положение которого и без того очень шаткое.